Туристический бизнес — один из самых прибыльных, примерно 7% мирового капитала. Вклад отрасли в мировую экономику превышает 10% мирового ВВП, что вполне сопоставимо с объемом торговли нефтью. В статье рассказывается об особенностях развития туристической отрасли в разных странах.
Охота к перемене мест
В некоторых странах доходы от туризма составляют более 50% ВВП. Это, например, такие островные государства, как Макао (89,5%), Антигуа и Барбуда (75,8%), Ангилья (71%), Аруба (70%), Мальдивы (61,3%), Сейшельские (54,5%) и Багамские острова (53,6%). Менее экзотические и более развитые страны получают, конечно, меньшую прибыль от туризма, но зато она намного весомее в абсолютных цифрах. Лидируют в этом списке США, которые в год зарабатывают на туристах порядка 110 млрд долл. Ежегодно 35 млн туристов посещают Тайм-сквер, около 31 млн играют в казино в Лас-Вегасе. Согласно рейтингу Всемирной туристской организации (ВТО) США — вторая после Франции по посещаемости страна в мире. В год в США приезжает порядка 80 млн туристов.
В мире в 2012 году из страны в страну выехало более 900 млн туристов и более 5 млрд человек совершили туристические поездки разной степени продолжительности внутри своих стран. Можно сказать, что мода на путешествия с каждым днем набирает обороты. Уже сейчас в сфере туризма занят каждый двенадцатый работающий человек в мире. Для туристов строятся гостиницы, дороги и развлекательные центры, открываются кафе и рестораны, их сопровождают гиды и водители. На туристов работают производители оборудования, средств передвижения, продуктов, сувениров, организаторы развлечений. Многие страны не получили бы такой известности и не развили бы свою экономику, если бы ежегодно в нее не вливались «туристические» деньги. Аналитики прогнозируют, что к 2020 году количество международных туристов вырастет до 1,6 млрд человек и лидером по приему гостей станет Китай — в этой стране туризм развивается особенно интенсивно.
Помимо того что туризм приносит значительные прибыли, он — один из немногих бизнесов, на деньги которого осуществляются крупные культурные и экологические проекты, сохраняется историческое и природное богатство стран. В целом он способствует развитию регионов, появлению новых рабочих мест, трудоустройству женщин. Туризм — один из самых гибких бизнесов, доходы от которого начинают поступать сразу. Правда, есть у этой медали и темная сторона — скажем, туризм может легко подорвать сельское хозяйство региона, перетянув на работу в кафе, рестораны и отели тех, кто традиционно возделывал землю и выращивал урожай.
Есть страны, которым повезло чуть больше, и у них кроме или вместо сельскохозяйственных земель есть и моря, и горы, и реки, и уникальные архитектурные или культурные памятники. Все это, безусловно, привлекает туристов. Но все же главное слово в словосочетании «туристический бизнес» — второе, и без инфраструктуры: дорог, гостиниц, развлечений, шопинга, сервиса — поток туристов если не иссякнет, то значительно уменьшится. Даже если достопримечательности уникальны. Ниже мы расскажем о нескольких странах, которые специализируются на летнем туризме (это вовсе не значит, что у них нет и других направлений).
Франция
Париж — самый туристический город в мире, а самый популярный его монумент — Эйфелева башня. Но, возможно, секрет популярности Франции кроется не только в достопримечательностях ее столицы. Страна предлагает все возможные виды отдыха: морской, сельский, гастрономический, развлекательный, шопинговый. Сюда едут круглый год — можно сказать, что сезон в ней всегда высокий.
Самые известные курорты Франции — Ривьера, Канны, Ницца, Сен-Тропе, Биарриц, княжество Монако (государство в государстве). Эти города славятся не только шикарными отелями, магазинами и пляжами, но и множеством достопримечательностей и культурных событий. На Ривьере это наскальные надписи бронзового века, античные термы и арены, два десятка готических часовен, храмы и дворцы эпохи барокко, неприступные крепости и 83 музея, в Ницце — Старый город с постройками
Отдельно стоит упомянуть город Лурд с его минеральными источниками — место, где в середине XIX века
Но не только мягкий климат, достопримечательности и чудеса привлекают туристов во Францию. Одним из самых важных факторов является высочайшее качество обслуживания и комфорта. Связано это с тем, что сфера услуг — самый большой сегмент занятости в стране. В обслуживании заняты до 70% экономически активного населения. Малый бизнес Франции — это в основном гостиничное и ресторанное дело, а также услуги по перевозке, розничная торговля. Во Франции 20 тыс. гостиниц, 85 тыс. ресторанов, 40 тыс. сельских домиков для туристов и 11,3 тыс. кемпингов, которые расположены на специально обустроенных территориях, а также 2,3 тыс. кемпингов на фермах или на природе. Отличное обслуживание, прекрасная еда из качественных деревенских продуктов и довольно низкие цены привлекают в мини-отели и кемпинги туристов со всего мира.
Туристический бизнес приносит Франции больше прибыли, чем сельское хозяйство, автомобилестроение, металлургия и другие отрасли промышленности. Структура занятости в туристическом бизнесе такова: 90% людей трудятся в ресторанах и кафе и имеют среднее техническое образование, которому отдается предпочтение при приеме на работу.
Франция занимает первое место в мире по посещаемости и третье по доходам от туристического бизнеса — 56 млрд долл. в год, что составляет 6,7% ВВП страны. Французы тратят на отдых в своей стране в четыре раза больше средств, чем иностранцы. Большую часть покупок (76%) туристы делают в Париже, причем самое прибыльное место в мире — правый берег реки Сены, на котором расположены целые кварталы магазинов. Он обеспечивает французской экономике 95% доходов от туристических покупок.
Самые выгодные туристы приезжают из Саудовской Аравии — каждый из них оставляет в магазинах Франции минимум 6,1 тыс. евро. За ними — китайские туристы (минимум 1,47 тыс. евро с человека). Немалый вклад в экономику Франции вносят и туристы из стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).
Систему государственного регулирования туристической деятельности Франции возглавляет министр туризма. Его задача — аудит и контроль за туристическим бизнесом. Министру подчиняется Генеральная инспекция по туризму, которая контролирует иностранных туроператоров во Франции и французских — за рубежом, а также мониторит мировой туристический рынок. При министерстве создан также Национальный комитет по туризму в составе 200 человек, который участвует в разработке законопроектов и государственной политики в области туризма. В комитет входят представители туристической отрасли. Также во Франции создано Управление туризма, которое контролирует работу на местах, регламентирует туристическую деятельность на основе законов, реализует социальные программы по обеспечению отдыха населения, с одной стороны, и занятости населения и подготовки кадров для туристического бизнеса — с другой.
Важна и идеология. Специально созданный Дом Франции (филиалы которого расположены по всему миру) заботится об имидже и рекламе страны за рубежом. Его бюджет на 60% состоит из государственных денег и на 40% — из средств, вложенных владельцами бизнеса, связанного с туризмом.
Испания
Из 34 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, Испания и Португалия особенно зависят от туризма. В Испании туризм обеспечивает 12% ВВП и является самой прибыльной отраслью экономики. За год туристы вливают в экономику страны около 61 млрд долл.
Именно с Испании начался бум туризма, который, как снежный ком, растет уже более 60 лет, немного останавливаясь только во времена экономических кризисов. В середине
В середине прошлого века Испания привлекала гостей чистейшими пляжами, морем, красотой старинных городов и... дешевизной. Уже тогда на побережье Коста Брава, на Майорке, а затем и в других регионах начали строить отели, номер в которых в 1950–70-х годах обходился на четверть дешевле, чем в Италии, и почти наполовину дешевле, чем в Великобритании, Швеции или Германии. В страну потоком хлынули туристы. Местное население быстро переквалифицировалось из рыбаков в работников отелей, кафе и ресторанов.
Прорывом в туристическом бизнесе всего мира (Испания здесь не исключение) стало изобретение в середине прошлого века пакетных туров, сделавших заграничные поездки доступными для представителей среднего класса. Их автором стал потомок российских эмигрантов Владимир Райц — один из основателей английской компании Horizon Holiday Group. Именно он первый предложил соединить для группы людей перелет или поездку на поезде (автобусе) с пребыванием в отеле и частичным или полным пансионом и экскурсиями. Получились групповые туры. Правда, в последнее время привычные туры «две недели для всей семьи» стали распадаться на фрагменты. Лучше всего продаются специализированные версии пляжного отдыха: клубы для молодежи, тихие курорты с изысканными дорогими отелями, детские заведения с аниматорами или апартаменты без питания.
Итак, развитая инфраструктура плюс низкие цены внутри страны сделали Испанию настоящим лидером европейского массового туризма. С 2010 года Испания находится на четвертом месте по посещаемости после Франции, США и Китая, здесь проводят каждый третий отпуск у моря. В 2012 году страну посетило около 60 млн человек, которые потратили в Испании порядка 60 млрд евро.
В последние годы с рынка «пляжного отдыха» Испанию теснят еще более бюджетные страны: Турция, Болгария, Хорватия. Но плюс Испании в том, что недалеко от ее пляжей расположены старинные города с крепостями, замками и интереснейшими музеями. Именно они — ценность для любого туриста, даже приехавшего поваляться на пляже.
По данным официальной государственной статистики, 90% всех туристов едет в пять основных курортных регионов страны: Каталонию, Балеарские острова, Канары, Андалузию и Валенсию. Значительная часть доходов (60%) поступает от Каталонии, Балеар и Канарских островов. Больше всего туристов гостит в Каталонии (15 млн) и на Балеарах (11 млн). Главные туристы в Испании — англичане (16 млн), немцы (9,9 млн) и французы (8,8 млн). Они, по данным Instituto de Estudios Turisticos, составляют 62% всего въездного потока. Средние расходы туриста в Испании в день составляют минимум 101 евро.
Турция
По количеству посещений туристами Турция стоит на седьмом месте в мире, причем 12% гостей — россияне. Доход страны от туризма составляет около 24 млрд долл. (ВВП страны — 900 млрд долл.). Турки стараются подстроиться под потребности гостей: создают туристические ресурсы на разных языках, в том числе и на русском, предоставляют туристам медицинское обслуживание, жестко следят за безопасностью на дорогах. В Анталии даже открылась русская православная церковь.
Особенно популярен в Турции пляжный и шопинговый туризм. Кроме того, страна славится высоким комфортом отелей, отличным сервисом и самое главное — древнейшими памятниками истории и архитектуры. Несмотря на политическую нестабильность, поток туристов в страну только растет — в 2012 году в Турции побывало 32 млн гостей из разных стран, в 2013 году ожидается увеличение количества туристов примерно на миллион человек.
Наиболее популярные места отдыха — города-курорты Анталия, Кемер, Белек, Аланья, Айвалык, Бодрум, Даламан, Измир, Кушадаси, Мармарис, Текирова, Сиде, Фетия. Высокий сезон на курортах — с середины июля до конца августа. Протяженность морского побережья Турции составляет около 9 тыс. километров. Кроме курортов на Средиземном море Турции принадлежит часть черноморского побережья. Правда, пляжный сезон там намного короче средиземноморского.
Так было не всегда. Стремительное развитие отрасли началось с того, что в начале
Но не все в туристической индустрии Турции идет гладко. Прежде всего проблемы связаны с политическими неурядицами. Так, в начале
Болгария
В Болгарии доходы от туризма составляют около 8% ВВП (около 6 млрд долл. ежегодно). Правительство Болгарии определило туризм как приоритетную отрасль развития экономики, которая находится в ведении Министерства экономики, энергетики и туризма. Государство в его лице активно взаимодействует с частными фирмами: выдает лицензии всем провайдерам, гидам, перевозчикам, сертифицирует кафе и рестораны. От одной до пяти звезд могут получить не только отели, но и предприятия питания. Разумеется, это напрямую влияет на цены в них.
Болгария всерьез озабочена своим имиджем на международном рынке. Чтобы его рекламировать за рубежом, было разработано несколько специальных логотипов для каждого вида отдыха, снято несколько рекламных роликов и фильмов, которые транслируются популярными европейскими каналами, и создан официальный сайт на девяти языках, рассказывающий потенциальным туристам о Болгарии (http://bulgariatravel.org/ru/nachalo/). Специальные рекламные кампании проходят в странах, граждане которых особенно любят бывать в Болгарии: в Румынии, Греции, Германии и России. Также около 10 млрд евро в год правительство тратит на программу поддержки регионов и развития в них инфраструктуры для туристического бизнеса.
В Болгарии более 200 километров черноморских пляжей, вдоль которых расположена сеть отелей и ресторанов различных ценовых категорий, а также магазины, казино, дискотеки, парки развлечений. Вдоль всего побережья проходит автострада Балчик — Варна — Бургас. На слуху у всего мира недорогие, но качественные курорты Солнечный берег, Албена, Золотые пески. Здесь не только теплое море и прекрасный сервис, монастыри и деревни с древними ремеслами, но и отличная кухня: домашний сыр и йогурт, мясо, морепродукты, оригинальные хлебобулочные изделия, качественные недорогие вина.
В целом, изучая туристическую отрасль в разных странах, можно прийти к общим выводам. Как ни хороши достопримечательности и природа, туристы вряд ли проголосуют рублем, если государство не уделяет этому направлению должного внимания и не оказывает экономической поддержки бизнесу, связанному с туризмом. Современное путешествие — это прежде всего комфорт передвижения, безопасность и развитая инфраструктура дорог, отелей, предприятий общепита, пляжей и торговых центров.
Л. Б. ЗИМИНА