Версия для печати 3757 Материалы по теме
Cовещание на тему казначейского сопровождения средств с участием заместителя руководителя Казначейства России А. Ю. Демидова и первого заместителя главы Республики Карелия А. Е. Чепика
Казначейское сопровождение средств региона

Оксана Владимировна ФЛЮГРАНТ, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия

Татьяна Михайловна ПОДГОРНАЯ, заместитель начальника отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления Федерального казначейства по Республике Карелия

40-1.png

Одним из способов обеспечения контроля за использованием средств, передаваемых юридическим лицам из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, является казначейское сопровождение. В статье рассказывается о применении данного механизма в режиме пилотного проекта в Республике Карелия.

40-2.png

Подготовительная работа

Изучив опыт Федерального казначейства по применению казначейского сопровождения в отношении средств, предоставляемых юридическим лицам из федерального бюджета, Правительство Республики Карелия вышло с инициативой о применении аналогичного механизма в отношении средств регионального бюджета. Предложение было поддержано Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ. Обращение, содержащее вышеуказанную инициативу, было направлено в Правительство РФ.

Кроме того, с учетом необходимости контроля со стороны государства за расходованием взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах и аккумулируемых региональным оператором, республиканское правительство предложило распространить механизм казначейского сопровождения и на средства Фонда капитального ремонта Республики Карелия.

В процессе разработки и согласования проекта нормативного правового акта Правительства РФ Федеральное казначейство, Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (далее — Управление), Правительство Республики Карелия провели большую подготовительную работу. Были уточнены виды средств, подлежащих казначейскому сопровождению, произведен расчет объемных показателей, подготовлен план мероприятий по переводу на казначейское сопровождение средств, предоставленных юридическим лицам из республиканского бюджета.

5 мая 2018 года Правительство РФ издало распоряжение № 869-р о казначейском сопровождении средств, предоставляемых юридическим лицам из бюджета Республики Карелия, и средств Фонда капитального ремонта Республики Карелия (далее — Распоряжение) по контрактам (договорам), заключенным в 2018 году. В него вошли наиболее рискоемкие направления расходования средств (рисунок 1). Руководитель Федерального казначейства и глава Республики Карелия утвердили совместный план мероприятий (дорожную карту) по реализации Распоряжения. В закон о бюджете Республики Карелия на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов были внесены изменения в части установления казначейского сопровождения средств, предоставляемых юридическим лицам из республиканского бюджета.

Для разъяснения отдельных вопросов, возникающих в ходе реализации пилотного проекта, Федеральное казначейство подготовило письмо от 6 июня 2018 года № 07-04-05/22-11530. Им был определен порядок действий территориальных органов Федерального казначейства при открытии лицевых счетов исполнителям (соисполнителям), расположенным за пределами республики, а также порядок формирования идентификатора по договорам, заключенным Фондом капитального ремонта Республики Карелия.

В течение года проводились совещания, обучающие семинары, рабочие встречи с участниками пилотного проекта — органами исполнительной власти Карелии, заказчиками, исполнителями, где обсуждались возникающие вопросы. Управление утвердило внутренний документооборот, закрепляющий порядок взаимодействия между отделами при открытии и ведении лицевых счетов, приеме и обработке платежных документов на проведение кассовых расходов.

Реализация Распоряжения

Так как действие Распоряжения было распространено на все договоры, заключенные в 2018 году, Управление и участники пилотного проекта провели ревизию действующих на момент выхода документа договоров. Заказчики подготовили и направили исполнителям дополнительные соглашения о внесении в них условий казначейского сопровождения в соответствии с действующими нормативными документами. По договорам, находившимся в стадии проведения закупочных процедур, условия о казначейском сопровождении средств вносились в конкурсную документацию либо оформлялись дополнительным соглашением после заключения контракта.

С целью повышения доступности исполнителей, расположенных за пределами республики, к сервисам, предоставляемым Федеральным казначейством, при открытии лицевых счетов в Управлении Федерального казначейства по Республике Карелия применялся следующий порядок. Исполнители (соисполнители), используя разъяснения и образцы заполнения документов, размещенные на сайте территориальных органов Федерального казначейства в разделе «Как стать нашим клиентом», готовили и предоставляли в территориальный орган Федерального казначейства по месту своего нахождения документы, необходимые для открытия счета, получения электронной подписи и организации электронного документооборота:

  • заявление на открытие лицевого счета (код формы по КФД 0531752);

  • карточка образцов подписей к лицевым счетам (код формы по КФД 0531753);

  • копия государственного контракта, контракта (договора), соглашения, заверенная в установленном порядке;

  • договор об обмене электронными документами;

  • договор присоединения (соглашение) к регламенту Удостоверяющего центра Федерального казначейства.

Территориальный орган Федерального казначейства по месту нахождения исполнителя (соисполнителя) производил следующие действия:

  • проводил проверку предоставленных документов;

  • направлял соответствующие установленным требованиям заявление, карточку образцов подписей, копию контракта и договора об обмене электронными документами в адрес Управления;

  • обеспечивал заключение договора присоединения (соглашение) к регламенту Удостоверяющего центра Федерального казначейства, выдачу представителям исполнителя электронных подписей, подключение к системе электронного обмена документами.

Управление не позднее следующего рабочего дня после поступления документов открывало исполнителю (соисполнителю) лицевой счет, а затем обеспечивало заключение договора об обмене электронными документами и доступ юридического лица к Системе удаленного финансового документооборота. Информация о количестве открытых в 2018 году лицевых счетов приведена на рисунке 2.

Средства, предоставляемые из бюджета Республики Карелия

По направлению «средства, предоставляемые из бюджета Республики Карелия» в Распоряжение были включены следующие виды средств:

  • авансовые платежи, перечисляемые исполнителям по государственным контрактам, контрактам, договорам на сумму более 10 миллионов рублей, заключаемым получателями средств бюджета республики в рамках реализации региональной адресной инвестиционной программы, включая средства Дорожного фонда Республики Карелия, а также авансовые платежи, перечисляемые соисполнителям в рамках исполнения указанных контрактов;

  • авансовые платежи, перечисляемые исполнителям по государственным контрактам, контрактам, договорам на приобретение лекарственных средств;

  • бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса.

На практике казначейское сопровождение было обеспечено только в отношении авансовых платежей по государственным контрактам, контрактам, договорам в рамках реализации Адресной инвестиционной программы Республики Карелия, поскольку в 2018 году в договорах на приобретение лекарственных средств авансовые платежи не предусматривались и бюджетные инвестиции юридическим лицам не предоставлялись.

Казначейское сопровождение осуществлялось в соответствии с нормативными документами, определяющими порядок казначейского сопровождения средств, предоставляемых из федерального бюджета. Это:

  • постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1722 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов”» (далее — Постановление № 1722);

  • приказ Министерства финансов РФ от 8 декабря 2017 года № 220н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов”»;

  • приказ Казначейства России от 9 января 2018 года № 5н «Об утверждении Порядка формирования идентификатора государственного контракта, контракта учреждения, соглашения, договора о капитальных вложениях при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов”».

По итогам проведения мероприятий в рамках пилотного проекта Управление внесло следующие предложения:

1. Распространить механизм казначейского сопровождения на средства, предоставляемые юридическим лицам из местных бюджетов по муниципальным контрактам, сумма которых составляет менее 100 миллионов рублей. Предложение учтено при подготовке распоряжения о казначейском сопровождении в 2019 году.

2. Установить предельный размер авансового платежа для государственных (муниципальных) контрактов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета. Соответствующие изменения внесены в постановление Правительства РФ от 30 сентября 2014 года № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

3. Организовать контроль за соответствием расходов, осуществляемых исполнителями при строительстве (реконструкции) объектов, позициям проектно-сметной документации. Варианты обеспечения контроля прорабатываются с участниками пилотного проекта.

4. Снизить остаток средств на счете по учету средств юридических лиц, открытом территориальному органу Федерального казначейства. Может быть реализовано путем внедрения казначейского обеспечения контрактов либо закрепления в нормативных правовых актах возможности подкрепления средствами юридических лиц бюджета республики. Предложение находится на рассмотрении.

Средства, расходуемые Фондом капитального ремонта Республики Карелия

Управление в соответствии с Соглашением об обслуживании счета Фонда капитального ремонта Республики Карелия (далее — Фонд), заключенным с правительством республики в 2015 году, осуществляло учет средств, поступающих в Фонд в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, уплачиваемых собственниками помещений, а также иных средств, являющихся источниками образования Фонда в соответствии с Жилищным кодексом. На счете учитывались поступления взносов и расходы, осуществляемые Фондом по договорам на капитальный ремонт.

В соответствии с Распоряжением с 2018 года казначейское сопровождение стало осуществляться в отношении средств субсидии, предоставляемой из бюджета Республики Карелия на содержание Фонда, и расчетов по договорам, заключаемым Фондом за счет средств этой субсидии. А также средств, получаемых Фондом за счет взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений, проживающими в многоквартирных домах.

Казначейское сопровождение средств Фонда осуществлялось в порядке, установленном нормативными документами, регулирующими казначейское сопровождение средств, предоставленных из федерального бюджета. Расчеты с исполнителями по договорам производились, как правило, по факту выполнения работ разовым платежом, затем средства со счетов исполнителей перечислялись на их счета, открытые в кредитных организациях.

По итогам проведения мероприятий Управление внесло следующие предложения:

1. Распространить казначейское сопровождение на средства взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений, проживающими в многоквартирных домах, получаемые фондами капитального ремонта субъектов РФ. С 2019 года территориальные органы Федерального казначейства обеспечивают казначейское сопровождение указанных средств на основании обращения финансового органа субъекта РФ.

2. Внести в нормативные документы, регулирующие казначейское сопровождение, положения, связанные с учетом средств, получаемых фондами капитального ремонта субъектов РФ (формирование идентификатора контракта, учет поступлений, санкционирование). Предложение учтено при подготовке нормативных документов, изданных во исполнение статьи 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».

3. Определить порядок оплаты Фондом капитального ремонта субъекта РФ договоров, заказчиком по которым выступает технический заказчик, определяемый в соответствии с пунктом 4 статьи 182 Жилищного кодекса. Министерство финансов РФ выпустило разъяснения об особенностях подтверждения возникновения у Фонда денежных обязательств по таким договорам.

P. S.

Благодаря опыту, накопленному на федеральном уровне, при внедрении казначейского сопровождения на уровне субъекта РФ не возникло методологических и технологических проблем, препятствующих проведению расходов с лицевых счетов юридических лиц. Правительство Республики Карелия, рассмотрев итоги проведения пилотного проекта в 2018 году, инициировало его продление на 2019 год. При этом было предложено перечень средств, подлежащих казначейскому сопровождению, дополнить средствами, предоставляемыми из местных бюджетов по муниципальным контрактам (договорам) стоимостью от 5 миллионов рублей. В распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2019 года № 368-р в перечень средств, подлежащих казначейскому сопровождению, помимо средств, предоставляемых из бюджета Республики Карелия в 2019 году, были включены средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты. Положительные результаты реализации пилотного проекта позволили распространить процедуру казначейского сопровождения на средства, предоставляемые из бюджетов регионов. В указанное выше Распоряжение было включено казначейское сопровождение средств, предоставляемых из бюджетов еще ряда субъектов РФ.

Движение средств под контролем

Вопросам снижения риска нарушений при использовании средств, предоставляемых юридическим лицам из бюджетов всех уровней, всегда уделялось много внимания. Механизм казначейского сопровождения позволяет обеспечить контроль за расходованием юридическими лицами средств, получаемых по контрактам (договорам, соглашениям), заключенным с получателями бюджетных средств, бюджетными, автономными учреждениями. При казначейском сопровождении сумма, которую может расходовать исполнитель на цели, предусмотренные договором, учитывается на лицевом счете, открытом ему в территориальном органе Федерального казначейства. При осуществлении кассового расхода с вышеуказанного лицевого счета проводится процедура санкционирования, при которой проверяется наличие у исполнителя обязательств по оплате за поставленный товар (выполненную работу, оказанную услугу), возникших в связи с исполнением договора.

В случае привлечения исполнителем для выполнения условий договора соисполнителей и заключения с ними договоров, в которых предусматривается авансовый платеж, каждому такому соисполнителю также открывается отдельный счет, на котором учитывается поступившая от головного исполнителя сумма средств. Расходование средств также осуществляется с проведением процедуры санкционирования расходов.

Таким образом, механизм казначейского сопровождения позволяет отследить движение денежных потоков до конечного получателя, обеспечить использование средств на цели, предусмотренные договором, повысив тем самым эффективность расходования бюджетных средств.

Поделиться