Версия для печати 1900 Материалы по теме

В конце сентября — начале октября в Ялте прошел семинар «Эффективное управление общественными финансами и экономикой», организованный группой компаний «Кейсистемс» и Службой финансового контроля Республики Крым. Мероприятие получилось масштабным, в семинаре приняли участие более 270 представителей финансовых и экономических органов, служб внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок регионов и муниципалитетов, экспертного сообщества. Одним из основных вопросов прошедших в рамках форума заседаний стало рассмотрение современных тенденций развития информационных технологий, используемых в управлении общественными финансами, а также опыта регионов по их применению.

Доклад заместителя генерального директора компании «Кейсистемс» С. Н. Сергеева был посвящен цифровизации в сфере управления общественными финансами, а также актуальным трендам импортозамещения программного обеспечения и информационной безопасности. Сегодня мы уже говорим не об автоматизации отдельных процессов, но о построении цифровой экономики — проект национальной программы «Цифровая экономика РФ» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в августе 2018 года внесло на согласование в Правительство России. «И если раньше мы говорили, что есть процесс, есть методология его осуществления и информационные технологии — это только инструмент реализации методологии осуществления процесса, то теперь ситуация вывернулась наизнанку. Для того чтобы осуществить цифровизацию, нужно, наоборот, менять структуру управления в органе власти», — отметил Сергеев. В настоящее время, по мнению докладчика, развитие информационных технологий тормозит не всегда адекватное нормативное регулирование цифровой среды. Для активизации процесса в первую очередь необходимо создать единую цифровую среду доверия, представляющую собой инфраструктуру, участники которой имеют возможность доверять и доверяют друг другу. Это означает, например, что, однажды получив сертификат электронной цифровой подписи, человек может пользоваться ею во всем виртуальном пространстве. Но у нас в стране пока получается так, что для взаимодействия с налоговой службой требуется один сертификат, с казначейством — другой и так далее. Сейчас необходимо создать правовые условия для электронного гражданского оборота, внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке, сбора, хранения и обработки данных, принятия судопроизводством и нотариатом электронных форм документов.

Касаясь вопроса импортозамещения, Сергеев призвал представителей регионов и муниципалитетов разработку планов по внедрению отечественных технологий взамен иностранным предварять диалогом с компаниями-разработчиками, для того чтобы последние были готовы к изменениям и могли предоставить демонстрационные версии продуктов и помочь провести испытания интеграции действующих решений с новыми.

Как следствие развития информатизации, возрастают требования к информационной безопасности, и к ее обеспечению подходить нужно серьезно. Чаще всего ИT-специалист ведомства не может решить эту задачу самостоятельно. Как отметил Сергеев, обеспечение информационной безопасности — это та категория работ, которую целесообразно передавать на аутсорсинг. И компания «Кейсистемс» в число своих услуг может включить и защиту разработанных и поставленных продуктов от возможных внешних проникновений.

Государственный заказ

Новым направлениям развития ГИС «Госзаказ» Самарской области было посвящено выступление руководителя Информационно-аналитического управления Главного управления организации торгов Самарской области П. И. Терехова. ГИС «Госзаказ» внедрена в регионе еще в 2014 году, и сегодня уже вполне можно оценить эффект от оцифровки закупочной деятельности. В системе налажен электронный документооборот, созданы каталог типовых товаров, работ, услуг и типовые шаблоны документов.

Информационное решение позволило сократить трудозатраты и увеличить количество проводимых процедур без увеличения штатной численности. Содержащиеся в программном продукте контроли обеспечили соблюдение заказчиком норм действующего законодательства. Предусмотрены возможности мониторинга и превентивного контроля цен до начала процедуры, проведения совместных торгов, а также регулирование закупок малого объема. В 2018 году в регионе реализуются новые проекты по автоматизации закупочного процесса (рисунок 1). В частности, в планах компании «Кейсистемс» создание опции «мастер автозаполнения полей», в которой настроено пошаговое заполнение базовых полей форм всех новых электронных документов по заранее заданному принципу. Это упрощает работу пользователей по формированию электронного документа. «Также в системе сейчас планируется структурировать форму заявки на участие в электронных процедурах, что значительно снижает риск ошибок и, как следствие, количество отклонений заявок участников по формальным основаниям, например когда в документации не указана страна происхождения товара», — рассказал Терехов.

Контроль соответствия

О региональной практике автоматизации контроля по части 5 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ рассказал заместитель министра финансов Республики Мордовия Е. Ю. Зинченко. В соответствии с указанной нормой финансовые органы регионов и муниципалитетов обязаны осуществлять контроль соответствия информации об объеме финансового обеспечения, включенном в план закупок, объему финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденному и доведенному до заказчика. Также необходимо контролировать соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в закупочной документации. Это требует интеграции информационных систем по осуществлению закупок и по исполнению бюджета. «Мы с коллегами из компании “Кейсистемс” давно работаем в этом направлении. У нас функционирует как программный комплекс по торгам, так и по бюджету. И данный контроль мы начали внедрять постепенно задолго до 1 января 2017 года. Поэтому, когда требования по его исполнению вступили в силу, для нас это не стало проблемой», — отметил Зинченко.

Для того чтобы осуществлять предварительный контроль, не позволяющий пользователю создать некорректный документ, и контроль уже поступивших документов, необходимо было ввести дополнительные элементы КБК, разделить все организации на группы в зависимости от типа учреждений, ввести некоторые дополнительные понятия, такие как «кредиторская задолженность», «техническая кредиторская задолженность», «резервирование плановых денежных средств в момент начала закупки и до заключения контракта». В частности, введение дополнительных элементов КБК обеспечило контроль целевого использования средств на этапе планирования закупок, оперативное выявление недостаточного финансирования учреждения. Более детализированный КБК позволяет отслеживать однотипные закупки для последующего их укрупнения и дает возможность контролировать учреждения в разрезе классификации операций сектора государственного управления, при этом выводить оперативную аналитическую отчетность.

Был решен и ряд технических задач. К примеру, созданы автоматизированные рабочие места для каждой группы учреждений, осуществлена возможность выгрузки из баз данных предыдущего финансового года кредиторской задолженности и технической кредиторской задолженности, разработаны алгоритмы финансового контроля плана закупок для каждой группы учреждений с учетом особенностей используемых типов лицевых счетов, а также финансового контроля последующих документов, основанных на плане закупок. Финансовый контроль плана закупок главных распорядителей бюджетных средств, прямых получателей бюджетных средств и получателей бюджетных средств осуществляется в разрезе трех лет. На каждый год предусматривается своя группа контролей (алгоритмы проведения контролей проиллюстрированы на рисунках 2 и 3). «Таким образом, осуществляется учет суммы только объявленных процедур. И в момент снятия лимитов с учреждения нам также доступна информация о начатых процедурах, что позволяет не оставлять начавшиеся процедуры без финансового обеспечения», — подчеркнул докладчик.

Региональный перечень государственных и муниципальных услуг

Об успешном опыте автоматизации бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях с применением решений компании «Кейсистемс» рассказала главный специалист-эксперт отдела автоматизированной системы управления финансово-бюджетных расчетов Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Владимирской области С. В. Петрова. Еще в 2013 году работа финансового органа по формированию и анализу бюджета субъекта была автоматизирована путем внедрения подсистем программного комплекса. О работе подсистемы «Региональный перечень» и ее интеграции с другими модулями системы планирования бюджета представитель Владимирской области рассказала подробно.

Работы по формированию региональных перечней государственных и муниципальных услуг и работ в программном комплексе департамент начал одним из первых в стране, когда на федеральном уровне еще отсутствовала нормативная база, которой можно было бы воспользоваться для создания документов. Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики разработал нормативные правовые акты, регламентирующие перечень видов деятельности, по которым орган исполнительной власти формирует региональный перечень, порядок формирования и утверждения регионального перечня государственных и муниципальных услуг и работ, порядок формирования и утверждения реестра записей и т. д. В соответствии с данными нормативными актами совместно с сотрудниками «Кейсистемс» процесс формирования и ведения регионального перечня удалось перевести в информационную плоскость в достаточно короткие сроки.

Сегодня органы исполнительной власти региона, осуществляющие функции главных распорядителей средств областного бюджета, сами устанавливают порядки по соответствующим видам деятельности. Согласно им госучреждения области направляют в надлежащий ОИВ предложения по изменению регионального перечня. Органы местного самоуправления также направляют предложения по формированию (изменению) регионального перечня органам исполнительной власти области, формирующим проект регионального перечня по соответствующим видам деятельности, в порядке, установленном этими органами исполнительной власти. На основании этих предложений орган исполнительной власти формирует в программном комплексе реестровые записи.

Год назад вышел приказ Минфина России № 217н, который регламентирует, что уникальные номера реестровой записи регионального перечня генерируются после создания и сохранения записи в реестре регионального перечня в системе «Электронный бюджет», в этой же системе утверждается и электронный документ регионального перечня. «Поэтому в нашем программном комплексе мы формируем проект регионального перечня государственных и муниципальных услуг со своими уникальными реестровыми номерами. Реестровые записи в проект регионального перечня формируются в отношении каждой государственной муниципальной услуги или работы. Главный распорядитель в программном комплексе формирует документ-заявку на включение реестровой записи в региональный перечень», — объяснила принцип работы по формированию и использованию региональных перечней Петрова.

Е. П. БЕСПАЛОВА


Поделиться