Совет законодателей России — это совещательный и консультативный орган, в состав которого входят представители обеих палат Федерального собрания, а также руководители региональных законодательных органов власти. О том, как строится его работа, рассказывает председатель Думы Астраханской области, член президиума Совета законодателей России и председатель комиссии по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству Александр Борисович КЛЫКАНОВ.
— Александр Борисович, с момента организации Совета законодателей РФ прошло четыре года. Как вы считаете, этот проект оправдал свое назначение?
— Без сомнения. Совет законодателей — прежде всего хорошая возможность вести открытый и содержательный диалог для выработки совместных решений по вопросам, представляющим общий интерес для регионов. Сама тематика обсуждения уже свидетельствует о важности такого взаимодействия: межбюджетные отношения, реализация послания президента, экономическое и социальное развитие… Спектр достаточно широк.
Острые проблемы не замалчиваются. Взгляд федеральных коллег — как панорамная съемка, максимально охватывает тот или иной вопрос, а регионы смотрят точечно, каждый со своего ракурса. Такой подход позволяет более эффективно решать задачи. Кроме того, мы активно обмениваемся различными наработками. При общности стратегических подходов в каждом субъекте своя специфика, интересная коллегам. Одним словом, есть что взять на вооружение.
Накопленный опыт взаимодействия рождает и новые форматы совместной работы. На заседаниях совета парламентарии получают возможность обратиться к высшим должностным лицам государства, что помогает решать важные для каждой территории, для ее жителей вопросы. Иными словами, совет — та площадка, где голос одного региона становится слышен всем.
— Одна из задач Совета законодателей — организация взаимодействия Совета Федерации РФ и законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Как на практике решается эта задача?
— Поясню на примерах. Как известно, бюджеты всех уровней сегодня формируются по программно-целевому методу. Но до недавнего времени региональные депутаты не могли рассматривать государственные и целевые программы. Мы активно добивались этого права. Дума Астраханской области выходила в Государственную думу с соответствующей законодательной инициативой. Кроме того, воспользовавшись случаем, мы обратились к В. В. Путину на встрече с президиумом Совета законодателей. Нас поддержала В. И. Матвиенко. Соответствующие изменения в законодательство были внесены, и теперь депутаты имеют возможность полноценно определять социально-экономическую политику своих регионов.
Следующий пример. Руководители региональных заксобраний инициировали встречу с министром сельского хозяйства А. Н. Ткачёвым, чтобы донести аргументацию регионов о необходимости разработки федеральной программы импортозамещения сельхозпродукции. В этом документе мы предложили указывать объемы производства того или иного вида продукции по каждой территории. По сути, речь идет о государственном задании, подкрепленном соответствующим финансированием. К примеру, Астраханской области, чтобы увеличить производство овощей, необходимы дополнительные средства для приобретения техники и организации полива.
Не всегда федеральное законодательство учитывает специфику регионов. Зачастую важные и нужные законы после внесения ряда поправок идут вразрез с региональными интересами. По предложению астраханцев мы озвучили необходимость проведения мониторинга правоприменения законов по всей вертикали: от федерального центра до конкретных населенных пунктов. Жизнь показывает, что на стадии их реализации случаются пробуксовки. Важно своевременно выявить такие моменты и внести корректировки. Немаловажен и алгоритм взаимоотношения федеральных и региональных парламентариев. Сегодня жизненно необходимо ускорить процесс рассмотрения законодательных инициатив из субъектов Федерации.
Вот подобные болевые точки мы и озвучиваем на заседаниях Совета законодателей, совместно ищем пути решения проблемных вопросов. Многое удается сделать. Так что региональные депутаты — активные и полноправные игроки на российском поле законотворчества.
— Как работа в Совете законодателей помогает вам решать проблемы области?
— В начале прошлого года Дума Астраханской области обратилась к правительству страны с просьбой на период сельхозуборочных работ увеличить допустимую долю иностранных работников с разрешенных 50 до 80 процентов. Это связано с тем, что основным видом сельскохозяйственной деятельности в регионе является растениеводство. Фермеры активно внедряют новые современные технологии, обновляют парк техники и оборудования, однако доля ручного труда в растениеводстве остается высокой. Недостаток трудовых ресурсов в период сбора урожая восполняется в основном за счет реализации программ занятости населения, студенческих отрядов и привлечения иностранной рабочей силы из стран СНГ. Первоначально наше предложение не нашло полноценного понимания, и только когда в президиуме Совета законодателей мы вновь обратили внимание федеральных коллег на эту проблему, вопрос удалось решить положительно.
Также в прошлом году не без помощи совета мы добились выделения Астраханской области дополнительных средств на подкачку воды в водоемы, страдающие от засухи. В прошлое лето из-за низкого весеннего паводка ряд западных подстепных ильменей дельты Волги пересохли. Эта ситуация не только ухудшала экологическую обстановку в регионе, но и могла привести к перебоям с водоснабжением населенных пунктов.
Чтобы смягчить негативные последствия низкого паводка, из регионального бюджета на эти цели было выделено 3,6 миллиарда рублей. Но без помощи федерального центра мы бы не справились. Совместными усилиями законодательной и исполнительной власти региона, федеральных депутатов и сенаторов от Астраханской области нам удалось привлечь внимание главы государства к проблеме маловодья.
— Какие задачи стоят перед возглавляемой вами комиссией Совета законодателей по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству?
— Главным содержанием работы комиссии является предварительное изучение проектов законодательных инициатив, анализ концептуальных положений проектов федеральных законов с опорой на широкое общественное и экспертное обсуждение.
Однако комиссия рассматривает и другие вопросы. Например, сейчас у нас в работе вопрос о деофшоризации российской экономики. Деофшоризация — один из источников пополнения бюджета, и сегодня очень важно удержать капиталы от бегства в офшоры.
Ряд инициатив касался уточнения методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Комиссия неоднократно поднимала вопрос и о льготах по налогу на имущество организаций, которые на своем балансе имеют линии электропередачи, железнодорожные пути и магистральные трубопроводы. В результате таких налоговых послаблений региональные бюджеты недополучали существенные средства. Совместными усилиями удалось убедить федеральный центр в необходимости компенсировать данные потери, и в Бюджетный кодекс были внесены соответствующие изменения, которые наделили регионы правом самостоятельно определять налоговую ставку.
Несмотря на то что тематика обсуждаемых на комиссии вопросов весьма разнообразна, 80 процентов дискуссий касаются изменения логики межбюджетных отношений. Увы, тема не теряет своей актуальности на протяжении уже десятка лет, а именно с того момента, как налоговые поступления стали распределяться не в пользу регионов. Напомню, ранее 40 процентов собираемых налогов поступало в бюджет страны, а 60 — оставалось в региональной казне. Теперь — наоборот.
При всем желании правительства сделать межбюджетные отношения стимулом экономического развития регионов сегодня мы наблюдаем обратное. Более 80 процентов субъектов — дотационные. Да, субъектам РФ переданы налоги за пользование водными и биологическими ресурсами, акцизы на автомобильный бензин, но в то же время у регионов забрали пять процентов НДПИ (теперь все 100 процентов уходят в федеральный бюджет). Такая рокировка перекрыла пришедшие в регионы доходы.
Все члены комиссии поддержали предложение Думы Астраханской области компенсировать потери региональным бюджетам, обусловленные изменением федерального законодательства. К примеру, освобождение от налога имущества в отношении объектов недвижимости, расположенных на континентальном шельфе. На наш взгляд, поддерживать отрасль только за счет регионов не совсем разумно. То же касается ситуации с налогом на прибыль при освоении месторождений, который с 2016 года полностью изымается в федеральную казну. Из-за таких решений бюджет Астраханской области лишился нескольких миллиардов. В итоге даже у такой богатой природными ресурсами территории, как наша, оказалось недостаточно средств для покрытия собственных бюджетных обязательств.
Согласен, помогать нужно тем, кто работает — и налоги собирает, и администрирует умело. Если регион непосредственно участвует в привлечении инвестиций, да еще и несет очень серьезную нагрузку на развитие сопутствующей инфраструктуры, то и долю свою от успешности данного процесса он должен получать.
Вместе с долей доходов, уходящих из регионов в центр, растет и объем полномочий, переданных на региональный уровень. Зачастую они не подкреплены финансово. А в сочетании с общей тенденцией на усиление контроля исполнения законов ситуация во многих регионах накаляется. Мы считаем, что должна быть искоренена практика передачи полномочий на региональный и муниципальный уровни без источников финансирования, необходимых для их выполнения. Мы постарались задействовать максимум публичных площадок, чтобы привлечь внимание к этой проблеме, и не только в рамках комиссии.
— У комиссии есть конкретные предложения по изменению сложившейся системы межбюджетных отношений?
— Комиссия внесла пакет конкретных мер по выходу из жесткой финансовой ситуации, по привлечению дополнительных источников пополнения региональных бюджетов. Одна из них — зачислять в казну субъектов пять процентов отчислений от налога на добычу углеводородного сырья. Ряд инициатив касался уточнения методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Мы предложили менее 80 процентов от общего объема выделяемых субсидий распределять между субъектами именно федеральным законом о бюджете. Иначе сложно планировать и эффективно управлять средствами.
Нуждается в корректировке и система условий софинансирования в соотношении примерно 30 процентов на 70. Имеется в виду, что регионы должны будут выделять на реализацию государственных программ 30 процентов, остальное — за счет федеральных средств. Сегодня ситуация зеркальная. Условия софинансирования постоянно ужесточаются. В некоторых случаях региональная доля доходит до 95 процентов, что субъектам не всегда по средствам. В итоге под угрозой оказывается выполнение запланированных мероприятий. В Астраханской области с такой проблемой мы столкнулись при реализации программ «Чистая вода» и «Переселение граждан из аварийного жилого фонда».
И, конечно же, необходимо пересмотреть существующую схему распределения налогов между регионами и федеральным центром. И если уж речь не идет о возврате к прежней схеме, то можно прийти хотя бы к соотношению 50 на 50. Это было бы справедливо.
Безусловно, регионам необходимо и самим работать, более активно развивать экономику, наращивать налогооблагаемую базу. Но полноценно задействовать весь ресурсный потенциал мы сможем через совершенствование правового пространства. А это — добрая воля федеральных коллег, при нашем активном участии и содействии.
Подготовила О. В. ИЗУТОВА