Владимир Путин подписал в понедельник указ о реабилитации народов Крыма, пострадавших в результате депортации с территории Крымской АССР, сообщает «РБК». При этом о политической автономии, которую требовал Меджлис крымско-татарского народа, речи в указе не идет. Он носит в основном декларативный характер.
«Дачная амнистия» под вопросом
Согласно тексту закона, для упрощенной регистрации прав на жилые строения не требуется разрешения на строительство или ввод объекта в эксплуатацию. Достаточно предоставить в Росреестр любой документ, удостоверяющий право на земельный участок, на котором находится здание.
Если российские власти позволят крымским татарам зарегистрировать права на землю, это устранит одну из важнейших проблем, уверен член правления международного сообщества «Мемориал» Ян Рачинский. По мнению юриста адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Андрея Кузьмина, теперь регистрация всей недвижимости для репрессированных народов будет осуществляться по фактическому ее использованию. Перерегистрация объектов недвижимости в Крыму и их включение в кадастр, согласно планам Минэкономразвития, должны быть завершены до 2017 года.
Также представители репрессированных народов теперь смогут получить общее образование на армянском, болгарском, греческом, крымско-татарском и немецком языках, следует из текста указа. Ранее в новой Конституции Крыма крымско-татарскому языку был придан статус государственного.
Непризнанная автономия
По мнению Яна Рачинского, некоторые моменты в указе могут вызвать явное несогласие крымских татар. В частности, создание национально-культурной автономии, которое предписывается указом, не подразумевает формирования каких-либо административных или властных институтов. Курултай крымско-татарского народа уже обращался в ООН с призывом поддержать создание в Крыму национально-территориальной автономии, напоминает он. Как отмечалось ранее в заявлении Меджлиса, в Конституции Крыма отсутствуют нормы, определяющие официальный статус высшего представительного органа крымско-татарского народа — Курултая — и формируемых им органов.
Кроме того, еще более 100 000 крымских татар хотели бы вернуться на родину из Узбекистана. Будет ли им предоставлена возможность вернуться — пока под вопросом, указ этот вопрос обходит стороной.