В октябре современная налоговая служба России отмечает важную дату — 25 лет с момента основания. В преддверии этого юбилея предлагаем приоткрыть завесу истории и отметить ряд особенностей, характерных для российского налогообложения.
Николай Федорович ПОЛЯКОВ, заместитель генерального директора ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (г. Москва)
Предтеча современной налоговой службы
Некоторые исследователи предшественником современной налоговой службы считают государственный орган Приказ Большого прихода, в который в середине ХVI века стекались важные налоги, в основном военного назначения: пищальные деньги, примет, сборы за городовое, засечное и ямчужное дело и другие.
Другие ученые выделяют Камер-коллегию, учрежденную Петром I в 1719 году. Этому ведомству поручался общий надзор за сбором всех доходов в государственную казну, в том числе прямых и косвенных налогов. Кроме того, Камер-коллегия должна была следить за соответствием расходов доходам, за справедливостью распределения налогов, изыскивать новые источники доходов, заниматься организацией сбора налогов. Стоит отметить, что Камер-коллегия не была единственным ведомством, имевшим отношение к вопросам администрирования налоговой системы государства.
Многие историки считают, что налоговая служба России должна вести свой отчет с 1885 года, когда в рамках налоговой реформы второй половины ХIХ века впервые появилось специализированное ведомство, занимавшееся вопросами налогового администрирования, — служба податного надзора.
Функциями податных инспекторов стали: определение налогооблагаемой базы по имущественным налогам, распределение дополнительных сборов с торговли и промыслов, наблюдение за соблюдением налогового законодательства в сфере предпринимательской деятельности и участие в проверках торгующих юридических и физических лиц.
Фининспекторы Советской России по праву являлись преемниками податных инспекторов и функционировали в составе Министерства финансов. Ситуация изменилась в начале
Кто платил налоги в Российском государстве?
Первыми налогоплательщиками в нашей истории можно считать покоренные русскими князьями племена на территории Восточной Европы. Вместе с образованием Древнерусского государства налогоплательщиками становятся все поданные независимо от времени их «завоевания». Кроме этого, под налогообложение всегда попадали те, кто при любом государственном строе извлекал прибыль, — это торговцы.
Отличительной чертой определения налогоплательщиков на протяжении истории нашего государства вплоть до ХIХ века было существование податных и привилегированных сословий, то есть тех, кто попадал в зону налогообложения, и тех, кто всегда имел льготы. Например, во времена Петра I к числу привилегированных неподатных сословий были отнесены дворяне и духовенство, а основным плательщиком подушной подати стало крестьянство.
Времена менялись, развивалась промышленность, поэтому назрела необходимость налоговых преобразований. В результате предпринятых мер к концу ХIХ века произошло значительное увеличение обложения всех слоев населения в соответствии с платежной способностью, а не сословной принадлежностью.
Наиболее прогрессивным с точки зрения перевода всего населения в категорию налогоплательщиков был законопроект о подоходном налоге, утвержденный в марте 1916 года. Плательщиками налога были признаны как физические, так и юридические лица, исключение составляли члены семьи императора и официальные дипломатические представительства иностранных держав в случае, если российским дипломатам в этих странах предоставлялись аналогичные льготы. Закон должен был вступить в действие с 1 января 1917 года, но революционные события внесли свои коррективы.
Первые годы советской власти налогообложение отличалось классовым подходом, поэтому основными налогоплательщиками являлись «частнокапиталистические элементы».
Дальнейшее развитие социалистического хозяйствования определило своих налогоплательщиков. Основными стали государственные предприятия и организации. Граждане СССР в основной своей массе были плательщиками подоходного налога, при этом список льготируемых категорий граждан увеличивался.
После перехода к рыночной экономике произошла эволюция налогоплательщиков, увеличилось количество их категорий, так как экономика стала основываться на свободной коммерции хозяйствующих субъектов, а роль государства — это координация путем установления сводов правил, в том числе налогов. В начале
Статья 57 Конституции РФ закрепила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, то есть исключила деление граждан и хозяйствующих субъектов на податные и неподатные категории.
Изменение объектов налогообложения в Российском государстве
Прообразом первых налогов в Древнерусском государстве часто называют дани и контрибуции, взимаемые с покоренных племен. Такие налоги уплачивались, как правило, продуктами натурального хозяйства. Объектом налогообложения мог выступать как взрослый мужчина — муж, так и дым — хозяйство, которое вела большая патриархальная семья. Встречаются упоминания о сборе дани с рала, то есть плуга, — определенного количества обрабатываемой пахотной земли.
В период феодальной раздробленности ХIV—ХV веков основной единицей обложения становится соха, которая, как и рало, представляла собой земледельческое хозяйство определенного масштаба. Такая система существовала до конца ХVII века, когда государство перешло к подворному обложению, то есть единицей налогообложения стал двор. Однако подворный принцип обложения быстро сменился подушным, и главным прямым налогом на протяжении почти двух веков стала подушная подать. Объектом обложения была признана податная душа — то есть лицо мужского пола, относящееся к податному сословию, вне зависимости от возраста.
Отмена крепостного права и реализация налоговой реформы второй половины ХIХ века поставили вопрос об отмене подушной подати. На смену ей должен был прийти подоходный налог.
Важные перемены в нашем государстве произошли после налоговой реформы
Экономические реформы конца