Мы вступили в сложный период, связанный с политической и экономической турбулентностью. Новые реалии ставят перед финансовым сектором как России, так и Белоруссии и Казахстана новые задачи и условия — развитие в режиме экономии.
Новеллы договора о создании ЕАЭС
Кредитные учреждения остаются одним из главных проводников финансовых ресурсов в экономику. Следовательно, стимулирование, а также создание условий для привлечения банковского капитала по более низкой стоимости являются одной из задач евразийской интеграции.
Напомню, что главы Беларуси, Казахстана и России в мае 2014 года подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), выводящий интеграционные процессы на качественно новый уровень. Высокий потенциал объединения ясен даже из сухих цифр. ЕАЭС на первом месте в мире по территории, на восьмом — по численности населения. Это шестая экономика с совокупным ВВП, достигающим почти 3 триллионов долларов. Как ожидается, эта цифра вырастет еще на 1 триллион к 2030 году вследствие интеграционного эффекта. На страны ЕАЭС приходится более 1000 банков с совокупным капиталом порядка 240 миллиардов долларов, с активами порядка 2 триллионов долларов и совокупным объемом фондового рынка порядка 1 триллиона долларов. Прогресс ЕАЭС обеспечат развитая промышленная база, мощный кадровый, интеллектуальный и культурный потенциал государств-участников.
Затронув тему Договора о ЕАЭС, не могу не коснуться той части документа, которая имеет непосредственное отношение к интеграции финансовых рынков Евразийского экономического союза. Подписанию договора предшествовала большая работа по кодификации международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). В результате мы получили раздел XVI «Регулирование финансовых рынков» и приложение № 17 к нему.
В Договоре о ЕАЭС в целях создания единого финансового рынка содержится ряд новелл. В частности, дано четкое и ясное определение понятию «общий финансовый рынок», которое соответствует таким критериям, как:
• гармонизированные требования к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков;
• взаимное признание лицензий;
• осуществление финансовых услуг на всей территории союза без дополнительного учреждения в качестве юридического лица;
• административное сотрудничество между уполномоченными органами, в том числе путем обмена информацией.
Кроме того, государства-участники смогли договориться даже в таком чувствительном секторе, как банковский, о поэтапном устранении барьеров (изъятий и ограничений), которые определены индивидуальными национальными перечнями.
После завершения гармонизации законодательства страны примут решение о полномочиях и функциях наднационального органа по регулированию финансового рынка и создадут его с месторасположением в городе Алматы в 2025 году. Предполагается, что данный орган будет осуществлять регулятивные функции в целях создания общего финансового рынка.
Направления интеграции
Практически параллельно с договором подготовлено два соглашения — Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках и Соглашение об обмене информацией, которые на текущий момент находятся на стадии внутригосударственного согласования. Целью первого из них является сближение подходов к регулированию деятельности на финансовом рынке, в частности в сфере требований и условий выдачи лицензии на осуществление финансовых услуг. Соглашение об обмене информацией было разработано для того, чтобы регулятор одной стороны смог доверять системам и мерам регулирования других стран — участников ЕЭП, а для этого необходимо обеспечить обмен полной и достоверной информацией между регуляторами. Реализация соглашения создаст условия для обмена между надзорными органами как общедоступной информацией, так и информацией конфиденциального характера.
Кроме того, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) ведет работу по гармонизации законодательства. ЕЭК совместно с регуляторами разрабатывает соответствующий план — фактически дорожную карту по гармонизации законодательств трех стран в финансовой сфере. В настоящее время регулирующие органы наших стран проводят прямые консультации с профессиональным сообществом, представителями бизнеса в целях разработки более прикладных документов по гармонизации.
Отдельного внимания заслуживает разработка единого стратегического документа по развитию финансовых рынков стран ЕЭП. В настоящий момент в наших странах действуют различные программные документы по развитию банковского, страхового сектора и рынка ценных бумаг, принятые в разное время и на разном уровне. В основном они ориентированы на внутреннее развитие и не в полной мере учитывают интеграционные цели. Евразийская экономическая комиссия по согласованию с регуляторами трех стран и иными заинтересованными сторонами приступила к организации работы по выработке единой стратегии развития финансовых рынков Единого экономического пространства. Предполагается, что эта работа будет завершена к 2016 году и даст практические рецепты развития нашей общей финансовой системы. Стратегия позволит определить ориентиры развития интеграционных процессов на перспективу и согласовать долгосрочную политику стран в области развития финансовых рынков.
В области валютной политики на современном этапе развития ЕАЭС акцент делается на ее координации и согласовании в целях повышения доверия к национальным валютам государств-членов как на внутреннем валютном рынке каждого государства-члена, так и на международных валютных рынках. Проведена кодификация международных договоров, составляющих договорно-правовую базу ТС и ЕЭП по вопросам валютной политики, подготовлен раздел XIV «Валютная политика» и приложение № 15 к нему. В данном разделе закреплено намерение стран поэтапно осуществлять гармонизацию и сближение подходов к формированию и проведению валютной политики в объеме, соответствующем сложившимся макроэкономическим потребностям интеграционного сотрудничества. При этом будет продолжена работа по созданию организационно-правовых условий для расширения сотрудничества в валютной сфере.
Мы понимаем, что все предпринимаемые меры будут успешно реализованы только при условии конструктивного и открытого диалога с бизнес-сообществом. В этих целях еще в октябре 2012 года создан Консультативный комитет по финансовым рынкам с участием представителей уполномоченных органов. Задачей Консультативного комитета является формирование и реализация гармонизированной политики в банковской сфере, страховой сфере и на рынке ценных бумаг с учетом лучшей международной практики.
В рамках Консультативного комитета созданы рабочие группы из числа представителей уполномоченных органов и бизнес-сообщества в финансовой сфере. Комиссия тесно взаимодействует с отраслевыми ассоциациями (в банковской и страховой сферах, а также на рынке ценных бумаг) для учета мнений и интересов участников финансового рынка при принятии решений. Консультативный комитет является открытой площадкой для конструктивного диалога и выработки консолидированной позиции по всем вопросам как с регуляторами, так и с бизнес-сообществом.
Финансовые рынки в цифрах
Остановимся на текущей статистике финансового рынка стран «тройки». Существует множество показателей степени интеграции финансовых рынков, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. С учетом особенностей наших экономик и специфики начальных этапов интеграции на сегодняшний день основными показателями являются количество открытых и действующих трансграничных организаций, удельный вес капитала государств — участников ЕЭП в финансовом секторе друг друга (в частности, в банковском секторе как наиболее «весовом» с точки зрения доли в ВВП), а также количество и суммы проводимых взаимных транзакций между финансовыми организациями государств — участников ЕЭП. В таблице приведены данные по общему количеству участников банковского и страхового секторов, работающих на рынках стран — участниц ЕЭП, по итогам 2013 года, а также объемы совокупных торгов на фондовом и валютном рынках.
Начиная с 2009 года, когда были сделаны выводы из уроков мирового кризиса, наблюдается усиление надзорных и регуляторных требований как в глобальном масштабе, так и в банковских системах стран «тройки», благодаря чему прослеживается тренд снижения общего количества кредитных организаций, в особенности в банковской системе РФ. В общей сложности в конце 2013 года на страны ЕАЭС приходилось порядка 1000 банков. Для сравнения, в 28 странах ЕС действует около 2000 банков (в Германии — 210, Италии — 159, Великобритании — 147, Франции — 17). Следует отметить, что сокращение количества банков в рассматриваемый период
Если говорить о сопоставлении совокупных активов банковских систем с ВВП, то здесь лидируют российские банки: для РФ данный показатель превышает 80%. Активы банков Беларуси и Казахстана в среднем за рассматриваемый период составляли не более половины ВВП.
По данным на конец 2013 года, совокупный капитал банков стран «тройки» составил порядка 240 миллиардов долларов (для сравнения: данная цифра сопоставима с капиталом крупнейшего китайского банка Industrial & Commercial Bank of China). И в Беларуси, и в Казахстане, и в России в рассматриваемый период наблюдался рост капитализации банков. Совокупные обязательства также показали рост. Основным драйвером роста стал депозитный портфель банков как альтернатива особенно волатильному в последнее время фондовому рынку.
В конце 2013 года количество страховых организаций в Беларуси, Казахстане и России составляло 25, 34 и 420 соответственно. С 2009 года также прослеживается тренд снижения общего количества страховых организаций. В особенности это касается России, где имело место ужесточение регуляторно-надзорной практики и схождение с дистанции ряда игроков страхового рынка. В общей сложности в конце 2013 года на страны ЕАЭС приходилось порядка 500 страховых организаций. Для сравнения, в ЕС их около 5 тысяч.
Как и в случае с банками, сокращение количества страховых компаний в
По состоянию на конец 2013 года объем торгов на фондовом рынке трех стран (Белорусской валютно-фондовой бирже БВФБ, Казахстанской фондовой бирже KASE и Московской бирже ММВБ-РТС) без учета торгов на валютно-денежном и товарном рынках составил 5,6 миллиарда долларов, 89,3 миллиарда и 755 миллиардов соответственно. Как и прочие сектора (банковский и страховой), удельный вес распределен следующим образом: порядка 90% приходится на Россию, порядка 10% — на РК и около 1% — на РБ.
Некоторые выводы
Статистика финансовых рынков наглядно демонстрирует, что экономики трех стран развивались с разной скоростью, и сегодня существуют различия как в масштабе этих рынков, так и в регулировании и надзоре. Поэтому первым шагом на пути к интеграции является гармонизация национальных законодательств стран — участниц ЕЭП.
В конечном итоге сильный финансовый рынок позволит обеспечить внутреннее фондирование экономик наших стран. Это снизит зависимость от внешнего финансирования, сделает экономики стран — участниц ЕЭП менее подверженными влиянию внешних факторов. Данный процесс не подразумевает закрытость общего финансового рынка. Более того, гармонизация законодательств стран — участниц ЕЭП не подразумевает единую политику регулирования отношений с внешними игроками. В отличие от ситуации с внешней торговой политикой, которая едина в рамках ЕЭП, участники ЕЭП свободны в выработке внешней политики в отношении финансовых рынков.
Для Евразийской экономической комиссии как администратора евразийской интеграции крайне важна реализация интеграции именно финансовых рынков, которая призвана сформировать в ЕАЭС конкурентоспособный по сравнению с европейским и американским сегмент мирового финансового рынка. Я уверен в перспективах финансовой интеграции, которая позволит в конечном итоге более эффективно осуществлять трансформацию сбережений в инвестиции, расширять спектр доступных финансовых инструментов, снижать трансакционные издержки. Таким образом, общий финансовый рынок ЕАЭС будет более устойчив к финансовым потрясениям в силу большей глубины и ликвидности.