Версия для печати 3109 Материалы по теме
Ирина Юрьевна ЯРЦЕВА, начальник департамента финансов администрации города Томска, кандидат экономических наук
Томск: особенности формирования программного бюджета

В бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2014–2016 годах» одной из первых поставлена задача развития программно-целевых методов управления. Программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязывается стратегическое и бюджетное планирование. При этом на сегодняшний день ощущается недостаток нормативных рекомендаций и практик по переходу к программному бюджету.

Стратегия города

Эффективное решение вопросов местного значения невозможно обеспечить без установления четких стратегических задач и приоритетов социально-экономического развития, а также определения системных и взаимоувязанных механизмов их реализации. В связи с этим была актуализирована Стратегия развития Томска до 2020 года. Стратегия города — это перспективное развитие муниципального образования, выраженное через стратегическую цель и направления развития. Эти направления включают в себя так называемые целевые векторы, ориентируясь на которые город сможет реализовать намеченную стратегию (рис. 1). По каждому из данных направлений сформулированы основные задачи и индикаторы, позволяющие измерить успешность реализации стратегии. Стратегия включает 11 целевых векторов, 32 стратегические задачи и 64 стратегических показателя.

Стратегические задачи являются целями муниципальных программ. Таким образом, стратегические задачи, например направления «Широкие возможности для самореализации граждан», являются целями таких муниципальных программ, как «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие образования», «Молодежь Томска» (рис. 2). Взаимосвязь направлений стратегии и мероприятий программ обеспечит повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, сокращение нерациональных и неэффективных расходов.

ПЦП

Переход к программно-целевому планированию в Томске осуществляется в соответствии с распоряжением администрации города от 30 июля 2013 года № р818. В нем определены основные этапы перехода к программному бюджету на 2015–2017 годы. Переход реализуется путем включения действующих ведомственных целевых программ, а также отдельных мероприятий, действующих муниципальных и ведомственных целевых программ в новые, укрупненные муниципальные программы (29 муниципальных программ и 18 ведомственных целевых программ станут 19 укрупненными муниципальными программами).

Кроме того, определены расходы, не включаемые в муниципальные программы:

  • ассигнования на обеспечение выполнения функций городской Думы, Счетной палаты города, Томской городской избирательной комиссии, администрации Томска;
  • ассигнования на исполнение судебных актов;
  • ассигнования на создание резервных фондов.

Таким образом, в муниципальном образовании «Город Томск» создана взаимоувязанная система стратегического и бюджетного планирования. То есть бюджет города на 2015–2017 годы будет состоять из муниципальных программ, которые направлены на достижение задач и целей стратегии. Переход к программному бюджету позволит осуществить более качественное бюджетное планирование программных расходов, их обоснованность, направленность на достижение количественно измеряемых результатов, а также повышение доли охвата программными мероприятиями бюджетных средств. Общая доля расходов, утвержденных в рамках программ, в расходах бюджета города Томска будет составлять 88,4%, против 67,3% в 2014 году.

рисунок двойной.jpg

Поделиться