Государственные чиновники и эксперты высказываются о понижении рейтинга России, о ситуации вокруг платежных систем и о бюджетном правиле.
Понижение S&P суверенного рейтинга России
Министр экономического развития Алексей Улюкаев
«Это ожидаемое решение. Понятно, что это отчасти политически мотивированное решение, а отчасти, возможно, реакция на то действительное ухудшение макроэкономической ситуации, в которой мы находимся ... Как это повлияет на поведение инвесторов? Я не думаю, чтобы это повлияло принципиально. Мне кажется, что это было заложено уже в инвестиционные ожидания».
Старший экономист института энергетики и финансов Антон Табах
«....надо понимать, какие последствия нас ждут. Скорее всего, продолжится атака на рубль и распродажа российских бумаг. Снижение рейтингов на одну ступень практически гарантировано для госкорпораций и госбанков, а также регионов, имеющих рейтинг на уровне странового — Москвы, Петербурга, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Если за нынешним снижением суверенного рейтинга последует снижение до BB+, то привлечение новых займов для компаний станет дороже на
Ситуация пока скорее неприятная, а не катастрофичная. Но вкупе с банковским кризисом и риском просрочки долгов может усугубить падение экономики и потребовать активного вмешательства государства — причем, в тот момент, когда его возможности существенно хуже, чем 5 лет назад».
Ситуация вокруг Visa и MasterCard
Первый зампред правительства Игорь Шувалов
«Мы просто хотим, чтобы теперь банки и эмитенты карт могли предоставить своим клиентам возможность осуществлять расчеты через Master, через Visa, через UnionPay, национальную платежную систему, и таким образом меню услуг будет значительно шире».
Министр финансов Антон Силуанов
«Мы считаем, что пока нет серьезных оснований говорить о том, что мы должны отказываться от действующих платежных систем — Visa и MasterCard. Но параллельно начинаем больше внимания уделять собственной расчетной системе».
Предложение депутатов ввести залог на право деятельности Visa и MasterCard
Источник, близкий к одной из международных платежных систем
«Это беспрецедентное действие, потому что берется залог за право вести деятельность в стране. Его размер достаточно большой, и поэтому бизнес будет считать, насколько ему выгодно держать этот депозит, который, может быть, вернут, а может быть, не вернут. Этот депозит считается высокорискованным».
Аналитик Михаил Завараев
«...Например, у MasterСard выручка от бизнеса по всему миру составляет 8,4 млрд долл., чистая прибыль — 3,2 млрд долл., их кэш — 3,6 млрд долл., причем 40% бизнеса находится в США. Заморозить в России 1 млрд долл. для них означает, что они должны будут десять лет работать только для того, чтобы оплатить право вести бизнес в России».
Заместитель председателя комитета Госдумы по финансовым рынкам Владислав Резник
«Я разговаривал с представителями платежных систем и сделал вывод, что условия их устраивают. По крайней мере, протестов мы не слышали».
Менять или не менять бюджетное правило?
Помощник президента РФ Андрей Белоусов
«Пока по 2014 году мы не меняем, вернуться к модификации после обсуждений, я думаю, это возможно при определенных условиях».
«Присоединение Крыма объективно потребует достаточно больших инвестиций в экономику полуострова. Так, например, чтобы он стал независимым с точки зрения водоснабжения, необходимы инвестиции в размере
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин
«Пока решение (не менять бюджетное правило — bujet.ru ) представляется мне правильным. Нынешняя обстановка требует сохранения бюджетного правила и концентрации определенных средств для расчетов по долгам».
Руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич
«Решение правильное, хотя нет гарантий, что при ухудшении ситуации вопрос о коррекции бюджетного правила не будет поставлен вновь. Пока я не вижу оснований для этого».
По материалам «Российской газеты», «РБК daily», «РИА Новости» и «Ведомости».