Версия для печати 6039 Материалы по теме
Финансы — средство, цель — созидание!

Департаменту финансов города Сыктывкара исполняется десять лет. В преддверии этого первого юбилея мы задали несколько вопросов начальнику финоргана, заместителю руководителя Администрации МО ГО «Сыктывкар» Елене Анатольевне ВОЛКОМУРОВОЙ.

 — Елена Анатольевна, расскажите, когда был создан финансовый отдел Сыктывкара, предшественник современного департамента, и как с годами менялась его структура?

— Как известно, ни один уровень власти, ни один государственный процесс не может существовать без финансов и бюджета. Первый в структуре органов местного самоуправления Сыктывкара финансовый отдел был образован при Исполнительном комитете Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов города еще в 1930 году. Со временем переход на новые принципы хозяйствования, предусматривавшие повышение роли государственного планирования, потребовал более качественного управления местными финансами, и финансовый отдел городской администрации был преобразован в управление.

В 1999 году в регионе была проведена реорганизация финансовых органов городов и районов в части их исключения с местного уровня управления и образования территориальных финансовых управлений Министерства финансов Республики Коми. Такая структура просуществовала десять лет. В ноябре 2009 года был создан Департамент финансов, который вновь стал функциональным органом Администрации города Сыктывкара с образованием юридического лица.

Хочу отметить, что наш департамент осуществляет полномочия внутреннего муниципального финансового контроля, предусмотренные статьей 269.2 Бюджетного кодекса. Новеллы бюджетного и налогового законодательства, приоритеты вышестоящих органов власти, кризисные явления экономики и прочие факторы, безусловно, не позволяют нам стоять на месте, понуждают совершенствовать и изменять подходы и механизмы по исполнению возложенных на финансовый орган полномочий.

— Если судить с позиции текущего года, с юбилейной черты, стали ли задачи и функции департамента более сложными и детализированными?

— Конечно стали. С 1 января 2018 года полномочия департамента расширились за счет исполнения функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд заказчиков муниципального образования. Теперь мы занимаемся определением поставщиков; организацией подготовки муниципальных закупок к размещению; организацией процедур размещения извещений об осуществлении закупок товаров, работ, услуг в Единой информационной системе в сфере закупок.

Структура финоргана была дополнена отделом муниципальных закупок с утвержденной штатной численностью пять единиц. Кроме того, руководствуясь бюджетным законодательством и соответствующими рекомендациями органов власти Республики Коми, принято решение о переходе с 1 января 2019 года на полное кассовое обслуживание исполнения бюджета города в Управление Федерального казначейства региона. В связи с чем сейчас происходит преобразование структуры департамента.

— В условиях смещения налоговых приоритетов в сторону вышестоящих бюджетов финансовые возможности в части собственных доходов местных бюджетов ограниченны. Какие меры предпринимаете для повышения самодостаточности бюджета Сыктывкара?

— Мы постоянно занимаемся обоснованным планированием доходов бюджета, проводим системную работу по увеличению их объема. Например, мероприятия по сокращению задолженности по налогам, по выплате заработной платы, проводимые прежде всего для выявления и пресечения фактов нарушения трудовых прав жителей нашего города, в конечном итоге положительно отражаются на доходной части бюджета, поскольку НДФЛ является основным налогом, формирующим доходную часть местного бюджета.

Действенным механизмом для снижения неформальной занятости и теневой заработной платы помимо проведения информационно-разъяснительной работы с руководителями организаций является деятельность межведомственной Комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. В целях проведения инвентаризации муниципального имущества и выявления бесхозяйных объектов с последующим вовлечением их в хозяйственный оборот на базе одного из муниципальных учреждений в 2016 году образовано структурное подразделение по обнаружению несоответствий в юридически значимых информационных источниках об объектах недвижимого имущества на территории города. Результаты его работы также способствуют росту доходов бюджета за счет увеличения налоговой базы по имущественным налогам и начислений по арендным платежам.

— Как в условиях превышения расходов над доходами осуществляется долговая политика в столице Коми?

— Работа по оптимизации объема муниципального долга и удержанию его на экономически безопасном уровне носит системный характер. Основной источник финансирования дефицита городского бюджета — коммерческие кредиты. Мы на постоянной основе взаимодействуем с банками (кредиторами) в целях снижения процентных ставок по заключенным муниципальным контрактам. Кроме того, начиная с 2015 года прибегаем к привлечению краткосрочных казначейских кредитов на пополнение остатков средств на счетах местного бюджета.

В результате проведения оптимизационных мероприятий объем муниципального долга к концу 2018 года снизился на 35,3 процента относительно объемов, утвержденных при формировании бюджета на 2018–2020 годы. Соответственно, значительно — в три раза — сократились и расходы на его обслуживание.

В 2019 году в отношении обязательств по ранее полученному из республиканского бюджета кредиту предусмотрена реструктуризация в пределах остатков непогашенной на 1 января текущего года задолженности. Рассрочка исполнения обязательств предоставлена на срок до семи лет. За пользование средствами установлена плата в размере 0,1 процента годовых, начисляемого на остаток реструктурированной задолженности по основному долгу.

— Назовите основные инструменты, применяемые для повышения эффективности расходов бюджета.

— Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и достижения устойчивого развития городского округа является программно-целевое планирование. Наш бюджет сформирован на основе девяти муниципальных программ. Каждая содержит объем финансового обеспечения, соответствующий целям и полномочиям органов местного самоуправления, которые определены соисполнителями программы, и согласованный ответственными исполнителями программы. Программный бюджет позволяет обеспечить взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами бюджетной и налоговой политики города.

84.png

В целом для улучшения состояния бюджетной системы и повышения эффективности управления муниципальными финансами с 2017 года в Сыктывкаре действует Программа оздоровления муниципальных финансов. Ее задачами является сохранение устойчивости бюджетной системы города, обеспечение сбалансированности бюджета, роста налоговых и неналоговых доходов, удержание роста расходов бюджета, оптимизация структуры муниципального долга.

Необходимо отметить, что департамент, являясь ответственным исполнителем муниципальной программы «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом», тщательно следит за достижением всех целевых показателей основных мероприятий и контрольных событий для обеспечения эффективности программы в целом. Своевременная актуализация определенных задач программы позволяет спрогнозировать действия на перспективу с тем, чтобы наиболее качественно исполнять возложенные на орган полномочия.

— Политика открытости и прозрачности бюджета — дело важное и нужное. Более того, это требование законодательства. Вы ее осуществляете уже много лет. Какие инструменты используете?

— Реализация принципа открытости и прозрачности обеспечивается путем информирования граждан о бюджете в доступной форме. Здесь мы применяем несколько инструментов. Это организация и проведение публичных слушаний и общественной экспертизы проекта решения о бюджете города и отчета об исполнении бюджета. Эта работа ведется с 2006 года. Ее цель — выявление общественного мнения, подготовка предложений и рекомендаций, принятие решений органами местного самоуправления с учетом мнения населения.

Вся информация, связанная с бюджетным процессом, электронные брошюры, презентационные материалы размещаются на официальном сайте администрации города, в социальных сетях, на страницах муниципальной газеты. Регулярно проводим онлайн-опросы, анкетирование по бюджетной тематике и финансовой грамотности различных целевых групп населения. Кроме того, еще до принятия Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, в 2016 году департаментом финансов были разработаны основные направления деятельности администрации города в области финансового просвещения граждан.

В реализации дорожной карты по повышению уровня финансовой грамотности населения принимают участие и органы местного самоуправления, и финансовые институты, и правоохранительные органы. В целом же реализация политики открытости позволяет повысить уровень удовлетворенности населения качеством жизни, укрепляет взаимное доверие граждан и власти. Хочу отметить, что в рейтинге муниципальных районов и городских округов нашей республики по уровню открытости бюджетных данных Сыктывкар занимает лидирующую позицию.

— Принимает ли департамент финансов участие в каких-либо конкурсах и проектах, выходящих за рамки исполнения прямых обязанностей финоргана?

— Нам интересно все, поэтому департамент принимает самое активное участие во всевозможных конкурсах и проектах республиканского и всероссийского масштаба. И это приносит свои плоды. Например, по итогам участия в X Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» администрация города признана победителем в номинации «За высокое качество планирования и исполнения бюджета».

На протяжении двух последних лет проекты департамента занимают лидирующие места на региональном этапе Всероссийского конкурса проектов по представлению бюджета для граждан. В 2017 году наш проект «Услуги и работы муниципальных учреждений» занял второе место среди городов России.

— В заключение расскажите немного о коллективе департамента-юбиляра. Коллектив в финоргане города подобрался довольно молодой.

— Да, большей части сотрудников департамента от 31 до 49 лет, при этом все они имеют высшее образование. Несмотря на молодость, наших специалистов отличает ответственность, компетентность, способность решать самые сложные задачи, интерес к выполняемой работе и креативность. Наша деятельность тесно взаимосвязана со всеми службами города и населением, и иногда необходимо применять нестандартные подходы и идеи для достижения поставленных целей. Поэтому случайных людей в нашем коллективе нет. Недаром наш девиз: «Финансы — средство, цель — созидание!»

Работники департамента с большим удовольствием принимают участие в социальных мероприятиях. В Год добрых дел (акция, учрежденная главой Республики Коми, целью которой является привлечение жителей региона к благотворительности, общественным инициативам и волонтерскому движению) силами коллектива были проведены разноплановые мероприятия, например по оказанию помощи лицам третьего возраста, экологический субботник «Зеленая Россия». Не забываем мы и про ветеранов финансовой отрасли, навещая их в праздничные и юбилейные даты и оказывая им практическую помощь.

Подготовила И. И. ИВАНОВА

Поделиться