Версия для печати 1895 Материалы по теме
Елена Анатольевна ВОЛКОМУРОВА, заместитель главы администрации — начальник департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар»
Общественный бюджет Сыктывкара

Сегодня одним из приоритетных направлений совершенствования системы муниципального управления является обеспечение открытости органов местного самоуправления для граждан и организаций. О том, какие шаги предпринимаются для реализации этой задачи в Сыктывкаре, читайте в статье.

Программы нового типа

Сыктывкар для повышения прозрачности финансов города применяет различные инструменты, самым важным из которых стал программный бюджет. Еще в 2011 году прошел пуб­личные слушания, активно обсуждался общественностью и был принят Советом МО ГО «Сыктывкар» долгосрочный план действий, определяющий пути развития города в условиях имеющихся ресурсов, — Стратегия социально-экономического развития на период до 2025 года. Главная цель данного документа — обеспечение роста качества жизни населения за счет повышения уровня благоустройства города и модернизации социальной сферы, создание элементов конкурентоспособной инновационной экономики. Но на тот момент стратегия была лишь планом без реальных механизмов его реализации.

Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года была представлена возможность внедрения в бюджетный процесс нового инструмента — муниципальных программ. И в апреле 2011 года в Сыктывкаре был разработан и утвержден механизм внедрения программ нового типа в рамках городской Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

На первом этапе была подготовлена нормативная база, а в качестве пилотных определены три самые объемные по расходам и сложные по структуре муниципальные программы (период действия — 2013–2017 годы): «Развитие культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики», «Развитие общего и дополнительного образования», «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры и повышение степени благоустройства территории».

В течение 2013 года был расширен перечень программ (с учетом плюсов и минусов внедрения пилотных программ), доработаны порядок и методические указания по разработке, реализации и оценке эффективности муниципальных программ и другие муниципальные правовые акты, связанные с осуществлением бюджетного процесса в программной структуре. Проведена работа по формированию планов достижения ожидаемых результатов по каждому приоритетному направлению стратегии социально-экономического развития города в виде системы целеполагания муниципальных программ. Создана система аналитического распределения расходов по программам, определения ответственных лиц за каждое мероприятие, основное мероприятие, подпрограмму и муниципальную программу в целом. Для общественного обсуждения проекты муниципальных программ были представлены на официальном сайте администрации города, рассмотрены на заседаниях депутатских комиссий.

В результате бюджет городского округа на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов впервые был сформирован в программной структуре. В него вошло семь муниципальных программ: «Развитие образования», «Развитие культуры, физической культуры и спорта», «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан», «Развитие городского хозяйства», «Развитие экономики», «Безопасность жизнедеятельности населения», «Повышение эффективности муниципального управления».

Программный бюджет позволяет перейти от контроля за расходами к контролю за результатами целевого использования средств и дает возможность перераспределять средства программы на более важные направления. Необходимо отметить, что расходы бюджета на программные мероприятия в 2014 году составляли 93,5% бюджета города. При этом 2/3 расходов бюджета города на 2014 год и плановый период направляются на решение задач муниципальной программы «Развитие образования», порядка 20% — на муниципальную программу «Развитие городского хозяйства» и более 7% — на программу «Развитие культуры, физической культуры и спорта».

Кроме того, из общей доли инвестиций в объекты муниципальной собственности (в общем объеме расходов составляют 22%) свыше 60% средств предусмотрено на строительство и реконструкцию детских садов, строительство ледового катка. В 2014 году в учреждениях дошкольного образования введено порядка 1,5 тысячи дополнительных мест.

Работа с депутатами

При формировании и исполнении программного бюджета важную роль сыграла слаженная работа органов местного самоуправления и Совета МО ГО «Сыктывкар». На публичных слушаниях, заседаниях депутатских комиссий подробно рассматривались проект бюджета в новой структуре, проекты муниципальных программ, отчет об исполнении бюджета за 2013 год, в том числе результаты реализации пилотных программ города.

В обсуждении итогов мониторинга муниципальной программы «Повышение эффективности муниципального управления» за девять месяцев также принимали участие депутаты и представители экспертного совета по вопросам бюджетной и налоговой политики. Взаимодействие данных органов позволяет обеспечивать оперативное решение социально-экономических задач.

Совершенствование программ

Работа по совершенствованию структуры муниципальных программ не остановлена. Для повышения эффективности управления муниципальными программами с января 2015 года в качестве самостоятельной начала действовать программа «Открытый муниципалитет». Прежде она является подпрограммой муниципальной программы «Повышение эффективности муниципального управления».

В целях достижения результатов, необходимых для решения задач государственной и муниципальной политики, муниципальные программы дополняются мероприятиями и показателями, предусмотренными госпрограммами.

Роль горожан в формировании бюджета

Не менее важным органы власти Сыктывкара считают расширение механизмов участия граждан в формировании бюджета. Так, начиная с 2013 года бюджет на очередной финансовый год и плановый период, отчет о его исполнении рассматриваются на заседании Общественного совета городского округа. Это позволяет обес­печить согласование социально значимых интересов граждан, общественных объединений, иных организаций и органов местного самоуправления.

Для активизации и поддержки некоммерческих негосударственных организаций, общественных инициатив и развития гражданской активности населения в целом в бюджете муниципалитета ежегодно предусматриваются деньги. Так, в 2014 году были выделены средства: в виде финансовой поддержки — частным детским садам на выполнение муниципальных услуг и как субъектам малого и среднего предпринимательства; в виде грантов — победителям конкурса общественных инициатив города. Благодаря предоставленной грантовой поддержке оборудованы паркур-площадка, экологические тропы в окрестностях города, были организованы туры выходного дня, экскурсии для ветеранов и инвалидов в рамках проекта «Забота» и другие социально значимые проекты.

В прошлом году активно реализовывался проект «Городские легенды» (Йополис) по поддержке общественных инициатив в сфере благоустройства районов Сыктывкара. Население совместно с муниципальными властями планировало, разрабатывало и внедряло интересные идеи по благо­устройству, рационально используя при этом ресурсы местного бюджета. Результатом стало создание 11 малых архитектурных форм — скульптур и памятников. Это сундук купца Суханова, символы детского творчества, дерево талантов, бульвар семьи и мира, архитектурная композиция: слово «Сыктывкар», написанное на анбуре — древней Стефановской коми азбуке, и ряд других объектов, которые придают городу неповторимый облик.

С 1 июля 2014 года в Сыктывкаре стартовала общегородская акция «Народная инвентаризация», цель которой с помощью горожан выявить бесхозяйные здания, строения, сооружения и пустующие участки земли, а также помещения, которые не учтены или, несмотря на наличие владельцев, используются неэффективно, и с учетом мнения жителей города определить их дальнейшее использование. На сегодняшний день выявлен ряд бесхозяйных объектов, которые после признания права собственности на них городского округа будут реализованы в порядке приватизации.

Еще одним из актуальных на сегодняшний день механизмов взаимодействия жителей и местных властей в финансовых вопросах, способом получения обратной связи от населения является проект «Бюджет для граждан». Это брошюры, в которых в доступной для широкого круга пользователей форме рассказывается о проектах, реализуемых в городе, о бюджете и его исполнении. С 2013 года брошюры размещаются на официальном сайте администрации городского округа. А с августа 2014 года в городской газете «Панорама столицы» стартовала серия публикаций под рубрикой «Азбука бюджета города». В статьях в понятной для граждан форме представлены основные термины, понятия, применяемые в бюджетном процессе, и параметры бюджета.

Активную позицию администрация Сыктывкара занимает и в вопросе вовлечения молодежи к обсуждению финансовой ситуации в городе. Представителями администрации регулярно проводятся лекции для студентов, открытые уроки для школьников о результатах деятельности органов власти города, в том числе в рамках Всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях», организуемой при поддержке Минфина России во всех регионах страны.

Высокие оценки

В целях повышения осведомленности граждан о финансовой, бюджетной и налоговой политике Сыктывкара актуальная информация, связанная с бюджетным процессом, размещается на официальном сайте администрации города www.сыктывкар.рф, в социальных сетях (Твиттер, ВКонтакте). С 2012 года ряд документов и показателей эффективности деятельности муниципального образования публикуется на портале «Открытый бюджет России». За участие в данном проекте, реализуемом Фондом Кудрина и Комитетом гражданских инициатив, Сыктывкар получил благодарность от экс-министра финансов России А. Л. Кудрина. А в рейтинге открытости бюджетов муниципальных образований Российской Федерации (по состоянию на 1 октября 2014 года) Сыктывкар занимает четвертое место.

Хочется отметить и высокое качество организации предоставления муниципальных услуг в городском округе. По результатам VII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование» Сыктывкар стал победителем в одноименной номинации.

Задачи на будущее

Вместе с тем администрация города проводит постоянную работу по повышению прозрачности бюджета города и бюджетного процесса. Совершенствуются форма, структура и качество муниципальных программ, контент брошюры «Бюджет для граждан», проводятся мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения.

Каждый житель города должен быть уверен в том, что передаваемые им в распоряжение государства, региона или муниципалитета средства дают конкретные результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека. Поэтому одна из главных задач, поставленных перед муниципалитетом, — это эффективное, ответственное и прозрачное управление, являющееся неотъемлемым условием для повышения уровня и качества жизни населения.

Поделиться