До недавнего времени в федеральном законе о бюджете прописывались высокодотационные субъекты, к которым относилась и Псковская область. Сегодня ситуация в регионе постепенно улучшается. Со сменой в конце 2004 года руководства исполнительной власти региона в бюджетной политике Псковской области произошли кардинальные изменения. Став главой региона, губернатор Псковской области Михаил Кузнецов сразу заявил об основном принципе новой бюджетной политики – жить без долгов, жить по средствам. Этот принцип был учтен при формировании бюджета области на 2005 год, в основе которого лежат следующие приоритеты:
1. Обеспечение единства и взаимоувязанности бюджетного процесса по областному бюджету и бюджетам муниципальных образований области.
2. Создание максимально упрощенного, универсального механизма взаимодействия в рамках межбюджетных отношений, обеспечение прозрачности межбюджетных отношений.
3. Обеспечение доступности и качества услуг образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с соответствующим изменением механизмов финансирования этих отраслей.
4. Сокращение обязательств, требующих необоснованных и малоэффективных бюджетных расходов.
5. Обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований области.
6. Повышение качества планирования и исполнения бюджета, недопущение образования кредиторской задолженности.
7. Сокращение долговых обязательств области и муниципальных образований.
В результате воплощения в жизнь новых принципов бюджетной политики уже в 2005 году исчезли такие атрибуты бюджета области, как большая кредиторская задолженность, дополнительное привлечение кредитов банков и рост государственного долга.
Второй год в регионе принимается сбалансированный бюджет, исключающий привлечение дополнительных кредитов коммерческих банков. Это позволило не только обеспечить почти стопроцентное финансирование всех планируемых мероприятий и расходов, но и сократить долговые обязательства области. Администрация области отказалась от обязательств, требующих необоснованных и малоэффективных бюджетных расходов, в настоящее время ведется систематическая работа по укреплению бюджетной дисциплины в муниципалитетах, сокращаются долги. К примеру, государственный долг Псковской области уменьшился на 761,8 млн руб. (на 1 января 2005 года он составлял 2479,5 млн руб., на 1 июля 2006 года – 1717,7 млн руб.). Кредиторская задолженность снизилась на 628 млн руб. Если на 1 января 2005 года она равнялась 752 млн руб., то на 1 июля 2006 года – 124 млн. Регион полностью рассчитался с населением: погашена задолженность по заработной плате, льготам, БКС, опекунским пособиям. Сокращение долговых обязательств стало возможным благодаря систематической работе исполнительной власти области по реструктуризации долгов. В частности, были переоформлены долговые обязательства Пскова и Великих Лук по проекту «Городской общественный транспорт» – обязательства по погашению этого долга взяла на себя область. Кроме того, администрация области провела ряд мероприятий по переоформлению облигаций и товарного кредита сельскохозяйственным предприятиям. В итоге Министерство финансов РФ приняло решение о списании долгов Псковской области в размере 100 млн руб.
Для того чтобы решение названных задач стало реальностью, руководство области зачастую вынуждено было принимать политически непопулярные решения. Например, пришлось сократить капитальные вложения: в 2005 году по областному бюджету они составили всего 64 млн руб., из которых более 40 млн руб. – кредиторская задолженность. Были пересмотрены расходы на поддержку сельского хозяйства, проведена оптимизация сети учреждений социальной сферы и образования. Администрация области произвела инвентаризацию всех транспортных средств, принадлежавших бюджетным учреждениям областной сети, управлениям и комитетам, определив минимально необходимое количество автомашин и реализовав остальные через конкурсы. В полном объеме были инвентаризированы договоры по аренде находящейся в областной собственности недвижимости, проделана большая работа по перемещению структур областной администрации и учреждений в здания областной собственности. В 2005 году по решению губернатора Михаила Кузнецова создан Государственный комитет Псковской области по организации государственных закупок. Задача нового структурного подразделения – организация и проведение всех конкурсов по расходам областного бюджета. Новый механизм госзакупок позволяет получать товар или услугу по оптимальной цене, а открытость и прозрачность проведения конкурсов привлекает все больше участников со всей России. В рамках новой бюджетной политики в регионе ужесточен контроль за расходованием финансовых средств областного и местных бюджетов. В конце 2005 года в области был принят закон «О применении мер в отношении муниципальных образований Псковской области, которые не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств». Этот нормативный акт предусматривает введение внешнего управления в муниципалитетах, не способных рассчитаться с кредиторами. В результате руководители муниципалитетов стали ответственней подходить к решениям о привлечении дополнительных кредитов коммерческих банков и активнее занялись сокращением долговых обязательств. Для усиления контроля над межбюджетными отношениями в Главном финансовом управлении в 2005 году создан контрольный отдел, а в 2006-м на его основе сформировано контрольное управление. Только по итогам проведенных в 2005 году проверок исполнения бюджета акты проверок трех муниципалитетов направлены в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. Как следствие, уже в прошлом году из 26 муниципальных образований 23 исполнили бюджет с профицитом и только три с дефицитом, но без привлечения кредитов коммерческих банков, а за счет изменения остатков средств на счете бюджета, продажи земельных участков. А долги муниципалитетов за полтора года сократились на 300 млн руб.
Важной особенностью областного бюджета на 2005 и 2006 годы стало их исполнение в условиях расширения полномочий региональной исполнительной власти в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также в условиях реформы социальной сферы области, начавшейся с принятием Федеральных законов РФ № 122-ФЗ и 131-ФЗ. С 2005 года государственные полномочия, на осуществление которых расходуются средства областного бюджета, увеличились более чем на 1 млрд руб. (1712,5 млн руб. в 2005 году по сравнению с 825,4 млн руб. в 2004-м). Согласно федеральному законодательству в регионе проведена работа по передаче муниципальных учреждений в собственность Псковской области. Следовательно, в 2006 году областной бюджет должен дополнительно профинансировать содержание всех учреждений социальной защиты населения (это 80 учреждений плюс 292 сотрудника аппарата социальной защиты населения), десяти специализированных (коррекционных) общеобразовательных школ, одной общеобразовательной школы-интерната для детей-сирот и детского дома, шести учреждений специализированной медицинской помощи и двух детских санаториев. С учетом таких обстоятельств бюджет на 2005 и 2006 годы по экономической структуре расходов имеет очевидную социальную направленность: 93% средств предназначено на социальные нужды.
Таким образом, бюджетная политика в части расходов областного бюджета нацелена в первую очередь на финансирование социально-культурной сферы, в частности на обеспечение полной выплаты заработной платы, детских пособий, страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население, на питание и медикаменты, а также на обеспечение своевременных расчетов бюджетных учреждений с предприятиями – поставщиками топливно-энергетических ресурсов.
Чтобы в полной мере выполнять возросшие социальные обязательства, областному бюджету нужны дополнительные доходы. И в этом смысле новая бюджетная политика областной администрации уже доказала свою эффективность. Налоговые и неналоговые доходы области за последние полтора года показали устойчивую тенденцию к значительному росту. В 2006 году доходы областного бюджета по сравнению с 2004 годом возросли на 30% (1441 млн руб.).
Новый курс администрации области в бюджетной политике – сокращение расходов, увеличение доходов бюджета и максимально эффективное использование средств – в конечном итоге обеспечил необходимую концентрацию финансов, которые сегодня направляются на реализацию наиболее крупных и социально значимых для региона проектов: газификацию (подписано соглашение с Газпромом о газификации Невеля), реконструкцию учреждений социальной сферы и образования (Великолукский детский дом, Идрицкая, Дновская и Бежаницкая школы), дорожное строительство в Пскове, Великих Луках и ряде районов.
Кроме того, новые принципы формирования регионального бюджета позволяют исполнительной власти Псковской области проводить эффективную социальную политику. Подтверждение социальной направленности регионального бюджета – неукоснительное выполнение всех решений федерального центра о повышении зарплат работникам бюджетной сферы. Рост заработной платы происходит в полном соответствии с федеральной тарифной сеткой, при этом расходы областного бюджета увеличились в 2005 году на 480 млн руб., а в 2006-м – еще на 630 млн руб.
Проведенная совместно с муниципалитетами и при согласовании с жителями районов реорганизация сети учреждений образования позволила сократить число малокомплектных сельских школ. Дети из небольших деревень теперь имеют возможность посещать базовые школы в районах, где получают качественное образование. Подвоз учеников организован в рамках губернаторской программы «Школьный автобус». В этом году за счет средств областного бюджета закуплено 50 школьных автобусов, еще 18 муниципалитеты приобрели на собственные средства; пополнится парк автотранспорта в районах и за счет средств приоритетного национального проекта «Образование». Социальную направленность регионального бюджета подтверждает и принятие ряда законопроектов субъекта, в частности о поддержке патронатных семей, и постановления администрации области, регламентирующего нормы питания в учреждениях социальной сферы, здравоохранения и образования. Благодаря этому документу нормы питания были существенно повышены: так, в бюджете на 2006 год для воспитанников школ-интернатов и детей-сирот предусмотрены средства на питание из расчета 92 руб. на человека в сутки, в детских санаториях – из расчета 76,55 руб. в сутки. Выполнение указанных нормативов находится на личном контроле у губернатора.
В течение 2005 года в Псковской области прошла и реорганизация сети учреждений социальной сферы. Акцент был сделан на улучшении качества социальных услуг, предоставляемых гражданам. Один из примеров взвешенного подхода администрации области к вопросам модернизации сети социальных учреждений – Великолукский детский дом. Завершение строительства данного объекта позволило разгрузить переполненные детские учреждения в южных районах области, условия проживания в которых не отвечали современным требованиям.
Особое внимание в регионе уделяется и развитию здравоохранения. В рамках президентской программы в псковскую областную больницу поставлено новейшее оборудование, что позволило создать на базе этого медицинского учреждения современный лечебно-диагностический центр. За счет средств областного бюджета и при помощи федерального центра в Пскове завершается строительство детской многопрофильной областной больницы, где самых маленьких жителей будут лечить в соответствии со стандартами мировой медицины. Это лишь несколько примеров эффективной социально-экономической политики региональной исполнительной власти.
При формировании бюджета руководство области учитывает также региональную специфику. Псковский край – область с уникальным историко-культурным наследием, здесь находится множество объектов государственного значения. Сохранение памятников истории и культуры, являющихся достоянием всей России, возможно только при условии динамичного развития социально-экономического потенциала региона, что скажется и на улучшении благосостояния жителей Псковщины. Именно поэтому областная администрация взяла курс на проведение социально ориентированной бюджетной политики и делает все возможное для повышения инвестиционной привлекательности области, развития ее экономики. Только за первое полугодие 2006 года иностранные инвестиции в экономику региона увеличились в 2,5 раза.
Первые результаты новой бюджетной и экономической политики исполнительной власти Псковской области видны уже сегодня: в области появилась четкая стратегия, ориентированная не на выживание, а на развитие. А это значит, что у Псковского края есть будущее.
Татьяна БАРИНОВА, заместитель губернатора Псковской области, начальник Главного государственного финансового управления Псковской области
Справка «Бюджета»
Татьяна Алексеевна БАРИНОВА, заместитель губернатора Псковской области, начальник Главного государственного финансового управления Псковской области
Родилась в Пскове. В 1983 г. окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Вознесенского, специальность «Экономист», в 2002 г. – Северо-Западную академию государственной службы (филиал в Пскове), специальность «Юрист».
1976–1978 гг. – экономист Псковского тароремонтного предприятия. С 1978 г. – экономист отдела финансирования ЖКХ и торговли Псковского облфинотдела, с 1982 г. – старший экономист, заместитель начальника отдела финансирования предприятий и организаций финансового управления Псковской области. С 1997 г. – начальник отдела по работе с территориями; заместитель, затем первый заместитель начальника Главного финансового управления Псковской области. С 2004 г. – начальник Главного финансового управления Псковской области.
С 2005 г. занимает пост заместителя губернатора Псковской области, начальника Главного государственного финансового управления Псковской области. Награждена знаком «Отличник финансовой работы» (1999), имеет почетное звание «Заслуженный экономист РФ» (2002).