Версия для печати 2374 Материалы по теме
В собрании, в частности, приняли участие Михаил Абызов, Ольга Аллилуева, Роман Артюхин, Сергей Габестро
НАИЗ отчитывается во второй раз

Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) подвела итоги второго года своей работы. Общее собрание, прошедшее параллельно с аналогичными годовыми собраниями госкорпораций и компаний частного сектора, открылось панельной дискуссией.

Её тема — «Взгляд на ситуацию с закупками в России со стороны ведомств-регуляторов. Опыт и перспективы взаимодействия власти и институтов гражданского общества».

В числе прозвучавших в начале собрания тем были вопросы по ряду значительных нововведений, которые в последующие два года ждут контрактную систему, недостаточного уровня профессионализма заказчиков и общественных контролеров, больших проблем с внедрением контрактной системы в регионах.

НОВЫЙ ГОД ВНЕС ПЕРЕМЕНЫ

Последние существенные изменения в системе госзаказа, как отмечалось на собрании, произошли с началом 2014 года. Так, заработала контрактная система госзакупок (44-ФЗ). Вступили в силу нормы, снижающие коррупционные риски (речь идет о сокращении случаев закупок у единственного поставщика), предусмотрена «сквозная» открытость всего процесса госзакупок и общественный контроль за ним. Госзакупки федерального уровня стоимостью свыше 1 млрд. рублей обязательно должны проходить общественное обсуждение.

ГОСКОМПАНИИ

Вслед за новогодними переменами была поднята тема подготовки Стандарта закупочной деятельности госкомпаний. Её реализация должна начаться 1 января 2015 года. Об этом сообщил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Механизмы повышения открытости закупок госкомпаний, которые осуществляются по 223-ФЗ, апробированы НАИЗ и «Росатомом», напомнил министр. Они использовались при подготовке программ сокращения расходов ряда госкомпаний, включая «Ростелеком», «Россети», РЖД.

НЕКОТОРЫЕ ЦИФРЫ

Между тем представитель Минэкономразвития обратил внимание собравшихся на статистику. По данным министерства, по итогам первого квартала действия контрактной системы, согласно данным Минэкономразвития, экономия бюджетных средств составила 80 млрд. рублей. Прежде эксперты оценивали эффект — от повышения прозрачности госзакупок, увеличения конкуренции, общественного контроля — в 700 млрд. в расчете на первые три года.

При этом по сравнению с первым кварталом 2013 года объём госзаказа снизился всего на 0,5% — до 1,063 трлн. рублей, отметил замдиректора департамента развития контрактной системы МЭР Алексей Галкин. Помимо этого, доля электронных аукционов увеличилась на 40%.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД

В планах НАИЗ — подготовка ежегодного Национального доклада в сфере госзакупок, на котором будет сконцентрировано внимание экспертов и общества. Собственные предложения по его подготовке может аккумулировать сама организация, высказал инициативу гендиректор НАИЗ Сергей Габестро.

Впрочем, формат документа пока не определён. Эксперты ссылаются на то, что доклад должен иметь выстроенную структуру и четкую логику изложения материала, над чем ещё надо достаточно поработать. Иначе «все это объединить в непротиворечивую систему», по словам М.Абызова, будет непросто.

Одной из тем доклада — представление экспертами правительству рекомендаций по основным направлениям контрактной системы, требующим доработки.

РЕГИОНЫ И ОБУЧЕНИЕ

«В моем представлении мы находимся в части реализации контрактной системы на начальной стадии. Я был в ряде регионов — там до сих пор большие проблемы с внедрением контрактной системы, с персоналом, многие процедуры трудоёмки и не автоматизированы», — отметил министр.

Одна из основных проблем госзаказа состоит в недостаточном уровне профессионализма и заказчиков, и общественных контролеров. Это мнение экспертов и представителей власти. Решить проблему пробуют с помощью Школы общественного контролера, которая запущена под эгидой Открытого правительства в ВШЭ. Обучать общественных контролеров готов и Росфиннадзор. Однако все равно это капля в море.

«В законе общественный контроль — это как предупреждение каких-то нарушений, так и содействие развитию и совершенствованию контрактной системы», — пояснил исполнительный директор ассоциации Георгий Сухадольский.

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ И КАЗНАЧЕЙСТВО

До конца лета правительство должно утвердить распределение полномочий двух госструктур. Предполагается, что Минэкономразвития будет выступать в роли архитектора системы закупок, Казначейство возьмет на себя функцию оператора Единой информационной системы, сказал глава Казначейства Роман Артюхин. По его словам, сейчас на официальном сайте госзакупок (www.zakupki.gov.ru) зарегистрировано 240 тыс. организаций-заказчиков, размещено 300 тыс. извещений на 600 млрд. рублей. На построение новой информсистемы потребуется 3–4 года, считают в МЭР.

ПЕРСПЕКТИВЫ 2014 ГОДА

В последующие два года контрактную систему ждет ряд значительных нововведений.

В 2014 же году предстоит реализовать сделать следующие направления:

· принятие закона об электронных процедурах
· деофшоризация закупок (соответствующие предложения подготовило Минэкономразвития)
· урегулирование вопросов образования в сфере закупок и привлечения экспертов
· формирование каталога товаров, работ, услуг
· формирование библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов.

По словам А. Галкина из Минэкономразвития, в 2015 году в контрактной системе должно появиться планирование (уже на 2016 год), формирование всеми заказчиками отчётов о закупках у малого и среднего бизнеса и некоммерческих организаций, отбор новых электронных площадок. В 2016 году сайт госзакупок заменит единая информационная система (ЕИС).

Поделиться