Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила первому вице-премьеру Игорю Шувалову отзывы отечественных бизнес-ассоциаций о работе Кодекса добросовестных практик, сообщает «Российская газета». Этот кодекс подписали объединения производителей товаров ежедневного спроса с одной стороны и торговых сетей — с другой. Цель документа — самостоятельное регулирование отношений между участниками рынка, без вмешательства государства.
Кодекс был создан в качестве упредительной меры с целью смягчения готовящихся поправок к закону о торговле. Наиболее либеральные поправки предполагают расширение полномочий ФАС для выявления недобросовестных действий крупных игроков отрасли. Более радикальный вариант законопроекта включает в себя запрет любых наценок свыше установленного государством уровня.
Наценки скрытые и прямые
С укреплением рыночных позиций и размеров торговых сетей доля их маржи в торговой цепочке все больше расширяется. Нередко из-за этого растет розничная цена товаров для потребителей. Решить проблему не помогло даже ограничение ретро-бонусов, то есть доплат (или скидок) от производителей в пользу торговой сети за продажу их товаров. Такие бонусы зачастую доходят до 30% от первоначальной стоимости товара. Их оплата прописывается в отдельных договорах и с точки зрения закона о торговле претензий к ним быть не может.
Нередки также случаи, когда оператор розничной сети требует от поставщиков плату за появление их товаров в каждом своем новом магазине. Фактически сеть расширяется за счет поставщиков. Чтобы не работать в убыток, производители закладывают ретро-бонусы в свои отпускные цены, что в итоге также повышает конечную цену продукции.
Рынок должен стать саморегулируемым
Против саморегулирования в его нынешнем виде выступает некоммерческое объединение «Рыбный союз». По оценкам исполнительного директора союза Сергея Гудкова, только в