В апреле — мае 2014 года в рамках мониторинга социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях социологическая лаборатория Ассоциации сибирских и дальневосточных городов совместно с Ассоциациями городов Поволжья, «Города Урала» и Союзом городов Центра и Северо-Запада России провела очередной экспресс-опрос руководителей муниципалитетов.
Цель проведенного опроса — выявить проблемы, возникающие в муниципальных образованиях в современных условиях, оценить подходы к их решению, динамику ситуации на местах, изменения в деятельности ОМС и возможные направления совершенствования системы местного самоуправления. Всего было опрошено 94 руководителя муниципальных образований разных типов России из 39 субъектов РФ, в том числе 36 региональных административных центров. Это позволило представить широкий спектр ситуаций, возникающих в муниципальных образованиях, отследить их динамику и результативность предпринимаемых властями мер.
Динамика оценок
Прежде всего следует обратить внимание на то, что начиная с 2011 года наблюдается существенное преобладание позитивных оценок социально-экономической ситуации на местах (рисунок 1). Сегодня 72,5% опрошенных руководителей оценивают социально-экономическую ситуацию в их муниципальных образованиях в целом как нормальную, еще 18,7% отмечают наличие некоторых элементов напряженности, 6,6% расценивают ее как неопределенную и 1,1% считают ситуацию в муниципальном образовании крайне напряженной.
Обращает на себя внимание тот факт, что в 2014 году сохранилась та же доля оценивающих ситуацию как нормальную, что и в 2013 году (в свою очередь, в 2013 году она оказалась на 7% ниже, чем годом ранее, за счет некоторого повышения доли указавших на элементы напряженности). Наиболее оптимистичными были оценки 2012 года. В 2014 году наблюдался также некоторый рост уровня неопределенности. И хотя по каждой из этих позиций прирост невелик, но в целом, по-видимому, можно говорить о том, что в 2014 году негативные тенденции не были преодолены. Возможно, это связано с неоднозначными оценками влияния мирового финансового кризиса и неясными перспективами его развития.
Что касается перспектив развития мирового финансово-экономического кризиса (рисунок 2), то оценки руководителей муниципальных образований по сравнению с предыдущими годами стали существенно более сдержанными. На фоне мировых событий 45% опрошенных руководителей ожидают усугубления кризиса (в 2013 году такие опасения высказывали 30,6%, в 2012 году — около 17%), в то время как лишь 25,3% опрошенных полагают, что худшее уже позади, ситуация стабилизировалась и в дальнейшем будет улучшаться (год назад позитивные надежды высказывали 37,6% опрошенных).
Обращает на себя внимание высокая доля оценки «другое». На наш взгляд, это связано прежде всего с нестабильностью, неопределенностью ситуации на фоне целого ряда негативных тенденций, таких как снижение темпов роста экономики, рост инфляции, возможная рецессия, неблагоприятная экономическая конъюнктура на мировых рынках и напряженность международных отношений.
Наибольшая доля позитивных изменений в 2013 году отмечалась в социальной сфере, в сфере занятости населения и на потребительском рынке (на них обращают внимание свыше половины опрошенных). Минимум позитивных изменений наблюдался в малом и среднем бизнесе и в финансово-кредитной сфере. Следует обратить внимание на то, что снижение доли позитивных оценок изменений за 2013 год наблюдалось практически во всех сферах (рисунок 3)
.
Роль органов местного самоуправления
В сложившихся условиях основная нагрузка в решении социально-экономических проблем возлагается на систему местного самоуправления, ее основные органы (представительные, исполнительные).
Ключевая роль в решении местных вопросов, по мнению опрошенных, принадлежит главе муниципального образования: 81% считает, что его влияние носит определяющий характер, при этом никто не выбрал вариант «не влияет» (рисунок 4). Другим органам местного самоуправления — главе администрации муниципального образования (в случае если глава администрации не является главой муниципального образования) и местной администрации — опрошенные отводят соответственно второе и пятое места.
Сейчас почти никто уже не считает, что необходимость в широком участии жителей в принятии решений отсутствует, поскольку это может привести к нежелательным конфликтам, и лишь 6,5% опрошенных говорят о невозможности активизации жителей в решении местных вопросов. Две трети руководителей муниципальных образований сегодня видят возможности для повышения активности населения в решении местных вопросов, хотя каждый четвертый пока сомневается в соответствующих перспективах. В целом это распределение достаточно устойчиво, и, вероятно, можно говорить о некотором сокращении неверия руководителей муниципалитетов в возможность эффективного участия населения в решении местных проблем. Многие опрошенные отмечают рост заинтересованности населения, которому небезразличны процессы, происходящие в муниципальном образовании, и, соответственно, повышение ответственности за свое место жительства и готовности к участию в решении его проблем.
Среди наиболее полезных форм участия населения в самоуправлении, по мнению опрошенных, участие в обсуждении вопросов социального развития, внесение предложений, участие в работе общественных организаций и представительных органов власти, участие в сходах, общих собраниях, конференциях (рисунок 5). Добавим, что полезность митинговой активности оценивается весьма низко.
Показательно отношение руководителей муниципальных образований к роли органов территориального общественного самоуправления: их упоминают две трети опрошенных муниципальных руководителей, обеспечивая тем самым органам ТОС третье место среди полезных форм участия жителей в местном самоуправлении. Это означает, что в ряде муниципальных образований удалось преодолеть сомнения в полезности данных структур (еще недавно широко распространенные среди муниципальных руководителей) и в их реальных возможностях по решению некоторых местных проблем.
Вместе с тем пока еще население в глазах большинства руководителей выступает скорее как объект управления, а не его субъект — полноправный партнер, способный участвовать в выработке и принятии решений.
Основными препятствиями к активному участию жителей в самоуправлении главы муниципальных образований, помимо традиционно называемого неверия в реальную возможность оказывать влияние на принимаемые решения, считают иждивенчество, привычку населения надеяться на готовое, индивидуализм, недостаток знаний, некомпетентность, безразличие к общим делам (рисунок 6). Следует сказать, что эти цифры достаточно устойчивы и повторяются на протяжении ряда лет.
К сожалению, население по-прежнему представляется многим руководителям местной власти в виде некоторой пассивной массы, не только неготовой к реальным делам, но и незаинтересованной в своем участии и привычно ожидающей помощи со стороны властей. В то же время различные социологические опросы населения (в том числе и проводимые нами в муниципальных образованиях разного типа) показывают, что сами жители основным препятствием считают в первую очередь незаинтересованность местных властей в активном сотрудничестве. Следовало бы обратить внимание на такое рассогласование (или даже противопоставление) мнений, которое в известной мере может быть снято путем более активного информирования населения и привлечения его к решению отдельных вопросов.
2014 |
2013 |
2012 |
2011 |
|
Государственные дотации и субсидии |
76,6 |
80,0 |
77,9 |
65,0 |
Собственные силы и ресурсы муниципального образования |
74,5 |
63,5 |
83,1 |
66,3 |
Централизованные капвложения |
68,1 |
68,2 |
54,5 |
58,8 |
Мобилизация внебюджетных средств |
50,0 |
44,7 |
37,7 |
37,5 |
Налоговые и иные льготы |
44,7 |
30,6 |
27,3 |
23,8 |
Межрегиональные связи внутри России |
25,5 |
21,2 |
14,3 |
10,0 |
Внешнеэкономические связи |
18,1 |
15,3 |
15,6 |
12,5 |
Иностранные инвестиции |
14,9 |
11,8 |
11,7 |
20,0 |
Объединение усилий нескольких МО внутри региона |
11,7 |
18,8 |
11,7 |
11,3 |
Экономические связи со странами СНГ |
7,4 |
4,7 |
5,2 |
2,5 |
Возможности улучшения социально-экономической ситуации
В качестве основного источника улучшения современной ситуации (таблица 1) 76,6% опрошенных рассматривают государственные дотации и субсидии, кроме того, значительна роль централизованных капвложений (68,1%).
Следует заметить, что надежды на государство в последние два года стабильны: оценка централизованных капвложений как источника улучшений повысилась по сравнению с 2012 годом почти на 14%. В результате ориентация на государственную поддержку в 2013 году сохранила первое место среди возможных источников улучшения ситуации, опередив ориентацию на собственные силы и ресурсы. Вопрос о том, с чем в большей степени связана такая переориентация — с представлением о расширении государственных возможностей и повышении внимания государственных органов к решению местных проблем или с динамикой реальных оценок собственных возможностей, — заслуживает специального изучения.
Другим важным источником улучшения три четверти опрошенных называют собственные силы и ресурсы муниципального образования и половина — мобилизацию внебюджетных средств. При этом в 2014 году такая ориентация на собственные силы несколько укрепилась, но все же не достигла уровня 2012 года. Собственные возможности для улучшения ситуации руководители муниципальных образований связывают, как правило, с выгодным географическим положением, а также кадровым, промышленным, научно-образовательным потенциалом муниципалитета.