Версия для печати 5450 Материалы по теме
Где учат проектному управлению

Федеральные и региональные органы исполнительной власти активно внедряют проектное управление. Кадровая проблема — одна из ключевых, организациям не хватает проектных специалистов с необходимым уровнем квалификации. Вместе с тем сегодня лишь немногие образовательные учреждения качественно реализуют программы подготовки специалистов в области проектного управления в органах государственной власти.

Научно-образовательный Центр проектного менеджмента РАНХиГС (ЦПМ) — единственная на сегодняшний день образовательная структура, наделенная статусом центра компетенций по проектному управлению в организации проектной деятельности Правительства РФ и реализующая систему подготовки кадров в данной сфере. О процессе обучения государственных служащих новым механизмам управления журналу «Бюджет» рассказала заместитель директора ЦПМ доктор педагогических наук Наталья Сергеевна ГАРКУША.

— Наталья Сергеевна, расскажите, пожалуйста, в чем особенность образовательных программ, разработанных и реализуемых Центром проектного менеджмента?

— Центр проектного менеджмента РАНХиГС создан в августе 2016 года. Основные задачи центра — разработка методологии проектного управления, сопровождение федеральных приоритетных проектов и программ, развитие и оценка квалификации в сфере проектного управления участников проектной деятельности.

Вся учебно-методическая база сформирована на основе методологии проектного управления, разработанной федеральным проектным офисом совместно с нашим центром. Реализуемые образовательные программы разработаны с учетом модели компетенций, одобренной рабочей группой по развитию проектной деятельности при президиуме Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 февраля 2017 года. Данная модель позволила понять, какие знания и умения необходимо формировать в процессе развития компетенций участников проектной деятельности (рисунок).

Модель компетенций состоит из двух крупных блоков. Прикладные компетенции (их 12) включают в себя определенный набор знаний, необходимый для управления проектом, — это первый блок. Данные компетенции должны быть развиты у каждого специалиста и руководителя для того, чтобы уметь применять конкретные методы и инструменты в процессе реализации проектов. Второй блок — персональные и управленческие компетенции участников проектной деятельности, так называемые soft skills. Это важный аспект, поскольку в проекте нужны люди с определенными личностными качествами: лидерским потенциалом, умением работать в команде, принимать решения и так далее. Именно на развитие данных компетенций мы делаем основную ставку.

Центр подготовил программы различного уровня сложности, ориентированные на разных специалистов. Есть 80-часовой курс, направленный на формирование и развитие персональных, управленческих и прикладных компетенций; 16-часовая программа, дающая базовые знания о проектном управлении; 32-часовая программа, предполагающая углубленное изучение теоретических аспектов и, что самое главное, получение практических проектных умений. Мы стараемся закрепить полученные знания непосредственно в рамках командной работы по формированию конкретных проектов во время обучения. Это не просто учебные проекты, а решение реальных отраслевых стратегических и приоритетных задач.

В проектные команды могут входить специалисты из разных сфер и ведомств, которые при этом заинтересованы в решении какой-то общей глобальной проблемы. Ведь, как правило, осуществление проектов, особенно на федеральном уровне, требует включения в команду людей из разных органов власти, структур, организаций, подведомственных учреждений. И наша задача не только научить команду, решающую единую проблему, управленческим шагам, но и помочь сформировать реальную проектную команду, разработать и спланировать сам проект.

— Вы сказали, что работаете с реальными проектами, а кто эти проекты предлагает? Сами слушатели?

— Часть этих проектов уже инициирована в ведомствах, часть проектных идей генерируем в процессе обучения. Мы учим слушателей, как выделить проектную идею из существующей массы задач, проблем.

Безусловно, точки роста, которые мы выделяем и затем разрабатываем в форме проекта, должны быть связаны со стратегическими целями федеральных органов власти, ведомств, организаций. На сегодняшний день перевод государственных программ на проектное управление помогает нам в определении проектов для проработки в рамках образовательного процесса, так как в их структуре уже выделены и утверждены проектные идеи межведомственных и ведомственных проектов.

— Вы проделали огромную и уникальную работу по разработке системы обучения проектному управлению государственных служащих. Скажите, на какой опыт вы опирались в своей работе? Смею предположить, что, скорее всего, зарубежный, ведь в России проектное управление — достаточно новое явление.

— Я бы не сказала, что в нашей стране ранее не применяли проектный подход. Еще в советский период крупные проекты реализовывали с применением некоторых инструментов проектного управления. Например, календарные планы-графики — это типичный и эффективный проектный инструмент. Другое дело, что в России не было единой методологии управления, отсутствовали стандарты, руководства, своды знаний по проектной деятельности, где бы подробно описывались все процессы, и, самое главное, проектному управлению не обучали чиновников.

Поделиться
Открыта редакционная
подписка на 2023 год
Подпишись выгодно
Первая полоса