Опытом внедрения проектных подходов в деятельность органов местного самоуправления поделилась заместитель главы Администрации города Сургута Анна Юрьевна ШЕРСТНЕВА.
— Анна Юрьевна, в своем интервью глава города Сургута упомянул о внедрении новых технологий управления городом, в частности проектного управления. Расскажите о практике его применения?
— Данный инструмент относительно недавно применяется в Российской Федерации в целом и в нашем муниципалитете в частности. Реализация мер по его внедрению началась в прошлом году по инициативе региональных органов власти в рамках поставленных на федеральном уровне задач по реализации проектно-ориентированной системы управления.
На сайте журнала есть подборка статей, посвященных проектному управлению. Вы можете с ней ознакомиться здесь.
На уровне города разработана необходимая нормативно-правовая база, определен механизм реализации проектов, полномочия его исполнителей. Функции проектного офиса возложены на входящий в состав управления экономики и стратегического планирования Администрации города Сургута отдел инвестиций и проектного управления. Задача отдела — обеспечивать методологическое сопровождение и развитие проектного управления, а также административную поддержку его участников.
Вовлечение города в проектную технологию активизировалось после утверждения направлений стратегического развития РФ и разработки на региональном уровне соответствующих портфелей проектов. Однако мы не ограничиваемся просто участием в региональном сегменте проектного управления: сформированы и проекты муниципального уровня.
Конечно, потенциал проектного управления в настоящее время реализован не в полном объеме, и о конкретных результатах говорить пока рано — город находится только в процессе реализации первых проектов. При этом, наверное, как всегда и везде на этапе внедрения новаций, мы не избежали сложностей — организационных издержек, необходимости перестройки мышления и корректировки навыков работы персонала, и в данном направлении нам еще предстоит поработать. Но Сургут имеет большую практику внедрения управленческих новаций, поэтому трудности, связанные с внедрением проектного управления, будут, надеемся, нивелированы его результатами — сплоченной работой администрации по достижению поставленных целей.
— Вы можете назвать направления деятельности, по которым планируется реализовывать муниципальные проекты? Или предусмотрено их сквозное внедрение во всех сферах?
— В силу закрепленных законодательством полномочий значительная часть деятельности муниципальных образований все-таки является процессной, связанной с обеспечением функционирования бюджетной сети и городской инфраструктуры. Данной деятельности свойственны отраслевая вертикаль управления и контроля, высокий уровень нормативно-правового регулирования и четкая регламентация процедур, поэтому ее осуществление вряд ли потребует проектного подхода.
Исходя из сути проектного метода управления муниципальные проектные инициативы (а таких в настоящее время утверждено семь) предусматривают решение новых, ранее не реализуемых муниципалитетом задач, направленных на достижение уникальных результатов, создание новаторских практик и, главное, горизонтальное участие в проектных командах представителей различных отраслевых органов под руководством профильного куратора. О таких задачах как раз и говорил глава города в своем интервью.
Например, на внедрение инновационных форм оказания услуг и расширение доступа негосударственных организаций к их предоставлению направлены проекты «Создание детского технопарка “Кванториум”», «Введение сертификата персонифицированного дополнительного образования детей». Целями проекта «Бюджет Сургута Online» является внедрение механизмов инициативного (партисипаторного) бюджетирования, повышение открытости деятельности органов местного самоуправления. Вовлечение граждан в процесс формирования бюджета предусматривает использование потенциала территориальных общественных самоуправлений, положительно зарекомендовавших себя в вопросах взаимодействия с населением.
Ряд проектов сформирован для позиционирования городского предпринимательства и создания более комфортных для него условий, а также для совершенствования работы с инвесторами. Это, в частности, проекты «Сделано в Сургуте», «Создание МФЦ для бизнеса», «Благоустройство парка (на условиях концессии), «Разработка инвестиционного паспорта».
— Большинство проектов направлено на взаимодействие администрации с бизнес-сообществом — это актуальная тема для муниципалитета? Какие-то еще новации планируется внедрить в этом направлении?
— Действительно, одной из целей стратегии развития города до 2030 года определено улучшение делового климата для развития бизнеса в Сургуте как инструмента диверсификации экономики города и снижения ее зависимости от сырьевой монопрофильности. При этом, к сожалению, город не входит в число лидеров соответствующего регионального рейтинга. Поэтому бизнес-ориентированная деятельность администрации является объективной необходимостью для развития экономики.
Кроме того, задачи по упрощению процедур для бизнеса, повышению инвестиционной привлекательности территорий поставлены в целевых моделях[1], региональных портфелях проектов, а также описаны в успешных муниципальных практиках[2]. И на уровне администрации города, безусловно, определены и практически реализуются меры для их решения. Так, для формирования у потенциального инвестора объективного представления о муниципальном образовании разработан инвестиционный паспорт, он публикуется на официальном портале администрации города и распространяется в печатном виде. Практикуется Инвестиционное послание главы города — размещаемая в открытом доступе декларация о намерениях и планах в сфере инвестиций и взаимодействия с инвесторами. В настоящее время идет работа по созданию специализированного информационного ресурса. Инвестиционный портал должен стать своеобразным путеводителем для деловых предприимчивых людей и потенциальных инвесторов. Опытное внедрение портала, кстати, планируем также в формате проекта. Перестраивается деятельность Инвестиционного совета при главе города, она ориентируется на более оперативное рассмотрение связанных с реализацией инвестпроектов вопросов.
Поставлено еще много задач по улучшению инвестиционного климата, в том числе и в сфере градостроительства, и направленных на сопровождение инвесторов по принципу «одного окна». Все они продиктованы желанием администрации стать более открытой и оперативной во взаимодействии с бизнес-сообществом.
— В нашем журнале уже освещался опыт Сургута в части программного подхода к организации деятельности[3]. Предусматривается ли уточнение института муниципальных программ в связи с внедрением проектного управления?
— Программный формат бюджета в Сургуте прошел трудный путь поступательного развития от долгосрочных и ведомственных программ до действующих муниципальных программ.
Система муниципальных программ сегодня представлена 31 программой комплексного отраслевого характера. Ими охвачены все сферы деятельности муниципалитета, доля программных расходов бюджета составляет более 99 процентов.
При этом как проекты, так и муниципальные программы направлены на достижение результата с помощью взаимоувязанных задач, мероприятий, ресурсов и показателей. Отличительной характеристикой проектов при этом является более точечное формулирование задач, меньший период реализации, и, соответственно, более высокая операционная эффективность.
Для обеспечения взаимосвязи данных управленческих технологий на уровне муниципалитета нормативно закреплено, что интеграция проектов в действующую систему муниципальных программ обеспечивается путем создания в программе специального раздела, содержащего описание реализуемых (планируемых к реализации) в ее рамках проектов и увязку мероприятий проектов с мероприятиями муниципальных программ. Этот механизм, конечно, может совершенствоваться. В наших планах — продолжить системную работу в данном направлении, в том числе по пересмотру структуры и содержания действующих программ и выработке механизма обособления расходов на реализацию проектов в бюджете города. Для этого, возможно, потребуется соответствующая адаптация действующих информационных систем планирования и исполнения бюджета.
Учитывая значительный опыт Сургута в проведении реформ, надеемся,что положительные аспекты проектного управления станут системными в деятельности администрации города.
Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА
[1] Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2017 года № 147-р.
[2] Атлас муниципальных практик АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
[3] Журнал «Бюджет» № 02, 2014, № 07, 2017