В экономике России отмечено усиление тенденции к стабилизации. Минэкономразвития все реже применяет термины «стагнация», «нулевой рост» и «риск рецессии», отмечая, что экономика замерла. Стабилизация наблюдается почти во всех секторах. Показатели потребительского спроса подпортил замедлившийся рост доходов населения, пишет в понедельник еженедельник «Коммерсантъ-Деньги».
В МЭР констатируют, что «в мае физический объем российской экономики сохранился на уровне апреля (со снятой сезонностью)». Впрочем, тенденция к стабилизации наблюдается не во всех секторах экономики, пишет газета. Так, в добыче полезных ископаемых, отмечает МЭР, «после роста в марте-апреле в мае рост стабилизировался (март — 0,3%, апрель — 0,3%, май — 0%)», но промышленность в целом растет: в апреле — плюс 0,8% к предыдущему месяцу, в мае — еще 0,3% (после сезонной и календарной очистки). У экономики есть шансы за оставшиеся два квартала достичь нулевого роста в годовом выражении.
Локомотив роста
«В качестве основного локомотива роста» выступил обрабатывающий сектор: за январь-май рост год к году — 3,2%, рост в мае к апрелю — 0,4%, отмечают в ведомстве. Рост обработки связан преимущественно с двумя отраслями — нефтепереработкой и выпуском транспортных средств. Однако рост нефтепереработки (за январь-май на 7,2%, год к году) целиком объясняется внешним спросом: МЭР пишет, что в январе-апреле экспорт нефтепродуктов увеличился на 9,6%. Однако трудно рассчитывать, что он и дальше будет расти такими же темпами.
Что же касается производства транспортных средств и оборудования (плюс 14,8%), то, по данным МЭР, «указанная динамика обусловлена в основном увеличением производства судов, летательных и космических аппаратов» (рост на 31,5% год к году). Скорее всего, речь идет об оборудовании с длительным производственным циклом, пишет издание. Завершение этих циклов способно серьезно исказить статистику.
Эксперты также ожидают падения производства легковых автомобилей. В январе-мае оно сократилось на 1,4%, но в мае наблюдался рост на 5,9%, говорится в мониторинге МЭР. Между тем продажи автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса, за пять месяцев упали на 6% в годовом выражении, в том числе в мае — на 12%.
Инвестиционные планы
На инвестиционные планы предприятий распространился оптимизм: предыдущие 12 месяцев этот индекс в Институте экономической политики им. Гайдара (ИЭП) находился в минусе, но в июне доля тех, кто собирается увеличивать вложения в собственное производство, на пять пунктов превысила долю тех, кто их сокращает. "Преобладание негатива сохранилось только в планах леспрома, стройиндустрии и легпрома. Остальные отрасли готовы начать инвестировать«,— говорят в ИЭП.
Что касается планов госкомпаний, у этой категории предприятий, по данным ИЭП, наблюдается «максимальный инвестиционный пессимизм». О крупных проектах, реализуемых при поддержке государства, пока речь не идет. Таким образом, инвестиционный порыв обрабатывающей промышленности немного поддержит рост экономики, но вряд ли выведет в плюс суммарный показатель инвестиций в основной капитал.
Потребительский спрос
Падение наметилось и тут. В апреле, по подсчетам МЭР, оборот розницы снизился на 0,7% к предыдущему месяцу, в мае — на 0,2%. Отчасти это компенсация за ажиотажный спрос февраля и марта, когда население панически избавлялось от российских денег: многие — в пользу валюты, но и в пользу товаров длительного пользования. Отчасти, отмечают эксперты, это результат замедлившегося роста доходов населения.
Вместе с тем, в МЭР отмечают, что реальная зарплата в годовом выражении за пять месяцев выросла на 4,3%, но вот реальные располагаемые доходы населения за это же время — на 0,2%. То есть после уплаты налогов и процентов по кредитам от роста зарплаты населения ничего почти и не осталось.