Дальнейшее развитие и совершенствование системы государственного управления невозможно без перевода основных бизнес-процессов в цифровую плоскость. Значительное повышение скорости принятия решений — это требование времени. И ответить на этот вызов можно только с помощью информатизации. О том, как применяются и могут применяться ИT-продукты в процессе управления государственными и муниципальными финансами, шел разговор на VII Всероссийской конференции по эффективным технологиям государственного управления «Цифровая трансформация государственного управления». Организатором выступила Компания БФТ совместно с Комитетом финансов Ленинградской области. В мероприятии приняли участие более 100 представителей региональных и муниципальных органов власти из 33 регионов, а также эксперты федеральных ведомств.
Сегодня сотрудники региональных и муниципальных органов власти ежедневно сталкиваются с необходимостью решать всевозможные технологические вопросы. Четвертая технологическая революция идет в России полным ходом. В это же время постоянно меняется бюджетное законодательство, федеральное правительство ставит перед регионами и муниципалитетами новые задачи, решить которые без применения цифровых технологий невозможно. «Без этого мы просто не сможем оказывать качественные государственные услуги», — отметил в своем приветственном слове к участникам конференции первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области — председатель Комитета финансов Р. И. Марков.
Собственно, выступление главы финансового ведомства Ленобласти касалось и проблем, с которыми сталкиваются региональные финансисты, использующие новые инструменты при выполнении своих предопределенных законодательством функций. «Первый вызов, который я для себя определил, — сказал Марков, — это кардинальная трансформация роли Федерального казначейства в нашей жизни. Все субъекты и муниципалитеты РФ очень тесно взаимодействуют с ведомством. Это и подписание соглашений в электронном виде в «Электронном бюджете», и единая информационная система в сфере закупок. И все мы помним, как тяжело нам далось освоение этих новшеств. К примеру, ситуация при переходе на электронное заключение соглашений была очень сложной. С этого года в процесс включаются муниципалитеты, и очень важно, чтобы системы, в которых все происходит, не давали сбоя. Для этого нам самим необходимо работать по совершенствованию своих программных решений. И очень хотелось, чтобы Федеральное казначейство оказывало поддержку в нашей работе».
Еще один момент, который отметил Марков, это недостаток трудовых ресурсов. Финансовый орган и самостоятельно, и с подачи федеральной и региональной властей постоянно расширяет горизонты деятельности. К примеру, задача на 2019 год — это выявление неучтенных объектов недвижимости, которые находятся в собственности населения, но по которым не взимаются имущественные налоги. Однако, увеличение штата Комитета финансов повлечет за собой и увеличение нагрузки на региональный бюджет. «И мы для себя видим резерв во внедрении цифровых технологий в практику государственного управления. Только это может помочь без расширения штата, без кардинального увеличения финансирования госуправления справляться с задачами». Посыл председателя Комитета финансов и стал лейтмотивом обсуждения лучших практик и обмена мнениями о тех технологических решениях, которые могут помочь в нелегкой жизни финансиста.
Цифровой регион
Тему укрепления общественных финансов за счет цифровизации вполне закономерно поддержала и продолжила коммерческий директор Компании БФТ Н. В. Зейтениди, рассказав об опыте цифровизации государственного управления. Кроме того, представитель БФТ остановилась на некоторых фактах, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность органов власти в текущем году и последующих. Это и перевод с этого года всех закупочных процедур в электронный вид, и реализация программы по импортозамещению, и требование внедрения проектного управления в регионах и муниципалитетах.
Предполагается, что в октябре этого года программа цифровой экономики приобретет статус национального проекта, поэтому в субъектах уже сейчас вводятся должности заместителей руководителей регионов, которые отвечают за направления цифрового развития. И БФТ уже разработала продукты, позволяющие принимать управленческие решения на основании тех данных, которые сегодня хранятся в информационных системах регионов и муниципалитетов, но которыми пока еще сложно управлять. Зейтениди представила концепцию комплексной интегрированной системы «Цифровой регион», в рамках которой будут развиваться продукты Компании БФТ: «Цифровой регион» — это преобразование совокупности разрозненных, имеющих отраслевые цели информационных систем в единое, интегрированное информационное пространство, целью которого станет содействие достижению целевых показателей указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Централизация системы управления финансами
Начальник Департамента «Открытого бюджета» Комитета финансов Ленинградской области И. С. Олейник рассказала о централизации системы управления общественными финансами Ленинградской области как о важной составляющей оптимизации бюджетного процесса.
Сегодня система включает в себя более четырех тысяч активных пользователей, при этом исполнение бюджетов муниципальных образований реализовано по независимым схемам в рамках единого информационного процесса всего субъекта по принципу коллективной работы с единым хранилищем данных. Единое информационное пространство обеспечивает открытость и прозрачность бюджетного процесса, так как данные информационной системы автоматически выгружаются в региональную систему «Открытый бюджет» и ряд федеральных информационных систем. «Централизация бюджетного процесса позволяет нам детально отслеживать текущие потребности и обязательства, оперативно распределять между бюджетами различных уровней финансовые потоки, а также мониторить целевое использование бюджетных средств на муниципальном уровне», — отметила Олейник преимущества централизации.
В Ленобласти информационная система по управлению бюджетным процессом интегрирована с информационной системой «Государственный заказ Ленинградской области». Процесс интеграции, который активно проходил в 2016–2017 годах, был непростым. Тем не менее сейчас уже видно, что наличие в системе госзаказа упреждающих и запретительных контролей сказалось на количестве нарушений, допускаемых муниципальным заказчиком при осуществлении закупочной деятельности и выявляемых в ходе последующего контроля. Исключена ситуация, когда заказчик заключает контракт, не имея соответствующего финансового обеспечения.
В настоящее время в постановлении регионального правительства о реализации областного закона об областном бюджете установлена норма, в соответствии с которой до 1 сентября текущего года заказчики не могут использовать экономию, полученную в результате закупочных процедур. «И это реализовано не только на бумаге, техническая возможность не позволить заказчику использовать сэкономленные средства есть — такое ограничение предусмотрено функционалом системы», — подчеркнула представитель Комитета финансов. После 1 сентября по итогам анализа исполнения бюджета будет принято решение использовать экономию централизованно на текущую потребность региона или отдать на нужды заказчика.
Анализ эффективности
Заведующий сектором бюджетной реформы Министерства финансов Хабаровского края Е. Б. Захарова рассказала об автоматизации анализа эффективности деятельности главных распорядителей бюджетных средств и их подведомственной сети. Превышение роста расходов над доходами, значительное увеличение госдолга в Хабаровском крае обусловили необходимость оптимизации расходов. Руководство региона поручило своему Министерству финансов оптимизировать расходы на содержание краевых учреждений при сохранении качества оказываемых населению государственных услуг.
Во исполнение этого поручения еще в 2016 году Минфин заключил контракт с соответствующей компанией на проведение консалтинговых услуг по оценке деятельности учреждений и автоматизации бюджетного процесса. В результате были разработаны и утверждены приказом Министерства финансов Хабаровского края методика оценки эффективности деятельности учреждений и автоматическая система оценки деятельности ГРБС и подведомственных учреждений.
Система состоит из двух модулей: оценки качества финансового менеджмента и мониторинга деятельности учреждений. К слову сказать, оценка качества финансового менеджмента ГРБС проводится Минфином с 2011 года, но только сейчас этот процесс автоматизирован. Принципиально же новым направлением деятельности стала работа с подведомственной сетью. В соответствии с действующей сегодня методикой Минфин рассматривает исполнительскую дисциплину учреждения, его основную деятельность, работу с кадрами, управление имуществом и финансово-хозяйственную деятельность с использованием 23 универсальных, не учитывающих отраслевых особенностей показателей. Например, это объем предоставляемых учреждением госуслуг в общем объеме услуг, оказываемых в регионе, уровень удовлетворенности населения их качеством, укомплектованность кадрами, наличие просроченной задолженности и установленных фактов нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере. За 2017 год оценка произведена в отношении 317 государственных учреждений, по ее результатам составлен рейтинг, который размещен на официальном сайте Минфина Хабаровского края. Положение в рейтинге Минфин будет учитывать при планировании расходов на финансирование госзаданий на предоставление госуслуг и содержание учреждений в очередном финансовом периоде. «В целом по итогам работы хочу отметить, что использование системы оценки деятельности учреждений позволило нам организовать единое информационное пространство для всех участников процесса мониторинга, обеспечить для ГРБС возможность проведения промежуточного анализа данных, введенных учреждениями, повысить оперативность сбора данных и их достоверность, обеспечить электронный документооборот, а также начать формировать базу данных о результатах анализа. Внедрение системы вывело нас на качественно новый уровень взаимодействия финансового органа, ГРБС и учреждений», — подчеркнула Захарова.
Инициативное бюджетирование
Информационные технологии можно использовать и при реализации инициативного бюджетирования. Например, в городе Сургуте информационный портал для граждан внедрен еще в 2015 году. Портал интегрирован с системами планирования и исполнения бюджета, и все данные подгружаются в него автоматически и по необходимости обновляются. Но финансовый орган города решил пойти дальше и расширить сферу применения сайта, используя его функционал для реализации задач по инициативному бюджетированию.
«Меры по внедрению данного процесса мы начали реализовывать в прошлом году в рамках проектной деятельности. Департаментом финансов был разработан проект “Бюджет Сургута онлайн”, который предполагает включение в бюджет города идей населения», — поделилась своей практикой заместитель главы города Сургута А. Ю. Шерстнёва. В качестве интернет-площадки для сопровождения данного проекта был использован портал «Бюджет для граждан». На нем было организовано полное сопровождение проекта, от разъяснительной и обучающей информации для населения до приема инициатив граждан и проведения по ним голосования жителей города. В бюджете города были предусмотрены средства на реализацию проектов, которые стали лидерами по итогам такого голосования.
Повышение доходов
Деятельности по повышению доходов бюджета за счет роста земельных платежей был посвящен доклад заместителя начальника Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области — начальника управления доходов бюджета А. А. Шабанова. Соответствующий проект стартовал в регионе в середине 2017 года, в качестве пилотов было выбрано четыре муниципалитета. Данные Росреестра и ФНС о земельных участках, а также сведения о них, имеющиеся у органов местного самоуправления, были интегрированы в единую информационно-аналитическую систему и проанализированы на предмет наличия несоответствий, препятствующих корректному налогообложению. В результате определены направления работ по основным типам несоответствия, выделены приоритетные группы земельных участков, которые характеризуются высоким потенциалом дополнительного поступления земельного налога. Как отметил Шабанов, с начала 2018 года проект вошел в промышленную фазу.
На двухдневной конференции в Санкт-Петербурге выступили и представители федеральных органов власти. Сотрудники Федерального казначейства рассказали о нюансах деятельности единого портала бюджетной системы. Представители Минфина России рассказали о новациях бюджетного законодательства, в частности касающихся сферы внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового контроля, а также о новой редакции Бюджетного кодекса.
С. В. МАРТЫНЕНКО