В Санкт-Петербурге 6–9 июня 2006 г. состоялся Всероссийский семинар-совещание на тему «Межбюджетные отношения в 2007 г.». В нем приняли участие представители Совета Федерации, ответственные работники Министерства финансов Российской Федерации, других министерств и ведомств, а также руководители финансовых органов субъектов Российской Федерации.
На семинаре-совещании был рассмотрен широкий круг вопросов и задач финансовых органов субъектов Российской Федерации по формированию межбюджетных отношений в предстоящем 2007 г. В рамках семинара проанализированы экономические и правовые условия формирования бюджетов в Российской Федерации в 2007–2009 гг., результаты внедрения системы формирования местных бюджетов и межбюджетных отношений, предусмотренные федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. и Бюджетным кодексом Российской Федерации, вопросы взаимодействия органов налоговой службы с финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, проблемы совершенствования налогового законодательства Российской Федерации в 2007 г., участие субъектов Российской Федерации в конкурсе реформирования региональных финансов, повышение эффективности оказания бюджетных услуг, разработка стандартов и оценка стоимости бюджетных услуг, совершенствование кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов органами федерального казначейства, а также информационное обеспечение кассового обслуживания.
Семинар-совещание открыл заместитель министра финансов Российской Федерации Антон Германович Силуанов. О предстоящих изменениях в системе межбюджетных отношений федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в 2007 г. рассказал директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Андрей Владимирович Юрин. Он остановился на тех новациях, которые будут введены в методику расчета финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации. За базу расчета предполагается принимать данные по вновь созданной стоимости за 2003–2005 гг., используя при расчете ИБР показатель продолжительности отопительного сезона: он, в отличие от показателя федерального стандарта стоимости услуг ЖКХ, является постоянным, а не затратным.
При определении финансовой помощи субъекту РФ с высоким темпом роста ВРП предложено учитывать показатель, равный среднему темпу роста добавленной стоимости, сложившемуся в целом по Российской Федерации. Однако участники семинара отметили, что ФФПР призван выравнивать уровень бюджетной обеспеченности и не предназначен для стимулирования.
С 2007 г., отметил А. Юрин, расчет межбюджетных трансфертов будет планироваться на трехлетку в разрезе субъектов Российской Федерации. Предполагается передать национальные проекты по социальным вопросам субъектам Российской Федерации (с компенсацией затрат), а вопросы финансирования содержания служб противопожарной безопасности и милиции – федеральному бюджету. Необходимо также разработать перечень показателей по премированию, которое предполагается применять для субъектов, эффективно исполнивших свои бюджеты. Представители субъектов Российской Федерации предложили внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации понятие «минимальный уровень бюджетной обеспеченности» и определить его размер, продлить переходный период по введению федерального закона № 131-ФЗ, установить срок ознакомления субъектов Российской Федерации с планируемой финансовой помощью не 1 августа, а 1 июля, распределить средства инвестиционной поддержки не позднее сентября. А. Юрин заверил собравшихся, что все предложения и вопросы будут рассмотрены и по возможности учтены.
О совершенствовании налогового законодательства в 2007 г. доложил директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Михаил Альбертович Моторин. Он отметил, что реформирование налогового законодательства закончено, и изменения возможны только минимальные – уточнение отдельных глав Налогового кодекса. В настоящее время в Правительстве Российской Федерации находятся предложения о внесении поправок в закон о налоговом администрировании, об индексации ставок акцизов, о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых. Также изменения коснутся взимания акциза на нефтепродукты. При действующем порядке налогообложения, отметил М. Моторин, увеличилось количество налогоплательщиков, а не поступлений в бюджет, поэтому нужно отказываться от этого порядка.
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России Лариса Александровна Ерошкина рассказала о целях и задачах образования Федерального фонда реформирования региональных финансов. Она отметила, что субъекты РФ и муниципальные образования проявили интерес к конкурсу региональных финансов. Для участия в конкурсе 2006 г. будут отобраны 10 регионов и 10 муниципальных образований.
Начальник отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Минфина России Светлана Александровна Карчевская посвятила свое выступление финансовым аспектам реформы местного самоуправления1. Полностью доклад С. А. Карчевской опубликован в рубрике «Коллеги». Она рассказала о том, что Минфин России проводит ежемесячный мониторинг, позволяющий ответить на многие вопросы о результатах внедрения федерального закона № 131-ФЗ, чтобы впоследствии внести коррективы и отладить систему.
С 1 января 2006 г. к реформе местного самоуправления приступили районы и городские округа. 15 субъектов из 69 не образовали в своей системе бюджеты поселений. Изменилась структура доходов местных бюджетов, их доля в консолидированном бюджете Российской Федерации снизилась с 23% (2005 г.) до 14%. Необходимы дополнительные финансовые источники для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности. Кроме того, законы отдельных субъектов Российской Федерации противоречат федеральному закону № 131-ФЗ. С целью предоставления бюджетных кредитов бюджетам поселений подготовлены поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Заместитель руководителя ФНС России Владимир Васильевич Гусев выступил с докладом о взаимодействии органов налоговой службы с финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Информация, необходимая субъектам Российской Федерации и местным бюджетам, передается 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в электронном виде. Налоговая служба осуществляет контроль за межрегиональными налоговыми службами, проверяя представление сведений по каждому муниципальному образованию. Разукрупняться эти структуры не будут, подчеркнул докладчик. В настоящее время создается «налоговый паспорт», который позволит определить налоговые доходы по всем уровням муниципальных образований, а также «паспорт муниципального образования», где будет отражаться социально-экономическое состояние этого образования. Ведется работа по вопросу расширения предоставления информации по доходам финансовым органам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам.
На вопрос о предоставлении данных о доходах в разрезе налогоплательщиков и о предоставлении льгот заместитель начальника Управления ввода данных учета и отчетности ФНС России Татьяна Павловна Новикова ответила, что дать такие сведения по каждому плательщику у налоговых органов нет возможности.
Директор Департамента бюджетной политики Минфина России Алексей Михайлович Лавров рассказал об экономических и правовых условиях формирования бюджетов в Российской Федерации в 2007–2009 гг. Выступление начальника Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства Людмилы Александровны Лопиной было посвящено кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов органами федерального казначейства. Об информационном обеспечении кассового обслуживания доложил заместитель руководителя Федерального казначейства Алексей Юрьевич Попов.
На форуме также выступили директор Правового департамента Минфина России Надежда Николаевна Захарова, генеральный директор Центра фискальной политики Галина Витальевна Курляндская, директор Института реформирования региональных финансов Владимир Викторович Климанов, генеральный директор Центра исследования межбюджетных отношений Артем Сергеевич Бараховский, заместитель начальника Управления сводных статистических работ, общественных и международных связей Федеральной службы государственной статистики Наталья Ивановна Пашенцева.
Зинаида ЕВСЕЕНКОВА