В Воронежской области используются современные методы дополнительного образования гражданских служащих. Кроме того, руководство области стремится к проведению единой кадровой политики во всех органах власти.
Дополнительное образование гражданских служащих
Воронежская область стала победителем конкурса «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе», организованного Минтрудом России, с проектом, посвященным развитию дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих. В основе проекта лежит применение технологии индивидуального планирования, которое начинается с момента поступления на государственную службу. За гражданским служащим закрепляется наставник, вместе с которым составляется индивидуальный план обучения. Те, кто оказался на госслужбе впервые, в обязательном порядке проходят повышение квалификации по программе «Введение в должность государственного гражданского служащего».
Для всех государственных гражданских служащих Воронежской области разработаны и утверждены индивидуальные планы профессионального развития, рассчитанные на трехлетнюю перспективу. Они включают мероприятия по получению дополнительного профессионального образования, самостоятельной и практической подготовке. На основе анализа индивидуальных планов органы власти формируют заявки на организацию дополнительного профессионального образования, в соответствии с которыми составляется перечень программ повышения квалификации. Иными словами, необходимость в обучении по конкретным программам определяется не правительством области, а самими гражданскими служащими.
Аналогичная работа проводится и с органами местного самоуправления региона. Благодаря взаимодействию с образовательными организациями выработана система дополнительного профессионального образования муниципальных кадров, гарантирующая высокое качество обучения. Отметим, что в большинстве регионов России органы местного самоуправления занимаются такой работой самостоятельно.
Немаловажную роль играет содержание программ дополнительного профессионального образования и их реализация. В основу положен компетентностный подход, в соответствии с которым в обязательном порядке учитываются должностные обязанности и конкретные компетенции гражданских и муниципальных служащих. Все реализуемые образовательные программы являются практико-ориентированными: к ведению занятий приглашаются специалисты-практики, способные поделиться знаниями и отработать навыки в той или иной сфере.
Основным достижением правительства Воронежской области можно назвать отказ от устаревших традиционных подходов к обучению. На фоне сокращения лекций (общий объем которых составляет не более 30% всех занятий) и семинаров активно проводятся тренинги, практические занятия, круглые столы. Причем последние проходят как в классическом, так и в новаторском формате. Например, слушатели сами становятся спикерами — освещают опыт своего органа власти в заданной сфере. Большим успехом у слушателей пользуются выездные занятия, в ходе которых есть возможность ознакомиться с деятельностью лучших муниципальных образований области.
Особое внимание уделяется профессиональному развитию руководителей органов государственной власти и местного самоуправления. По поручению губернатора области А. В. Гордеева ежегодно реализуются программы повышения квалификации для глав администраций муниципальных районов и городских округов под общим названием «Эффективный менеджмент в муниципальных образованиях» и для глав городских и сельских поселений Воронежской области по теме «Актуальные вопросы муниципального управления». Формат проведения таких курсов не имеет аналогов в стране. Для заместителей руководителей исполнительных органов государственной власти области и руководителей их структурных подразделений реализуются программы «Эффективный менеджмент в органах государственной власти» и «Руководитель в системе государственного управления».
На сегодняшний день уровень удовлетворенности слушателей полученным дополнительным профессиональным образованием достаточно высок и в среднем составляет
Единая кадровая политика
В мае 2013 года Правительством Воронежской области в лице губернатора и главами администраций муниципальных районов и городских округов были подписаны соглашения о проведении единой кадровой политики на территории области. Соглашение заключено сроком на пять лет — до 2018 года, но уже сегодня можно констатировать вполне конкретные результаты взаимодействия его сторон.
Одной из главных целей соглашения является обеспечение органов власти профессиональным и компетентным кадровым составом. В Воронежской области сложилась единая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления. В 2015 году повышение квалификации прошел 371 человек — муниципальные служащие и выборные должностные лица местного самоуправления, значительную долю которых составляют руководители ОМС. Большое внимание уделяется профессиональной подготовке глав администраций муниципальных районов и городских округов, которые во исполнение поручения губернатора области ежегодно проходят обучение по практико-ориентированной программе «Эффективный менеджмент в муниципальных образованиях».
Другим важным направлением сотрудничества в проведении единой кадровой политики является формирование кадровых резервов Воронежской области (резерва управленческих кадров Воронежской области, резерва управленческих кадров муниципальных образований, кадрового резерва на государственной гражданской службе и на муниципальной службе), их подготовка и эффективное использование. Проводимая совместно с органами местного самоуправления работа по отбору кандидатов в резерв способствует выявлению высокопрофессиональных и перспективных управленцев.
Кроме того, органам местного самоуправления оказывается непосредственное содействие в подборе подходящих кадров. Для этого организована система собеседований с кандидатами, проводимых должностными лицами Правительства Воронежской области и руководителями структурных подразделений правительства и исполнительных органов власти в соответствии со сферой деятельности.
Безусловно, большая часть инициатив при проведении единой кадровой политики принадлежит правительству области, но органы местного самоуправления активно поддерживают инновации в сфере управления персоналом, применяют современные кадровые технологии, используют различные формы сотрудничества: совместный анализ кадрового потенциала органов местного самоуправления, прохождение стажировок, обмен опытом, подготовку и оформление наградных материалов и прочее.
В 2015 году была проведена большая совместная работа по разработке детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и к муниципальным служащим с учетом направлений профессиональной служебной деятельности и специализаций. В соответствии с рекомендациями Минтруда России подготовлены перечни нормативных правовых актов, а также списки профессиональных знаний, необходимых для исполнения муниципальными служащими должностных обязанностей по направлениям профессиональной деятельности.
В рамках взятых на себя по соглашению обязательств Правительство Воронежской области оказывает методическую и практическую (в том числе необходимую консультационную) помощь органам местного самоуправления в организации муниципальной службы, проведении кадровой работы. Осуществляется обмен информацией, необходимой для анализа и прогнозирования развития кадровых процессов на территории области, в том числе по вопросам наградной политики, профилактики коррупционных и иных правонарушений.
Таким образом, заложенную соглашением идею проведения единой кадровой политики на территории Воронежской области удалось реализовать. Более того, данная работа имеет планомерный и системный характер.
Материал подготовлен управлением государственной службы и кадров Правительства
Воронежской области