XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
Налоги и сборы№ 11 Ноябрь 2015 — 02 ноября 2015

Некоторые аспекты развития налоговой системы Российского государства

Версия для печати 1853 Материалы по теме
Некоторые аспекты развития налоговой системы Российского государства

В октябре современная налоговая служба России отмечает важную дату — 25 лет с момента основания. В преддверии этого юбилея предлагаем приоткрыть завесу истории и отметить ряд особенностей, характерных для российского налогообложения.

Николай Федорович ПОЛЯКОВ, заместитель генерального директора ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (г. Москва)

Предтеча современной налоговой службы

Некоторые исследователи предшественником современной налоговой службы считают государственный орган Приказ Большого прихода, в который в середине ХVI века стекались важные налоги, в основном военного назначения: пищальные деньги, примет, сборы за городовое, засечное и ямчужное дело и другие.

Другие ученые выделяют Камер-коллегию, учрежденную Пет­ром I в 1719 году. Этому ведомству поручался общий надзор за сборо­м всех доходов в государственную казну, в том числе прямых и косвенных налогов. Кроме того, Камер-коллегия должна была следить за соответствием расходов доходам, за справедливостью распределения налогов, изыскивать новые источники доходов, заниматься организацией сбора налогов. Стоит отметить, что Камер-коллегия не была единственным ведомством, имевшим отношение к вопросам администрирования налоговой системы государства.

Многие историки считают, что налоговая служба России должна вести свой отчет с 1885 года, когда в рамках налоговой реформы второй половины ХIХ века впервые появилось специализированное ведомство, занимавшееся вопросами налогового администрирования, — служба податного надзора.

Функциями податных инспекторов стали: определение налого­облагаемой базы по имущественным налогам, распределение дополнительных сборов с торговли и промыслов, наблюдение за соблюдением налогового законодательства в сфере предпринимательской деятельности и участие в проверках торгующих юридических и физических лиц.

Фининспекторы Советской России по праву являлись преемниками податных инспекторов и функционировали в составе Министерства финансов. Ситуация изменилась в начале 1990-х годов, когда экономические реформы, направленные на создание действенных механизмов хозрасчета и введение рыночной экономики, стали предвестниками необходимости создания налоговой службы как самостоятельного ведомства. 24 января 1990 года Совет министров СССР принял постановление № 76 «О государственной налоговой службе», которое предписывало создать в структуре Министерства финансов СССР государственную налоговую службу. Именно тогда началась новейшая история налоговой службы России, основные события которой связаны с модернизацией и информатизацией ведомства. Если в начале 1990-х годов не существовало единой типовой структуры налоговых органов, специализация внутри инспекций осуществлялась по предметно-субъектному принципу, в том числе по видам налогов, то в результате модернизации инспекции были переведены на типовую структуру, отделы организованы по функциональному принципу, что обес­печило комфортное и эргономичное обслуживание каждого налогоплательщика в любом регионе РФ.

Кто платил налоги в Российском государстве?

Первыми налогоплательщиками в нашей истории можно считать покоренные русскими князьями племена на территории Восточной Европы. Вместе с образованием Древнерусского государства налогоплательщиками становятся все поданные независимо от времени их «завоевания». Кроме этого, под налогообложение всегда попадали те, кто при любом государственном строе извлекал прибыль, — это торговцы.

pic501.png

Отличительной чертой определения налогоплательщиков на протяжении истории нашего государства вплоть до ХIХ века было существование податных и привилегированных сословий, то есть тех, кто попадал в зону налогообложения, и тех, кто всегда имел льготы. Например, во времена Петра I к числу привилегированных неподатных сословий были отнесены дворяне и духовенство, а основным плательщиком подушной подати стало крестьянство.

Времена менялись, развивалась промышленность, поэтому назрела необходимость налоговых преобразований. В результате предпринятых мер к концу ХIХ века произошло значительное увеличение обложения всех слоев населения в соответствии с платежной способностью, а не сословной принадлежностью.

Наиболее прогрессивным с точки зрения перевода всего населения в категорию налогоплательщиков был законопроект о подоходном налоге, утвержденный в марте 1916 года. Плательщиками налога были признаны как физические, так и юридические лица, исключение составляли члены с­емьи императора и официальные дипломатические представительства иностранных держав в случае, если российским дипломатам в этих странах предоставлялись аналогичные льготы. Закон должен был вступить в действие с 1 января 1917 года, но революционные события внесли свои коррективы.

Первые годы советской власти налогообложение отличалось классовым подходом, поэтому основными налогоплательщиками являлись «частнокапиталистические элементы».

Дальнейшее развитие социалистического хозяйствования определило своих налогоплательщиков. Основными стали государственные предприятия и организации. Граждане СССР в основной своей массе были плательщиками подоходного налога, при этом список льготируемых категорий граждан увеличивался.

После перехода к рыночной экономике произошла эволюция налогоплательщиков, увеличилось количество их категорий, так как экономика стала основываться на свободной коммерции хозяйствующих субъектов, а роль государства — это координация путем установления сводов правил, в том числе налогов. В начале 90-х годов прошлого века отмечена регистрация большого количества новых хозяйствующих субъектов.

Статья 57 Конституции РФ закрепила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, то есть исключила деление граждан и хозяйствующих субъектов на податные и неподатные категории.

Изменение объектов налогообложения в Российском государстве

Прообразом первых налогов в Древнерусском государстве часто называют дани и контрибуции, взимаемые с покоренных племен. Такие налоги уплачивались, как правило, продуктами натурального хозяйства. Объектом налогообложения мог выступать как взрослый мужчина — муж, так и дым — хозяйство, которое вела большая патриархальная семья. Встречаются упоминания о сборе дани с рала, то есть плуга, — определенного количества обрабатываемой пахотной земли.

В период феодальной раздробленности ХIV—ХV веков основной единицей обложения становится соха, которая, как и рало, представляла собой земледельческое хозяйство определенного масштаба. Такая система существовала до конца ХVII века, когда государство перешло к подворному обложению, то есть единицей налогообложения стал двор. Однако подворный принцип обложения быстро сменился подуш­ным, и главным прямым налогом на протяжении почти двух веков стала подушная подать. Объектом обложения была признана податная душа — то есть лицо мужского пола, относящееся к податному сословию, вне зависимости от возраста.

Отмена крепостного права и реализация налоговой реформы второй половины ХIХ века поставили вопрос об отмене подушной подати. На смену ей должен был прийти подоходный налог.

Важные перемены в нашем государстве произошли после налоговой реформы 1930–1932 годов. Основным источником доходов государственного бюджета стал обобществленный сектор экономики, а главными налогами — налог с оборота и платежи государственных предприятий и хозяйственных организаций из прибыли.

Экономические реформы кон­ца 1980-х — начала 1990-х годов в корне изменили существовавшую налоговую систему, и в современной России главными объектами налогообложения стали прибыль и оборот хозяйствующих предприятий (нало­г с прибыли, НДС), а также доход и собственность граждан (подоходный налог и имущественные налоги).

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно