Версия для печати 2506 Материалы по теме
Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло

400 миллионов рублей планирует потратить Ставрополье в 2019 году на финансирование программы поддержки местных инициатив (ПМИ). По мнению руководства региона, это серьезный ресурс развития территории как в экономическом, так и в социальном плане. Об инициативном бюджетировании, повышении финансовой грамотности и, конечно же, об оптимизации бюджетных расходов, инвентаризации налоговых льгот, долговой политике региона рассказала заместитель председателя Правительства — министр финансов Ставропольского края Лариса Анатольевна КАЛИНЧЕНКО.

— Лариса Анатольевна, работа по оптимизации бюджетных расходов российскими регионами ведется уже несколько лет, и достаточно успешно.
Но ресурс такой деятельности, наверное, небезграничен. Какие направления экономии ресурсов региона актуальны сегодня для вас?

— Поиск наиболее эффективного способа достижения заданных результатов заставляет финансистов постоянно возвращаться к оптимизационным мероприятиям. Работа по оптимизации бюджетной сети, совершенствованию штатных расписаний учреждений, повышению эффективности управления имуществом, находящимся в распоряжении учреждений, не прекращается. Но есть и новое для Ставрополья направление.

В течение последних двух лет проведены значительные преобразования в организации местного самоуправления: создано десять новых городских округов путем объединения поселений, расположенных на территории муниципальных районов. В результате количество муниципальных образований в крае сократилось с 330 в 2016 году до 201 в 2018 году, то есть более чем на 60 процентов. Это привело к объединению финансовых ресурсов и повышению эффективности их использования. Для плавного вхождения в новые условия работы вновь образованным муниципальным образованиям установлен трехлетний переходный период. Так, до 2021 года численность муниципальных служащих в преобразованных городских округах должна сократиться более чем на четверть, а это 700 штатных единиц, что позволит уменьшить расходы на аппарат почти на 200 миллионов рублей в год (в условиях 2017 года).

Консолидация доходов и расходов в преобразованных городских округах позволяет сократить и объем дотаций из краевого бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности (в сопоставимых условиях) на 185 миллионов рублей в год. Опять же в рамках переходного периода для укрупненных муниципалитетов предусмотрена компенсация потерь, связанных с реорганизацией: в первый год (2018 год) — 80 процентов, в 2019 году — 50 процентов, в 2021 году — 30 процентов.

Но экономия ресурсов и возможность их направления на иные цели — только одна сторона медали. Важным представляется повышение управляемости территорией, оперативности принятия решений, обеспечение возможности решения вопросов как для населения, так и для бизнеса практически по системе одного окна.

В случае внесения в федеральное законодательство изменений, предусматривающих возможность введения нового вида муниципального образования — муниципального округа, полагаю, что работа по преобразованию муниципалитетов в крае будет продолжена.

— Большие выпадающие доходы бюджетов регионов обусловлены значительным количеством налоговых льгот. Проводится ли в крае инвентаризация налоговых послаблений на предмет выявления неэффективных?

— В Ставропольском крае, как и во всех субъектах РФ, эта работа ведется постоянно. В основу положен анализ налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в сравнении с другими регионами и в среднем по стране. Это позволяет принимать взвешенные решения по предоставлению налоговых преференций, изменению ставок, а также планировать, основываясь на риск-ориентированном подходе, проверки, проводимые налоговыми органами.

Так, например, в 2018 году изменены некоторые принципы определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, исчисляемому по кадастровой стоимости, в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств. С одной стороны, налоговая нагрузка на строительную отрасль в крае была ниже, чем в соседних субъектах РФ и ниже среднероссийского значения. С другой стороны, нереализованные квартиры не учитывались застройщиком при исчислении налога на имущество организаций. Только за 2016 год площадь такого жилья составила около 500 тысяч квадратных метров. По прогнозным расчетам, в результате принятого решения в казну края будет дополнительно поступать около 60 миллионов рублей в год. Чтобы сделать переход на новые принципы исчисления налога на имущество организаций более плавным, определен переходный период. Так, в 2018 году ставка налога в отношении указанных объектов установлена в размере 0,5 процента, а в 2019 и 2020 годах — один и два процента соответственно.

Налогоплательщики Ставропольского края активно применяют патенты. Это стало возможным за счет создания приемлемых условий для индивидуальных предпринимателей. На Ставрополье в патентную систему могут войти субъекты максимально возможного числа (63) видов деятельности, стоимость патента дифференцирована в зависимости от вида и места деятельности, а также от числа наемных работников. В итоге за 2017 год было выдано 4527 патентов, их количество увеличилось по сравнению с 2015 годом почти в три раза. За первое полугодие 2018 года выдано 4430 патентов. Также для предпринимателей были установлены налоговые каникулы.

Оценка эффективности налоговых льгот проводится ежегодно. По результатам этой работы в текущем году была отменена льгота по налогу на имущество организаций в отношении региональных автомобильных дорог, что позволит увеличить краевую казну в 2019 году на 335 миллионов рублей. Сейчас в крае остались льготы, стимулирующие инвестиционную деятельность организаций, которые предоставляются адресно на основе заключаемых инвестиционных соглашений. На сегодняшний день действует 28 инвестсоглашений, заключенных с 16 организациями, объем предоставленных инвесторам преференций оценивается по итогам 2017 года в сумму, превышающую 1,5 миллиарда рублей.

К слову, в рейтинге эффективности региональной налоговой политики (в части использования регионами представленных полномочий), составляемом компанией PwC, по итогам 2017 года Ставропольский край занял 27-е место среди 85 российских регионов, поднявшись с 69-го места по итогам 2015 года.

— Лариса Анатольевна, что вы можете рассказать о долговой политике региона? Как она изменилась в 2018 году?

— Направления долговой политики региона не изменились. И в прошлом году, и в текущем наша задача — обеспечить долговую устойчивость регионального бюджета прежде всего путем снижения объема государственного долга Ставропольского края. Задача-минимум — выполнение обязательств по соглашениям о предоставлении бюджетных кредитов, задача-максимум — перейти из группы регионов со средней долговой устойчивостью в группу регионов, имеющих высокую долговую устойчивость.

Пикового значения госдолг края достиг в 2016 году — почти 39 миллиардов рублей, или 71,8 процента к объему налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета. По итогам 2018 года планируем снизить госдолг до 33 миллиардов рублей, что составит (прогнозно) менее 53 процентов к объему доходов. На сегодняшний день значения трех из четырех показателей, характеризующих долговую устойчивость бюджета, соответствуют высокой группе долговой устойчивости (рисунок).

Конечно, такие результаты были бы невозможны без существенной поддержки федерального правительства и Минфина России, предоставивших возможность заместить коммерческие заимствования бюджетными и определить комфортные условия погашения этой задолженности. Однако есть у нас и проблемы, которые без федерального центра край решить не сможет. Речь о муниципальном долге. К сожалению, долги муниципалитетов в крае существенно увеличились — за три года на 70 процентов. Замена части коммерческого долга на бюджетный может стать катализатором действий органов местного самоуправления по сокращению муниципального долга. Однако в соответствии со статьей 93.3 Бюджетного кодекса срок предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам и их последующей реструктуризации ограничен трехлетним периодом. Такой срок для закредитованных муниципалитетов является недостаточным. В связи с этим считаю целесообразным предоставить право субъектам РФ (аналогичное тому, которое есть у федерального центра) реструктуризировать задолженность по бюджетным кредитам для муниципалитетов на более длительный срок — при определенных условиях, конечно. И такая законодательная инициатива уже подготовлена депутатами краевого парламента.

— В Ставропольском крае уже более десяти лет реализуется программа поддержки местных инициатив. Как менялась и совершенствовалась программа за период ее действия? Каков социальный эффект от ее реализации?

— В Ставропольском крае как раз и зародилась российская практика инициативного бюджетирования. За последние годы число аналогичных практик, как и количество субъектов РФ, их реализующих, увеличилось кратно, но все же первой практикой были программы поддержки местных инициатив.

В рамках программы поддержки местных инициатив жители сами предлагают проекты, направленные на решение самых острых проблем. Сейчас очень многие сравнивают практику ПМИ с программой «Комфортная гороская среда». На мой взгляд, их сравнивать нельзя. В первом случае граждане проявляют инициативу, сами расставляют приоритеты. А во втором — предоставляется выбор в пределах установленного перечня. Как меню в компьютере или телефоне: выбор из предложенного. Обе практики замечательные, но они разные.

Развитие программы ПМИ в Ставропольском крае происходило поэтапно. С 2007 по 2017 год эта программа реализовалась в поселениях восточных районов, ее участниками стали 72 муниципалитета. 2017 год губернатор Ставропольского края Владимир Владимирович Владимиров объявил Годом местных инициатив, и возможность участия в программе была предоставлена всем поселениям края. В 2018 году к программе ПМИ присоединились городские округа.

Расширение практики применения программы ПМИ невозможно без увеличения ресурсов на реализацию проектов. Увеличение объема финансирования нивелирует риск сокращения доли победителей в общем числе участников. Это принципиально важно. Если участие не приносит результата, люди больше не войдут в этот проект. Объем расходов краевого бюджета на указанные цели увеличен кратно: с 53 миллионов рублей (средняя величина с 2007 по 2017 год) до 400 миллионов рублей в 2019 году. В конкурсном отборе на 2019 год «степень побед» составила 72 процента от общего числа заявок. В итоге сохранена состязательность между проектами, и при этом большое число муниципалитетов получили финансовую поддержку на реализацию задуманного.

Так как география программы была расширена, мы учли особенности крупных населенных пунктов: установили зависимость между численностью жителей, числом проектов и их стоимостью. Небольшой по численностью населения муниципалитет может подать заявку только на один проект, предполагающий софинансирование из краевого бюджета в размере не более 2 миллионов рублей, а, например, город Кисловодск может представить на конкурс три проекта с предельной субсидией в 5 миллионов рублей на реализацию каждого, краевая же столица — пять проектов с софинансированием по 6 миллионов рублей.

За 12 лет в Ставропольском крае реализовано без малого 600 проектов, 174 из них — в прошлом году. В планах этого года — еще 222 проекта. Наиболее востребованными направлениями являются проекты в области культуры, благоустройства, физической культуры и дорожной деятельности.

— У Ставропольской программы ПМИ есть ведь и свои особенности, которые работают на повышение эффективности ее реализации. Можете рассказать какие именно?

— В числе прочих особенностей могу отметить, что конкурсный отбор проектов на очередной год проводится в сентябре текущего года, а распределение субсидий утверждается законом Ставропольского края о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Это позволяет осуществлять конкурсные процедуры по заключению контрактов уже в текущем году. Таким образом, у муниципалитетов развивается привычка думать на будущее.

Кроме того, в Ставрополье установлен фиксированный (четырехмесячный) срок на заключение контрактов с подрядчиком. Не успел — соглашение о предоставлении субсидии расторгается. У поселений снижается мотивация затягивать торги и пытаться протащить своего подрядчика, ведь есть риск остаться ни с чем. Высвобожденные таким образом средства и экономия по торгам направляются на проекты следующих в рейтинге муниципалитетов. В 2018 году, например, экономия составила 22,3 миллиона рублей, что позволило в течение года направить субсидии на реализацию 17 проектов дополнительно.

И еще одна деталь — для муниципалитета у нас нет фиксированного уровня софинансирования проектов. То есть для принятия участия в конкурсе муниципалитету достаточно предложить в качестве своего взноса на реализацию местных инициатив один рубль. При этом уровень софинансирования является показателем конкурсного отбора. Муниципальные образования включаются в состязание друг с другом, результат которого — ежегодный рост количества источников финансирования, объема финансового и нефинансового вклада в реализацию проекта.

— В регионе была создана и работает школа ПМИ. Назначение ее понятно, а какова эффективность?

— Сопровождение реализации программы ПМИ в виде обучения, консультирования и контроля процедур — очень важная составляющая успеха проекта. Без этого невозможно достижение долгосрочных эффектов реализации программы — повышение доверия общества к власти, развитие компетенций в области госуправления у всех участников программы ПМИ, формирование и развитие местных сообществ. Эти эффекты являются для нас не менее значимыми, чем появление (ремонт) конкретных объектов социальной инфраструктуры. Именно поэтому одновременно с расширением географии программы ПМИ и был создан региональный проектный центр инициативного бюджетирования.

В 2017 и 2018 годах проектный центр провел серию обучающих мероприятий. Мы называем это «Школа ПМИ». Приглашались на них не только сотрудники местных администраций, но и представители ТОС, уличных комитетов, некоммерческих организаций, старшие по дому. Чему учим? Пока только организации работы с населением: как провести общее собрание в поселении, дворовой обход, инициировать обсуждение проектов в соцсетях. Общее число участников мероприятий превысило две тысячи человек. В планах на 2019 год — развитие дополнительных компетенций: работа с бизнесом по привлечению средств, организация и проведение информационной кампании в муниципалитете, изучение успешного опыта по краю. Ведь в течение этих двух лет сотрудники регионального проектного центра инициативного бюджетирования накапливали знания и опыт, в том числе изучая и зарубежные практики. Пришло время делиться информацией.

По нашему мнению, реализация проекта положительно влияет на общее социальное самочувствие населения. За последние три года комплексная оценка удовлетворенности населения ситуацией на территориях, где они проживают, повысилась с 47,6 до 65 процентов. Доля населения, считающего проблемы благоустройства города или села наиболее актуальными для себя, снизилась практически в два раза: с 20,2 до 10,5 процента. В крае по инициативе жителей было реализовано 186 проектов по благоустройству территорий и мест массового отдыха, это более трети всех проектов местных инициатив. По итогам 2017 года в топ-3 проблем не попали вопросы благоустройства в территориях, являющихся активными участниками программы ПМИ.

Я абсолютно уверена в эффективности программы местных инициатив, в том, что она будет востребована долгое время. Как сказал Виктор Гюго, «нет ничего сильнее идеи, время которой пришло».

— Этим летом вы приняли участие в международной конференции «Финансовое образование школьников и молодежи». Опыт Ставрополья по повышению финансовой грамотности стал интересен на международном уровне. Поделитесь, пожалуйста, своими наработками.

— Ставропольский край является одним из девяти пилотных субъектов РФ, реализующих национальную программу повышения финансовой грамотности населения. Активным участником программы регион стал с 2016 года, уже во «вторую волну». Поэтому нам было гораздо проще, чем первопроходцам, и, пользуясь возможностью, искренне благодарю за методическую помощь советника директора проекта Анну Зеленцову, консультанта Департамента международных отношений Минфина России Елену Ильину, советника директора проекта по образовательным вопросам Екатерину Лавренову, коллег из Волгоградской области, оказавших нам еще и практическую помощь.

Учитывая, что финансово-грамотное поведение важно для всех категорий населения, мы сформировали (условно) целевые группы: дети и школьники, студенты и молодежь, трудящиеся граждане, пенсионеры. Формы, методы работы и контент обучающих программ определялись исходя из потребностей этих целевых групп. Сразу скажу, что более 70 процентов участников — это школьники и студенты. Почему? Во-первых, нынешние дети через несколько (максимум десять) лет станут активными потребителями финансовых услуг. И модель поведения они копируют со своих родителей (в школе же этому не учат!). А финансовое поведение родителей можно описать знаменитой фразой из произведения Ильфа и Петрова «Не учите меня жить, лучше помогите материально». Итог: в семье — высокая кредитная нагрузка, выбраны не самые лучшие финансовые инструменты, избыточное потребление, обманутые вкладчики и дольщики и так далее. А во-вторых, вопросы детей из области финансовой грамотности могут стать катализатором возникновения у взрослых потребности получать знания в этой сфере.

Какие же формы и методы работы с детьми мы используем? Например, элементы финансовой грамотности мы вводим в школьные предметы (математика, обществознание, технология и другие). В крае (за счет федеральной составляющей) уже подготовлено более тысячи педагогов. Наша задача — создать образовательную инфраструктуру, предоставив возможность обмена опытом и знаниями внутри педагогического сообщества, сделать процесс повышения компетенций в этой сфере непрерывным.

Яркие мероприятия для детей и молодежи проводятся в крае во Всероссийскую неделю сбережений и в Неделю финансовой грамотности. Например, всем очень понравилась настольная игра «Не в деньгах счастье» (федеральная разработка). Теперь проводим краевой чемпионат по этой игре (по системе плей-оф: между школами, районами, городами и т. д). Мы провели 11 квестов «Дружи с финансами», в которых участвовали более тысячи человек. Это городской квест, со своими локациями, возможностью почувствовать себя предпринимателем: открыть счет в банке, заплатить налоги, разработать бизнес-план. Учитывая крепкие кавээновские традиции Ставрополья (надеюсь, у команды КВН «Городъ Пятигорск» есть поклонники среди читателей «Бюджета»), проводим конкурс СТЭМ и КВН по финансовой тематике. В эти мероприятия за три года мы привлекли более 1,6 тысячи человек. Получить финансовые знания и положительные эмоции можно, став участником викторин-квизов. Ведь интересно принимать решения вместе с литературными или киногероями! Новинкой сезона-2018 стала игра «Что? Где? Когда?» и хакатон по предпринимательству, где открыть и реализовать собственное дело участникам мешали Лиса Алиса и Кот Базилио. Подобные мероприятия всегда популярны в молодежной среде. Так что остается только согласиться с нобелевским лауреатом А. Энштейном, который сказал, что «игра — высшая форма исследования».

Силами волонтерских студенческих отрядов (у нас их три!) организована работа в загородных и пришкольных летних лагерях. Традиционными стали конкурс рисунка «Сильна страна налогами» и конкурс среди журналистов. В прошлом году мы впервые провели семейный конкурс «Моя первая финансовая сказка».

Форма подача материала в массмедиа также зависит от целевой аудитории. Интернет-ресурсы содержат в основном материалы для школьников и студентов. Материалы в печатных СМИ и буклетах рассчитаны на взрослое население. Короткие образовательные ролики и тематические передачи транслируются как на региональном телевидении, так и на федеральных каналах.

Говорить о реализации программы можно долго и эмоционально. Приглашаю коллег из других регионов нашей страны стать участниками программы или хотя бы принять участие в мероприятиях, проводимых в соседних субъектах РФ. Считайте, что приглашение на Ставрополье вы уже получили.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО


Поделиться