Президент России в феврале 2013 года поручил Минфину и Минэкономразвития провести экспертизу эффективности расходов федерального бюджета и представить предложения по их оптимизации. К этой работе были привлечены эксперты из РАНХиГС и Высшей школы экономики. Всего было образовано 13 рабочих групп, которые разработали меры по всему комплексу вопросов, так или иначе затрагивающих тему бюджетных расходов. Мы представляем вниманию читателей обзор наиболее интересных предложений экспертной группы под руководством заведующего лабораторией бюджетного федерализма ИЭПП им. Е. Т. Гайдара В. С. Назарова и директора Центра исследований региональных реформ РАНХиГС А. Н. Дерюгина, направленных на совершенствование межбюджетных отношений и разграничение расходных полномочий между уровнями публичной власти.
Межбюджетные отношения на федеральном уровне
Проблема:
недостатки механизма выравнивания бюджетной обеспеченности регионов
Эксперты констатируют, что после распределения межбюджетных трансфертов сохраняется высокий уровень дифференциации бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Ситуация связана в том числе с относительно небольшой долей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в общем объеме межбюджетных трансфертов, а также низким выравнивающим эффектом субсидий и дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
Предложения:
· с 2016 года увеличить объем дотаций на выравнивание за счет сокращения объемов субсидий. Сокращение объемов субсидий необходимо производить за счет планового завершения их предоставления;
· с 2016 года ограничить общий объем субсидий величиной, равной 50% объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
По мысли авторов, реализация этих двух мер позволит повысить прозрачность и объективность межбюджетных отношений, а также усилит выравнивающий эффект от их предоставления.
В случае превышения общего объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ 50% общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, которое будет свидетельствовать о вертикальной разбалансировке бюджетной системы, предложено осуществить следующие меры:
· увеличить ставку НДФЛ;
· снизить тариф страхового взноса в ПФР;
· сократить объем дотаций на сбалансированность;
· увеличить расходы федерального бюджета на предоставление трансфертов из федерального бюджета бюджету ПФР.
Это позволит относительно равномерно увеличить доходную базу бюджетов всех субъектов РФ и обеспечить их ресурсами, необходимыми для финансирования мероприятий, учитываемых при предоставлении дотаций на сбалансированность.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти