Версия для печати 1656 Материалы по теме
Фото с мероприятия
Муниципальные финансисты обсудили актуальные вопросы

В Научно-исследовательском финансовом институте прошло очередное заседание секции «Финансисты муниципальных образований» Союза финансистов России. Состоялся откровенный разговор о проблемах местных бюджетов.

Председатель Совета СФР, депутат Государственной думы Н. С. Максимова довела до сведения собравшихся информацию о резолюции состоявшегося в сентябре в Анапе XVII Российского муниципального форума. На форуме отмечено, что поставленная реформой местного самоуправления задача финансового обеспечения всех полномочий органов местного самоуправления решена далеко не полностью. 

В связи с этим выдвинута инициатива о проведении расчетов минимально необходимых расходов на осуществление полномочий по всем видам муниципальных образований, на базе которых возможно оценить достаточность доходной базы местных бюджетов. По мнению Максимовой, новый импульс развитию местного самоуправления помогла бы дать разработка на федеральном уровне основных направлений развития системы. Кроме того, было бы целесообразно воссоздать структуру, которая бы непосредственно занималась проблематикой местного самоуправления, в том числе его научно-методическим сопровождением. 

Среди наиболее острых проблем Максимова выделила кадровую: муниципальный служащий остается самым низкооплачиваемым работником сферы управления. Вопрос особенно актуален сейчас, когда зарплата работников бюджетной сферы подтянулась к средней по экономике и отток кадров из сектора муниципального управления усилился. 

Доходы и льготы

Заместитель начальника отдела муниципальных образований департамента межбюджетных отношений Минфина России И. И. Скляр озвучила в целом позитивные итоги исполнения местных бюджетов на 1 сентября 2017 года. Так, за восемь месяцев отмечен рост поступлений по всем основным доходным источникам. 

13-2.png

В частности, рост собственных доходов составил 5,4%, налоговых доходов — 6,5%. Увеличились и поступления межбюджетных трансфертов (также на 6,5%). Небольшое снижение — на 0,4% — показали только неналоговые доходы. Особенно активную динамику демонстрируют имущественные налоги — земельный налог (рост поступлений на 38,9%) и налог на имущество физлиц (на 82,6%). При этом местные бюджеты исполнены с совокупным профицитом в 43 миллиарда рублей. Кроме того, в отличие от 2016 года наблюдается медленное, но все же сокращение муниципального долга — с 364,3 до 351,9 миллиарда рублей (то есть на 3,4%). 

Начальник отдела налогообложения имущества и государственной пошлины департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России А. В. Сорокин проинформировал собравшихся о работе над укреплением доходной базы региональных и местных бюджетов, которая ведется на уровне Правительства РФ и Государственной думы.

Первое направление этой работы заключается в расширении налоговой базы, в том числе через вовлечение в налоговый оборот новых и ранее неучтенных объектов недвижимого имущества. Кроме того, как напомнил Сорокин, в 2020 году заканчивается переходный период, после которого во всех субъектах РФ недвижимое имущество физических лиц будет облагаться налогом по кадастровой стоимости. По его данным, в 2017 году уже 61 субъект РФ перешел к новой модели налогообложения имущества физлиц.

Другое направление связано с расширением механизма «двух ключей», то есть с постепенной передачей полномочий по установлению федеральных налоговых льгот с федерального на региональный и местный уровни. Начиная с 2018 года некоторые федеральные льготы по налогу на имущество организаций (в частности, на движимое имущество и на «энергоэффективную» недвижимость) сохранятся за налогоплательщиками только в том случае, если решение об их введении будет принято субъектами РФ. 

По оценке ФНС России, стоимость этих льгот составляет порядка 163 миллиардов рублей. «Уже очевидно, что не все субъекты планируют пролонгацию указанных налоговых льгот в 2018 году — таким образом, консолидированные бюджеты получат дополнительные доходы. В том числе и местные бюджеты, потому что во многих субъектах соответствующие поступления распределяются между региональным и муниципальными бюджетами», — сообщил Сорокин. 

В свою очередь, Максимова отметила важность оценки эффективности таких льгот. «В конце концов, они вводились для того, чтобы стимулировать организации к инвестированию высвобождающихся средств в развитие производства. 

Так что если инвестиции не растут, то с точки зрения региона льгота неэффективна», — считает депутат. Сорокин пояснил, что передача полномочий по федеральным льготам будет происходить в несколько этапов: в 2018, 2020 и 2022 годах. Процесс затронет и льготы по местным налогам, а именно льготы в части земельных участков, занятых организациями уголовно-исполнительной системы и федеральными дорогами общего пользования. При этом, как подчеркнул представитель Минфина России, вопрос передачи полномочий в отношении социальных налоговых льгот на повестке дня не стоит. 

Вопросы контроля

Заместитель директора департамента бюджетной методологии Минфина России С. С. Бычков затронул проблемы развития системы финансового контроля на муниципальном уровне. В частности, он поделился планами Минфина России по внесению поправок в Бюджетный кодекс и совершенствованию механизмов осуществления контрольных мероприятий. 

14-1.png

Спикер указал на некоторое смешение полномочий органов внутреннего и внешнего муниципального финансового контроля. «Конечно, с точки зрения методов, конкретных контрольных действий, проверочных мероприятий это смешение существует объективно. Однако цели и задачи, стоящие перед этими видами контроля, несколько разные», — подчеркнул он. Внешний муниципальный финансовый контроль сегодня в большей степени ориентируется на стратегический аудит, в том числе аудит муниципальных программ. 

Его основная задача не столько ходить по конкретным учреждениям и выявлять нецелевое использование средств, сколько предлагать местной администрации общие решения, в том числе касающиеся совершенствования нормативно-правовой базы. «Часто к неэффективным расходам приводит именно недостаточное регулирование с помощью нормативно-правовых актов, плохо прописанные процедуры. И здесь контрольно-счетные органы должны давать рекомендации, подсказывать. А уже детальные проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств внутри учреждений — это прерогатива последующего внутреннего муниципального финансового контроля», — отметил Бычков.

Местная специфика

Заместитель мэра — директор департамента финансов и контроля администрации Омска И. А. Парыгина обратила внимание на негативную тенденцию, связанную с падением поступлений ЕНВД в местные бюджеты: за последние пять лет эта сумма сократилась на 7,5 миллиарда рублей (примерно на 9%). Одна из причин заключается во введении добровольного порядка применения ЕНВД с 1 января 2013 года. Кроме того, база для исчисления налога последний раз менялась в далеком 2005 году, притом что страховые взносы, на которые согласно НК РФ уменьшается этот налог, с тех пор выросли на 15%. «По отдельным видам деятельности уже существует нулевая декларация по уплате этого налога в бюджет», — посетовала финансист. 

14-2.png

По мнению Парыгиной, целесообразно рассмотреть увеличение размера базовой доходности, от которой производится расчет ЕНВД. «Мы вместе с предпринимательским сообществом были обеспокоены прекращением действия вмененки с 1 января 2018 года, но, к счастью, его продлили до 1 января 2020 года. Сегодня представители Минфина России поддерживают установление бессрочного периода действия этой системы. Считаю, что в обмен на это как раз можно было бы увеличить размер базовой доходности. При этом должны учитываться конкретные виды деятельности и территории ведения бизнеса», — добавила она. 

15-1.png

Заместитель начальника Департамента финансов Сыктывкара Н. В. Вытегорова акцентировала внимание собравшихся на другой проблеме — росте количества судебных решений, с которыми столкнулся и без того проблемный (с точки зрения собственных доходов и муниципального долга) городской бюджет. В первую очередь они касаются предоставления жилья и выплаты соответствующих компенсаций гражданам, обязательств города в сфере капитального ремонта домов, ЖКХ и содержания дорог. Общая сумма выплат по таким решениям уже достигла 2,5 миллиарда рублей и превысила собственные доходы бюджета. «Проблема приобрела массовый характер. Обеспечить всех компенсацией в трехмесячный срок, как это положено по закону, у нас нет возможности, но суды не прислушиваются к этому доводу. В текущем году к нам поступило на 50 процентов больше судебных листов, чем в 2016 году», — рассказала финансист. Очевидно, что с данной проблемой столкнулась не только столица Республики Коми. 

Вытегорова подчеркнула, что доля собственных доходов в городском бюджете за последние 15 лет сократилась с 83 до 38%. При этом муниципальный долг в 2017 году добрался до отметки в 44% собственных доходов, а к 2020 году он достигнет 62%. 

Заседание завершило выступление председателя секции «Финансисты муниципальных образований», начальника финансового управления администрации Орска В. Н. Богданцева. Он представил план работы секции на 2018 год, а также презентовал ее сайт: sfr-mo.ru, призванный ускорить информационное взаимодействие между муниципалитетами — членами СФР. 

Богданцев констатировал, что нагрузка на местные бюджеты увеличивается, притом что их доходы растут незначительно. По его мнению, переход к уплате земельного налога по кадастровой стоимости тоже не станет прорывом в этом отношении. «Мы проводили анализ тех муниципальных образований, которые уже получают налог по кадастровой стоимости. И какой-то определенной закономерности не выявили: кто-то приобрел, а кто-то, наоборот, потерял», — сообщил председатель. Он также отметил отрицательную динамику поступлений платежей за негативное воздействие на окружающую среду, связанную со значительным изменением механизма их исчисления с 1 января 2016 года.

Финансист выразил надежду, что новации бюджетного процесса, в частности внедрение в него механизмов проектного управления, будут учитывать негативный опыт предыдущих реформ. «С 2014 года бюджеты всех уровней формируются в программном формате. Из года в год доля программных расходов растет, приближаясь к 100 процентам. 

Смысл программного проектирования теряется, ведь, чтобы продемонстрировать высокие показатели внедрения программного подхода и не выглядеть хуже других, субъекты РФ и муниципальные образования стремятся все расходы сделать программными. Существует мнение, что новый формат бюджета стал очередным формальным инструментом перераспределения бюджетных средств между отраслевыми ведомствами всех уровней, а не действенным механизмом управления развитием территорий. Готовящийся переход может лишь закрепить формальность данной системы. Поэтому, возможно, для начала следует отточить существующую схему и избавиться от накручивания программных расходов», — считает Богданцев.

М. А. ЦУЦИЕВ


Поделиться