Версия для печати 4124 Материалы по теме
По мнению экспертов, россияне стали внимательнее относиться к ценам и ловить в гипермаркетах большие акции
Почему россияне стали снова экономить?

Российские граждане начали экономить на товарах и продуктах. Снижение покупательской активности фиксируют как эксперты, так и сами ритейлеры. Примечательно, что средний чек растет в магазинах «у дома» и дискаунтерах.

То, что россияне решили экономить, иллюстрируют и статистика, и социология. По данным Росстата, оборот продовольственных товаров во втором квартале этого года снизился на 0,1%, а в первом полугодии в целом вырос лишь на 0,5% — многолетний минимум.

Согласно исследованию «Ромир», с весны 2013 по весну 2014 года реальные расходы населения на покупку продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса (за вычетом инфляции) снизились на 8,5%, а натуральный объем потребления — на 2-4%. Предыдущие пять лет расходы росли на 10-14% в год. Примечательно, что россияне не экономили на бытовых товарах даже в разгар кризиса 2009 года.

Попытка экономии подтверждается в отчетности продуктовых сетей за первую половину 2014 года. Из всех брендов X5 Retail Group (за исключением интернет-магазина E5.ru) сильнее всего растет средний чек и количество покупок в «Пятерочке» (на 8,9% и 10,4%, здесь и далее — по сравнению с первой половиной 2013 года) и «Перекрестке Экспресс» (на 5,9% и 22,8%). Хуже дела обстоят в обычном «Перекрестке» (на 4,1% и минус 0,7%) и гипермаркете «Карусель» (на 5,5% и 2,8%), пишет в понедельник «Коммерсант-Деньги».

Как рассказали в «Дикси» изданию, средний чек у них растет не только из-за инфляции: в июне количество покупок товаров в натуральном выражении увеличилось на 4%. Аналитики сети предполагают, что рост трафика может быть обусловлен в том числе притоком покупателей из гипермаркетов и точек традиционной розницы, которые проигрывают в борьбе за свежесть и качество продуктов

По мнению экспертов, россияне стали внимательнее относиться к ценам и ловить в гипермаркетах большие акции, которые стали проводиться все чаще. На этом фоне стали хорошо себя чувствовать «магазины у дома» —компания «Магнит» отмечает, что в ее точках средний чек в первом полугодии тоже вырос на 7,23%, а число покупателей — на 16,6%.

Экономия на услугах

Более откровенно россияне экономят на услугах, свидетельствует статистика. В первой половине 2014 года оборот рынка платных услуг вырос на 0,9% (здесь и далее — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), что втрое медленнее прошлогодней динамики, уточняют «Деньги».

Россияне, которые могли себе позволить зарубежный отдых, в этом году всерьез затянули пояса. «Мы наблюдаем снижение турпотока в Европу из-за политической напряженности и роста курса евро,— рассказала газете пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.— В среднем продажи туров сократились на 30%. Принимающая сторона говорит о более серьезном снижении. Например, болгарские турфирмы сообщают о 50-процентном снижении спроса. Думаю, что такого не было даже в 2008 году». Россияне, которые традиционно брали 5-звездные отели, теперь все чаще стали покупать туры в отели 4-звездные. Экономят и тут.

Рынок кредитования

По словам Николая Кондрашова из Центра развития, пожалуй, самый характерный индикатор проблем с потребительским спросом — это серьезное охлаждение рынка кредитования. "В первом полугодии 2013 года задолженность россиян по потребительским кредитам (без ипотеки) выросла на 2,4%, во втором — на 1,8%, к марту 2014 года она затормозилась уже до 1%, а в апреле вообще было снижение на 0,5%",— говорит он. Банки реагируют на рост неплатежей, отмечает эксперт, сокращая выдачу новых кредитов и повышая на них ставки".

Поделиться