Решение проблем моногородов отнесено к основным направлениям стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года. В стране планируется реализация приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов». В рамках этой программы будет синхронизирована работа практически всех федеральных и региональных органов власти, банков с госучастием, образовательных учреждений1.
Николай Николаевич КАЛМЫКОВ, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС, кандидат социологических наук
Материал подготовлен при участии доцента кафедры экономики Тамбовского филиала РАНХиГС В. И. Меньщиковой, профессора кафедры экономики Тамбовского филиала РАНХиГС Е. Ю. Меркуловой, декана факультета магистратуры и аспирантуры РАНХиГС И. Б. Константинова, старшего научного сотрудника ЦПЭИ СНЦ РАН Е. П. Константиновой, главного специалиста-эксперта отдела по работе с монотерриториями Министерства развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области О. Л.Тетенькиной.
Сегодня официальные критерии для отбора монопрофильных городов Минрегионом России тесно связаны с условиями определения предприятий как градообразующих. В 2015 году Правительство РФ дополнило список российских монопрофильных муниципальных образований — количество моногородов выросло до 319[1]. В 2016 году количество городов осталось неизменным[2], кроме того список моногородов «заморожен» до 2018 года.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 709 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения» все моногорода делятся на три категории:
1) монопрофильные муниципальные образования с наиболее сложным социально-экономическим положением;
2) монопрофильные муниципальные образования, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения;
3) монопрофильные муниципальные образования со стабильной социально-экономической ситуацией.
Проблемы моногородов
Ключевыми проблемами моногородов являются:
плохая социально-экономическая ситуация: почти 60% опрошенных нами жителей моногородов определяют ситуацию в городе как терпимую с трудом или нетерпимую;
безработица: 66% опрошенных оценили ее уровень как высокий или очень высокий;
естественная убыль населения: согласно данным Росстата за 2000–2010 годы, тенденции устойчивой убыли отмечаются в 60% моногородов, а общий рост численности населения — в 8% моногородов;
активный миграционный отток;
вахтовая занятость и, соответственно, маятниковая безработица;
необходимость реконструкции и поддержания в надлежащем состоянии системы ЖКХ в поселениях с крайне малым числом жителей, так как муниципалитеты не имеют средств на их переселение;
наличие ветхого и аварийного жилья;
социальная нагрузка на бизнес ввиду необходимости осуществлять социальные выплаты, связанные со статусом территорий;
низкая плотность и неравномерность развития транспортной инфраструктуры;
отсутствие или недостаток собственных ресурсов для развития моногорода.
Финансовая поддержка
К принимаемым федеральными органами власти финансовым мерам, которые адресно нацелены именно на моногорода, относятся:
присвоение моногороду статуса территории опережающего социально-экономического развития;
поддержка Фонда развития моногородов, который софинансирует расходы субъектов и муниципалитетов на строительство и реконструкцию инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов, выдает льготные займы (5% годовых на срок до восьми лет), формирует команды, управляющие проектами развития моногородов, и организует их обучение;
формирование и развитие управленческой команды как из числа представителей региональной и муниципальной власти, руководителей градообразующих предприятий, так и из представителей бизнеса, вовлеченного в реализацию мероприятий, направленных на развитие моногорода;
формирование нового имиджа моногорода и территориальных брендов (ребрендинг).
Федеральные органы государственной власти используют следующие формы поддержки комплексных инвестиционных программ моногородов РФ:
дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ;
бюджетные кредиты и субсидии на реализацию отдельных программ по развитию малого и среднего предпринимательства;
направление средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на расширение программ по капитальному ремонту и переселению граждан моногородов;
субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов»[3];
поддержка муниципальных программ, а также поддержка монопрофильных муниципальных образований в форме грантов[4];
создание территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа сроком на 70 лет (с возможностью продления)[5];
создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства[6];
субсидирование части затрат на оплату электрической энергии (мощности), а также платы за услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты, обеспечивающие увеличение занятости населения моногородов;
строительство и (или) реконструкция жилья в целях переселения граждан из моногородов в пределах территории субъекта РФ[7].
Предложения
Кроме того, мы считаем важным обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, необходимо делать ставку не только на субсидии и экономическо-финансовую поддержку моногородов, но и на социальные технологии, которые позволят с минимальными затратами обеспечить более высокое качество жизни, открыть социальные лифты для молодежи и создать условия, при которых граждане сами смогут реализовать себя и обеспечить себе достойные условия жизни.
Во-вторых, нужно обращать внимание на вопросы первой занятости молодых людей, так как следствием ключевых проблем моногородов является то, что молодые люди не остаются на своем первом месте работы. 80% официально трудоустроенных молодых людей увольняются в течение или по завершении первого года работы. Как показывают наши опросы, 60% предприятий считают лучшей мерой поддержки экономики моногородов именно привлечение молодых людей на стажировки. Однако сейчас такие проекты реализуются далеко не везде. Мы предлагаем рассмотреть возможность внедрения системного проекта поддержки стажировок на предприятиях моногородов путем субсидирования стажировочных программ, которые могут осуществляться в период обучения молодых людей в вузе либо преддипломной практики.
В-третьих, как показывают наши опросы, более 35% молодых людей хотели бы создать свой собственный бизнес, 7% — работать на фрилансе, для чего необходимо обеспечить образовательную инфраструктурную поддержку, в том числе обучение удаленным видам деятельности. Одним из форматов организации такой работы могут быть открытые площадки в неиспользуемых помещениях, где возможна организация loft-пространств и обеспечение доступа к интернету.
В-четвертых, мощнейшим инструментом подготовки необходимых для предприятий кадров является система наставничества, и мы рекомендуем моногородам использовать ее. Необходимо сформировать списки опытных специалистов города, которые могли бы заняться такой работой. Тогда молодые люди будут иметь возможность обратиться со своими проектами и инициативами не к абстрактным органам власти, а к конкретному наставнику, который им подскажет, как действовать, и поможет в реализации социального, общественного, предпринимательского или иного другого проекта.
Внимание досугу
Помимо экономической составляющей развития моногородов необходимо уделять внимание и досуговой. В России планируется создание среды для проведения досуга жителей моногородов в рамках программы «Пять шагов благоустройства»*. Программа включает в себя:
благоустройство оживленного общественного пространства;
создание возможностей для времяпрепровождения молодежи;
обновление городских достопримечательностей;
обновление или создание объектов социальной инфраструктуры;
активация заброшенных или неэффективно используемых зданий и помещений.
* Паспорт программы «Комплексное развитие моногородов».
[1] Распоряжение Правительства РФ от 16 апреля 2015 года № 668-р «О внесении изменений в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р».
[2] Распоряжение Правительства РФ от 13 мая 2016 года № 891-р «О внесении изменений в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р».
[3] Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2014 года № 1186 «О предоставлении из федерального бюджета в 2014–2017 годах субсидии некоммерческой организации “Фонд развития моногородов”».
[4] Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016–2017 годов.
[5] Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473‑ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
[6] Там же.
[7] Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году».