Анна Дмитриевна ЧУПАХИНА, председатель Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области
Исполнение контракта по-прежнему остается слабым звеном в закупочном процессе. Для того чтобы заказчик в результате исполнения контракта получал то, что было заложено в его условиях, в Волгоградской области внедрили новый механизм — анализ соответствия результатов исполнения контрактов. Как он работает — в нашей статье.
Основная задача системы государственных закупок — удовлетворение нужд заказчика в товарах, работах и услугах при наиболее эффективном расходовании бюджетных средств. Данная задача может быть успешно реализована исключительно при условии соблюдения важнейших принципов контрактной системы: открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчика, эффективности осуществления закупок. Чтобы определить, действительно ли эти принципы соблюдаются на практике, на разных этапах закупок осуществляется их контроль, в том числе на стадии исполнения контрактов. Очевидно, что для осуществления эффективной закупки недостаточно результативно провести процедуру определения поставщика и заключить контракт, необходимо чтобы контракт был качественно исполнен, причем не только победителем закупки, но и заказчиком.
Очевидно и то, что контролирующие органы не могут охватить все правоотношения в сфере закупок на всех стадиях закупочной деятельности. В связи с этим в 2015 году в Волгоградской области возникла необходимость в проведении анализа соответствия результатов исполнения контрактов, заключаемых областными заказчиками, ориентированного на подтверждение эффективности контрактных отношений. В результате Комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области, как регулятор контрактной системы в данной сфере, принял решение о создании на базе подведомственного государственного казенного учреждения области «Центр организации закупок» структурного подразделения — отдела анализа соответствия результатов исполнения контрактов.
Изучаем контракт и его исполнение
Анализ соответствия результатов исполнения контрактов (АС, анализ соответствия, анализ) представляет собой последовательность процедур и действий, направленных на изучение исполнения контракта и оценку его конечного результата. Анализ соответствия позволяет предотвращать (минимизировать) нарушения законодательства в сфере закупок, выявлять риски, связанные с нарушением законодательства, оказывать нашим заказчикам максимальную поддержку на стадии исполнения контракта.
Основными задачами АС являются:
рациональное и эффективное расходование бюджетных средств при проведении закупок;
оценка качества поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, соответствие их потребностям государственных заказчиков;
повышение качества работы контрактных служб (контрактных управляющих) государственных заказчиков, улучшение взаимодействия между структурными подразделениями учреждений и предприятий;
создание условий для удовлетворения потребностей заказчиков области в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями качества, надежности, эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Механизм реализации
Схема проведения анализа соответствия результатов исполнения контрактов показана на рисунке. АС проводится систематически в рамках, установленных Планом анализа соответствия на текущий год, который размещается на официальном сайте Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области. При поступлении в отдел анализа соответствия результатов исполнения контрактов обращений от органов власти, граждан и организаций, свидетельствующих о несоответствии результатов исполнения контрактов, заключенных заказчиками Волгоградской области, их условиям, проводится внеплановый анализ.
Анализ соответствия осуществляется в два этапа. На первом — проводится сбор, анализ и оценка соответствия объемов и стоимости поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг требованиям, установленным государственным контрактом (гражданско-правовым договором) и положениями нормативной и технической документации. Эта работа проводится на основании информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок. На втором этапе изучается исполнение контракта непосредственно у заказчика. По результатам анализа соответствия составляется отчет, в котором отражаются сведения о проведенном анализе, в том числе о наличии признаков нарушений Закона № 44-ФЗ при исполнении контрактов.
При необходимости информация о результатах анализа соответствия направляется в орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный на осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. А именно в Комитет финансов Волгоградской области. Также при необходимости эта информация направляется в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении административных дел.
Результаты практики
В целом можно отметить, что результатом внедрения данной практики стала общая положительная динамика по снижению количества нарушений, допускаемых при исполнении контрактов как заказчиками Волгоградской области, так и поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Повысился общий уровень эффективности закупок. Прослеживается тенденция к снижению поставок некачественных товаров, в том числе и полностью несоответствующих требованиям заключенных контрактов. Наблюдается постепенный уход с рынка Волгоградской области недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Более качественно стала проводиться экспертиза результатов исполненных контрактов, о чем свидетельствуют в том числе и повторные (контрольные) анализы других контрактов этих же заказчиков.
Снижается количество нарушений, допущенных контрактными службами (контрактными управляющими) заказчиков при размещении в ЕИС отчетов по исполнению контракта и (или) отдельного этапа его исполнения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1093. Это касается как сроков размещения, так и уровня исполнения самих документов. В результате проводимой аналитической и информационной работы постепенно повышается общий профессиональный уровень сотрудников контрактных служб (контрактных управляющих) заказчиков Волгоградской области.
За период действия практики в 2016–2018 годах был проведен 521 анализ соответствия, в 287 случаях выявлены нарушения. Наложено административных штрафов по пяти различным статьям КоАП РФ на общую сумму 845 тысяч рублей. В итоге сегодня число нарушений среди проанализированных контрактов снизилось в три раза. Успешная реализация механизма анализа соответствия позволила повысить эффективность закупок, способствуя повышению надежности и прозрачности бюджетных отношений в целом.