Версия для печати 3308 Материалы по теме
Управление доходами и расходами бюджета

Ирина Валерьевна НИКИТИНА, начальник финансового отдела Администрации города Медногорска, дополнила выступление главы муниципального образования, рассказав об анализе эффективности налоговых льгот, неналоговых доходах бюджета и управлении бюджетными расходами.

Эффективность налоговых льгот

Налоговым законодательством РФ органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать льготы по местным налогам, определять основания и порядок их применения. Предоставление льгот приводит к недополучению доходов местных бюджетов и недостатку бюджетных средств для осуществления собственных полномочий. Мы провели анализ соотношения объема налоговых льгот и объема собираемых налогов, который показал, что выпадающие доходы бюджета города от предоставленных льгот составляют более 3% от суммы налоговых поступлений. Льготы по местным налогам предоставлялись следующим категориям налогоплательщиков:

по налогу на имущество физических лиц: детям, находящимся под опекой (кроме опеки, оформленной в связи с выездом родителей за границу); многодетным семьям; субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционный проект, включенный в реестр приоритетных инвестиционных проектов Медногорска;

по земельному налогу: автономным, бюджетным, казенным учреждениям, учредителями которых являются органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления; субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционный проект, включенный в реестр приоритетных инвестиционных проектов Медногорска; ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны; детям, находящимся под опекой (кроме опеки, оформленной в связи с выездом родителей за границу); многодетным семьям и пожилым людям в возрасте от 80 лет.

Таким образом, из всех вышеперечисленных льгот только одна была установлена в целях стимулирования экономической активности для увеличения налоговых поступлений в местный бюджет. Это льгота субъектам инвестиционной деятельности. Льготы муниципальным и государственным учреждениям, по сути, являются финансовыми и установлены в целях устранения (уменьшения) встречных финансовых потоков, а также уменьшения расходов налогоплательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет средств местного бюджета.

Льготы физическим лицам имеют социальную направленность и установлены для социально незащищенных групп населения. При этом отдельным категориям налогоплательщиков — физическим лицам федеральным законодательством по данным налогам уже предоставлены налоговые льготы, являющиеся, по сути, налоговыми расходами. Так, например, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и пожилым людям уже предоставлены налоговые вычеты. Тут нужно отметить, что мониторинг использования льгот физическими лицами осложняется отсутствием доступа органов местного самоуправления к информации о суммах предоставленных налоговых льгот в разрезе конкретного налогоплательщика, также отсутствует информация о нуждаемости данного налогоплательщика в предоставляемой льготе.

С целью увеличения собственных доходов бюджета был разработан и утвержден план мероприятий по устранению с 1 января 2018 года неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам). В рамках исполнения этого плана отменены все льготы по местным налогам, кроме стимулирующих льгот, предоставляемых субъектам инвестиционной деятельности. В результате отмены льгот в бюджете города на 2018 год запланированы дополнительные доходы по местным налогам в размере 5,9 миллиона рублей, или 5,5% от собственных доходов (без учета поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, замещающим часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности).

Планом мероприятий по устранению неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) также предусмотрено поэтапное повышение ставки земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения. В 2018 году ставка увеличена до 0,15%, на 2019 год запланировано увеличение до 0,3%. Повышение ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения приведет к увеличению собственных доходов бюджета города в 2018 году — на 1,5 миллиона рублей, в 2019 году — на 1,7 миллиона рублей.

Неналоговые доходы

Наполнение бюджета города неналоговыми доходами является актуальной и непростой задачей, так как такие поступления сложнопрогнозируемы и не носят постоянного характера. На увеличение неналоговых доходов, в частности, оказала влияние работа, проводимая с организациями и индивидуальными предпринимателями по предоставлению расчетов и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Плановое задание по плате за негативное воздействие на окружающую среду выполнено в 2017 году на 113,6%, в бюджет города поступило 0,2 миллиона рублей.

Для увеличения доходов от использования муниципального имущества в администрации города созданы и работают две комиссии: по контролю за поступлением в доходы местного бюджета арендной платы за государственные земельные участки до их разграничения и по проведению торгов в форме конкурса или аукциона на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имущества, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества. В 2017 году проведено пять заседаний комиссии по контролю за поступлением арендной платы за государственные земли. По итогам проведенных заседаний погашена задолженность в сумме 0,3 миллиона рублей. В результате проведенной в течение 2017 года претензионно-исковой работы и направления заявлений в судебные органы погашена задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки и от сдачи в аренду муниципального имущества в сумме 0,3 миллиона рублей. Выполнение планового задания по неналоговым доходам показано на рисунке.

Управление бюджетными расходами

Начиная с 2015 года бюджет Медногорска планируется и исполняется на основе муниципальных программ. Реализуются мероприятия 16 программ. Доля программных расходов городского бюджета в 2015 году составила 86,7%, в 2016 году — 94,4%, в 2017 году — 98,0% от общего объема расходов бюджета.

В 2016 году в целях повышения результативности бюджетных расходов был внедрен новый порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ. В соответствии с данным порядком была проведена работа по изменению структуры муниципальных программ, что позволило каждому основному мероприятию программы установить конкретный уникальный показатель (индикатор), характеризующий результат. Кроме того, муниципальные программы были разделены на утверждаемую часть и на дополнительные и обосновывающие материалы, что позволило обеспечить доступность и компактность представляемых данных.

Также была утверждена единая методика оценки эффективности реализации программ. Методика использует комплексный подход: оценивается не только достижение значений показателей, но также степень реализации каждого основного мероприятия программы, степень соответствия запланированному уровню затрат, степень достижения целей и задач подпрограмм. Разработана оценка эффективности бюджетных расходов, которая проводится как на этапе подготовки проектов муниципальных программ, так и на этапе реализации уже принятых программ.

В перспективе в процессе бюджетного планирования реализации муниципальных программ планируется решение следующих задач:

исключение случаев разработки и принятия узконаправленных муниципальных программ и усиление межведомственного взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей и участников муниципальных программ;

анализ показателей (индикаторов) муниципальных программ в целях исключения формальных показателей, не характеризующих выполнение мероприятий.

Приносящая доход деятельность

Плановое задание по доходам от приносящей доход деятельности бюджетных и автономных учреждений за 2017 год выполнено на 105,5%. В результате проведения дополнительных мероприятий и расширения перечня муниципальных услуг такие доходы в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросли на 4,2 миллиона рублей, или 19,5%.


Поделиться