Открывшийся в четверг очередной Петербургский экономический на этот раз обошелся без традиционных, как раньше, широких дискуссий по разнообразному кругу экономических проблем. Хотя предложения по вариантам ускорения темпов роста российской экономики звучали. Сами чиновники говорили о необходимости повысить эффективность государственных инвестиций и снизить давление на бизнес. Сам бизнес нуждается в серьезной налоговой реформе и повышении производительности. Между тем, экономическая неопределенность — та тема, которая больше других волнует сегодня участников саммита.
УЧАСТНИКИ
На три дня работы форума Петербург ожидает 6,5 тыс. участников и гостей. Среди них будут 109 представителей официальных делегаций из 62 государств, а также главы 146 крупных мировых и 450 ведущих российских компаний, более 1700 журналистов, сообщают в оргкомитете. Почти треть запланированных топ-лиц в условиях американских санкций на саммит в этом году не приедет.
Замминистра Минэкономразвития Сергей Беляков считает, что дискуссия в рамках ПМЭФ-2014 будет более оживленной и злободневной, чем в предыдущие годы, а качество программы форума не пострадало от отказа первых лиц нескольких зарубежных компаний принять участие. «Есть у нас надуманная проблема, что якобы отказы некоторых участников могут привести к провалу каких-то дискуссий». С.Беляков сказал РИА Новости, что всего 30 человек отказалось, из них 20 по причинам, связанным с внешним давлением.
На этот раз сессии форума выстроены вокруг четырех ключевых тематических направлений:
— «Восстановление равновесия для стимулирования роста: управление рисками»
— «Раскрытие конкурентного потенциала России»
-«Управление прорывными технологиями и адаптация к изменениям»
— «Беседы, определяющие будущее», цикл встреч с мировыми лидерами
ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ
Государство на форуме представляли ключевые министры и руководители госкорпораций, включая главу Минэкономразвития Алексея Улюкаева, министра финансов Антона Силуанова, главу «Сбербанка» Германа Грефа, советника президента России Сергея Глазьева, бывшего министра финансов Алексея Кудрина.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
«Мы декларируем, что мы снижаем регулятивное давление на бизнес. Но на практике оно увеличивается....Мне кажется, вот этот разрыв между правильно продекларированными целями и далеко не всегда им соответствующей практикой порождает у бизнеса неуверенность: точно ли я понимаю это правительство или мне нужно заложиться на то, что реализация правильных целей пойдет вразрез с их формулировкой... Мы каждый год увеличиваем регулятивное давление на бизнес. И я уже не говорю про «подковерные» издержки, только легальные. Нужно регулировать то, что нужно регулировать; дерегулировать то, что не надо регулировать, и не перепутать одно со вторым».
Алексей Улюкаев, глава Минэкономразвития
СТРАНА НЕ ДОЛЖНА ПОВОРАЧИВАТЬСЯ В СТОРОНУ ИЗОЛЯЦИОНИЗМА
«Мы сегодня обсуждаем нашу конкурентоспособность в новых условиях, потому что из-за ограничений и санкций нам придется переосмысливать ряд позиций. Я считаю, что нам нужно не давать повода для неопределенности. Ни в коем случае нельзя закрываться». Антон Силуанов, министр финансов
ТЕКУЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС
«Мне непонятна экономическая политика не только в ее провозглашенном виде, но и в ее проводимом виде», — заявил президент Сбербанка. По словам Грефа, «произошло драматическое падение темпов экономического роста, и сейчас, по прогнозам экспертов, наши темпы экономического роста колеблются от −0,5 до 0,5 процентных пункта, то есть в пределах статистической погрешности».
Герман Греф, глава «Сбербанка»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ — НИЗКАЯ
«За 11 лет, с 2000 по 2011 год, российский бюджет увеличился в 3,9 раза в реальном выражении, то есть мы стали больше покупать услуг, инвестировать и создавать других благ. Однако заметного улучшения качества услуг, например в здравоохранении или образовании, мы не увидели. Капитализация рынка возросла с 200 млрд до 1 трлн, активы банков возросли в десятки раз. У нас увеличивалось финансирование, однако эффективность расходования средств оставалась низкой».
Алексей Кудрин, экс-министр финансов России
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА ЧЕРЕЗ ДЕШЕВЫЕ КРЕДИТЫ
«Мы любим сравнивать себя с Германией. Но там даже российский бизнесмен может взять оборудование в кредит на 10 лет под 0,5% годовых — у нас такого инструмента нет в природе. Ни
Сергей Глазьев, советник президента России.
НЕОБХОДИМОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ
«Проведение собственной независимой политической линии, особенно в условиях жесткого геополитического противостояния, невозможно без экономической мобилизации. Главными задачами этой мобилизации являются поиск новых внутренних источников экономического роста; повышение иммунитета к санкциям; повышение экономически обоснованных доходов населения и внутреннего спроса...Эта мобилизация будет совмещать элементы консерватизма, порожденного потребностью обезопасить себя от новых вызовов, и революционности, без которой мы не сможем вернуться к хозяйственному росту».
Михаил Прохоров, бизнесмен