Версия для печати 1880 Материалы по теме
Мнение вице-президента "ОПОРА России" Михаила Мамуты
Нужно больше гарантий

По мнению вице-президента Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» по банковской деятельности и финансам Михаила Валерьевича МАМУТЫ, инфраструктура государственной поддержки малых и средних предпринимателей за последние годы значительно улучшилась. Тем не менее необходимо провести ревизию соответствующих программ и задействовать новые стимулирующие механизмы.

— В 2013 году в результате повышения страховых взносов началось массовое снятие индивидуальных предпринимателей с регистрационного учета. Затем были приняты поправки, в соответствии с которыми с 2014 года для ИП с доходом до 300 тысяч рублей страховые взносы вновь рассчитываются исходя из одного МРОТ. Каков общий ущерб от повышения страховых взносов? В какой мере принятые изменения помогли смягчить удар?

— Ущерб оказался серьезным прежде всего с точки зрения психологии предпринимателей. Эта мера снизила интерес людей к занятию бизнесом. Предприниматель ожидает, что государство будет его как-то поощрять, а получилось, что оно вместо этого начало требовать с него еще больше. Политика в отношении малого бизнеса носит несколько разнонаправленный характер. Создаются определенные стимулы, которые отчасти нивелируются другими решениями.

Отмечу, что решение о введении той шкалы, которая действует с нового года, в целом было воспринято позитивно. Ее с некоторыми оговорками можно считать более справедливой хотя бы потому, что она предусматривает зависимость платежа от дохода. Пока у нас нет цифр, которые бы говорили о количественном влиянии этих мер. Думаю, спад совершенно точно прекратился и, возможно, начался хоть какой-то рост.

Однако есть два нюанса, которые портят картину. Первый касается упрощенной системы налогообложения с 15-процентной ставкой. С 6-процентной ставкой УСН и с ЕНВД все понятно: сумма страхового взноса вычитается из суммы налога. Это справедливо, потому что государство должно само решать, куда направить деньги, уплаченные предпринимателем, — в бюджет или во внебюджетные фонды. А вот при использовании УСН с 15-процентной ставкой сумма взносов вычитается из дохода, то есть относится на затраты. Использовать 15-процентную шкалу налогообложения становится невыгодно, поэтому все больше тех предпринимателей, которые отказываются от нее и переходят на 6 процентов. Это не очень хорошо, потому что УСН с 15-процентной ставкой по своей сути ближе к нормальной, общей системе налогообложения. Ее следовало бы не подавлять, а, наоборот, стимулировать, чтобы предприниматели постепенно учились правильно считать доходы и расходы.

Еще хуже ситуация обстоит с патентной системой налогообложения, введенной в 2014 году. Потенциально она очень удобна. Однако и с патентом та же самая история: страховой взнос уплачивается отдельно, сверх патента. На наш взгляд, это полностью лишает смысла всю конструкцию. Есть виды деятельности, где выплата по страховым взносам превышает стоимость патента. Боюсь, это создаст практические сложности с использованием данной системы. Мы ожидали, что поправки по патентам и УСН с 15-процентной ставкой будут приняты еще до конца 2013 года, но, к сожалению, этого не произошло. Нужно постараться снять этот вопрос в весеннюю сессию Государственной думы.

Второй нюанс состоит в верхнем ограничении суммы уплачиваемого страхового взноса. Сейчас такая планка установлена на уровне восьми МРОТ. Считаем, что это очень много. Мы предлагали сделать ее равной двум, максимум трем МРОТ, но никак не восьми. Это бьет прежде всего по тем, кто находится на общей системе налогообложения и на УСН с 15-процентной ставкой.

Итак, в вопросе страховых взносов пока можно поставить многоточие. В целом мы считаем шаги по корректировке ситуации позитивными, однако подчеркиваем, что необходимы дополнительные усилия.

— Экономическая ситуация в регионах оставляет желать лучшего. Ощущается ли в связи с этим какой-то дополнительный интерес к развитию малого бизнеса со стороны региональных или местных властей?

— Пока сложно сказать. Мы считаем, что ряд идей, которые предлагала или инициировала «ОПОРА», стратегически могут оказать большое положительное влияние на развитие бизнеса в регионах. В первую очередь я имею в виду идею налоговых каникул для новых индивидуальных предпринимателей. Как вы знаете, она была поддержана на государственном уровне, и несколько пилотных регионов получили право ввести каникулы сроком на два года. Надеемся, впоследствии такая возможность появится у всех субъектов РФ. Это важный стимул для открытия новых бизнесов.

В правительстве признают, что в 2014 году есть вероятность высвобождения части рабочей силы с крупных предприятий. Возникает вопрос, куда ее девать. Часть людей можно переучить или даже переселить, если речь идет о моногородах, но все это очень затратные мероприятия. Есть более простой, рыночный механизм — создать стимулы, чтобы они открывали собственное дело. С точки зрения бюджета это на порядок выгоднее любых затратных методов. Этим, впрочем, нельзя ограничиваться: нужно учитывать, что не все могут заниматься бизнесом. Тем не менее для людей, которые стоят перед этим выбором сегодня и будут стоять завтра, наличие такого простого входа в бизнес и комфортного режима работы на протяжении первых двух лет — очень важный фактор. Думаю, если бы я сам начинал сегодня, он оказал бы значительное влияние на мое решение.

Некоторые полагают, что, предоставляя такую льготу, мы создаем выпадающие доходы. Беспокойство фискальных органов за бюджетные доходы понятно. Однако речь идет о новом бизнесе, которого еще нет и, скорее всего, не будет, если не создать для него условий с помощью подобных стимулов. Пусть люди откроют бизнес, разовьют его и только потом — через 2–3 года — будут что-то платить. Тогда это превратится в дополнительный доход бюджета.

Наша логика имеет продолжение. Мы считаем, что стимулирование новых предпринимателей не должно ограничиваться первыми двумя годами их деятельности. У них должен быть стимул развиваться дальше. Как это может работать? Если бизнес был создан с нуля, а затем дорос до уровня малого предприятия, ему нужно продлить льготу на год-два. Если он за это время развился дальше, до среднего предприятия, то ему следует вновь продлить льготу. Дело в том, что микробизнес практически не дает никакого экономического вклада в бюджет. У него иная, социальная, функция — кормить хозяина и членов его семьи. И это правильно. Но если мы хотим создать армию экономически активных агентов, тогда предприятия по своему размеру должны быть ближе к средним. Следовательно, нам нужно поддержать как можно более активный рост микробизнеса в малый и малого бизнеса — в средний. В этом суть концепции «газелей», то есть малых предприятий, которые растут на 20–25 процентов ежегодно, создавая тем самым источник для пополнения бюджета в будущем.

СПРАВКА
1 января 2013 года вступили в силу изменения, в соответствии с которыми начала действовать новая ставка страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Теперь она рассчитывалась исходя из двух, а не одного МРОТ, достигнув в результате почти 36 тыс. руб. Следствием этого решения стало массовое снятие индивидуальных предпринимателей с регистрационного учета. Стоит добавить, что в некоторых регионах по ИП и малым предприятиям ударили действия региональных и местных властей, связанные с ликвидацией нестационарных и временных торговых объектов, повышением арендных ставок, введением ограничений на торговлю алкогольной продукцией.

После того как негативный эффект от повышения страховых взносов стал очевиден (по оценкам, прекратило деятельность около 540 тыс. ИП), правительство пошло на пересмотр своего решения. Большую роль сыграла и активная позиция самого бизнес-сообщества: «ОПОРА России» собрала более 130 тыс. подписей против повышения взносов.

С 2014 года для ИП с доходом до 300 тыс. руб. страховые взносы рассчитываются исходя из одного МРОТ и составляют примерно 17,3 тыс. руб. Для остальных ИП они вычисляются по формуле: один МРОТ + 1% от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. При этом максимально допустимый размер страховых взносов составляет восемь МРОТ х 26% х 12, то есть чуть более 138,6 тыс. руб.

— Как вы оцениваете качество региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства? Что-то улучшилось за последние годы?

— Вообще за последние лет десять создана достаточно мощная инфраструктура поддержки бизнеса в регионах — как по видам поддержки, так и по объемам выделяемых на эти цели средств. Однако есть несколько вопросов. Первый — все ли регионы умеют эффективно пользоваться этим инструментарием? «ОПОРА» уже приводила парадоксальные цифры: есть регионы, где средств выделяется больше, чем в среднем по России, а рост при этом существенно меньше. Значит, деньги расходуются неэффективно или направляются не туда, куда нужно. Поэтому, на наш взгляд, нужна ревизия региональных программ.

Второй вопрос касается дальнейшего развития программ поддержки малого бизнеса. По нашему мнению, сегодня наиболее эффективно работают такие направления, как региональные гарантийные фонды и региональные микрофинансовые организации, кредитующие начинающих бизнесменов по очень низким ставкам (8–9 процентов, а в некоторых случаях — 0 процентов). Спрос на микрозаймы очень велик и существенно превышает ресурс фондов. То же можно сказать и про гарантии. Но и у этих механизмов есть свои недостатки. Гарантийные фонды практически во всех регионах работают по своим правилам, что неудобно для банков, особенно федеральных, которые вынуждены в каждом регионе корректировать стандарт взаимодействия с фондами.

Кроме того, Центробанк пока только в Москве разрешает банкам переводить кредиты предприятиям малого и среднего бизнеса, выданные под поручительства гарантийного фонда, в первую категорию ссуд (что позволяет банкам снизить объем формируемых резервов на возможные потери по таким ссудам). То есть в целом по стране эта система пока не очень помогает банкам.

Проблема номер три: объем гарантийного обеспечения стартапов, которое дают гарантийные фонды, — в среднем 50–70 процентов, — на наш взгляд, недостаточен. Международный опыт говорит о том, что нормальным уровнем для стартапов, у которых, как правило, нет никакого имущества, является 90 процентов. Да, это риск, но риск необходимый, если мы действительно хотим вовлечь людей в занятие бизнесом.

Считаем, что необходимо как можно скорее запустить федеральный гарантийный фонд. Этот вопрос на политическом уровне уже решен, но формальности, связанные с созданием фонда, могут растянуться на несколько месяцев. Между тем желательно, чтобы он начал работать уже со второго квартала. Федеральная гарантийная программа позволит решить две задачи. Во‑первых, будет унифицирована деятельность региональных гарантийных фондов. Во‑вторых, федеральный фонд сможет предоставлять банкам контргарантии по гарантиям региональных фондов, что позволит повышать качество выдаваемых ссуд. Соответственно, интерес и доверие банков к этой системе существенно вырастут.

Есть еще один гарантийный механизм, который реализуется через Внешэкономбанк и связан с гарантиями среднему бизнесу. Он важен, потому что гарантийные механизмы должны быть сквозными, чтобы компании могли расти и параллельно получать поддержку. Это решающий фактор, если мы говорим о развитии компаний-«газелей».

Итак, необходимо провести ревизию программы поддержки малого и среднего предпринимательства, подумать над тем, какие еще современные механизмы могли бы оказаться полезными. В качестве одной из таких мер можно рассмотреть механизм государственных гарантий по проектным облигациям. Проектное финансирование у нас совершенно не развито, а между тем оно необходимо для обеспечения реализации инфраструктурных проектов. Данный механизм пока только предстоит запустить.

нужно больше гарантий.jpg

— Закон о контрактной системе открывает малому бизнесу более широкий доступ к государственному заказу. Будут ли практические результаты?

— Наиболее глобальный и устойчивый спрос на продукцию малого бизнеса сегодня генерирует именно государство. Поэтому нормальный доступ к госзаказу — это одно из условий для создания долгосрочной базы для развития бизнеса. Что мне кажется важным в принятых решениях? Это не только увеличение обязательной доли малого и среднего бизнеса в госзакупках до 15 процентов, но и то, что для госкорпораций установлены похожие требования. Не все здесь пока работает. На региональном уровне довольно часто очень формально относятся к требованиям закона, и, как следствие, малые предприятия не получают реального доступа к закупкам. Здесь наш главный союзник на протяжении многих лет — Федеральная антимонопольная служба, которая старается делать все возможное, чтобы обеспечить соблюдение соответствующих правил.

Вторая проблема — так называемые карманные компании, которые по заранее расписанным сценариям получают доступ к государственным средствам. С ней бороться сложнее, с формальной точки зрения «привязаться» здесь бывает не к чему. Однако есть проект ОНФ «За честные закупки», который курирует президент «ОПОРА» А. В. Бречалов и который здорово работает. Участники проекта вычисляют закупки, в которых изначально завышены цены, что очевидно указывает на участие в них карманных фирм. Буквально за три месяца работы проекта в регионах было отменено закупок на 135 миллиардов рублей, а вместо них размещены новые закупки уже по разумным деньгам. Когда деньги разумные, доступ к закупкам, скорее всего, получат уже обычные, нормально работающие малые предприятия. Фирмам, специально создаваемым для дележки средств, это уже неинтересно: пилить там нечего.

— На протяжении многих лет предпринимательское сообщество озвучивает примерно один и тот же список проблем (доступ к кредитным ресурсам, тарифы, проверки, административные барьеры, стоимость аренды помещений и так далее). Наблюдаете ли вы какие-нибудь тенденции — одни проблемы выходят на передний план, другие, наоборот, становятся менее острыми?

— Действительно, этот перечень более или менее постоянный, но приоритетность меняется. По опросам, в 2013 году на первом месте стояла проблема страховых взносов и в целом фискальной нагрузки. Второе место занимала проблема инфраструктурных ограничений, третье — проблема доступности кредитов. Мы рассчитываем, что в 2014 году фискальная проблема уйдет с первого плана и окажется на своей стандартной 4–5-й позиции. Проблема кредитов также несколько ослабнет по двум причинам: во-первых, будут развиваться микрофинансовые программы для начинающих, во-вторых, может наконец заработать федеральный гарантийный фонд.

Проблема инфраструктурных подключений с высокой вероятностью сохранит свою остроту. К сожалению, пока в России подключиться к сетям дороже и значительно дольше по времени, чем в развитых, а возможно, и в развивающихся странах. Этим вопросом необходимо активно заниматься.

Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться