Версия для печати 3591 Материалы по теме
Как сэкономить  на обслуживании муниципального долга

Городской округ «Город Хабаровск» — победитель
XII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За лучшее управление муниципальным долгом»

Управление долгом — важная составляющая бюджетной политики любого муниципалитета. Грамотное и четкое определение момента, когда нужно воспользоваться займом, правильный выбор кредитной линии, своевременное исполнение долговых обязательств — все в конечном итоге способствует повышению эффективности бюджетных расходов. О том, как строится долговая политика в Хабаровске, рассказал мэр города Сергей Анатольевич КРАВЧУК.

— Сергей Анатольевич, что вы можете сказать о долговой политике Хабаровска? Если рассматривать объем муниципального долга в течение нескольких последних лет, то он весьма умеренный. То есть в вопросах заимствований вы проявляете осторожность?

— Политика в области управления муниципальным долгом является неотъемлемой частью политики управления финансами города Хабаровска. Эффективная долговая политика способствует обеспечению своевременного финансирования социально значимых и инвестиционных расходов бюджета городского округа. Наша долговая политика направлена не только на своевременное погашение займов и уплату процентов по ним, но и на обеспечение гибкости и прозрачности системы управления муниципальным долгом.

Приоритетные направления бюджетной политики на очередной год и плановый период в области управления муниципальным долгом городского округа ежегодно принимаются в составе основных направлений бюджетной и налоговой политики при формировании бюджета. Реализация задач управления муниципальным долгом осуществляется в рамках мероприятий муниципальной программы «Управление муниципальными финансами городского округа “Город Хабаровск” на 2014–2021 годы» и утвержденного Плана мероприятий по консолидации средств бюджета городского округа в целях оздоровления муниципальных финансов на 2017–2019 годы.

Мы в обязательном порядке соблюдаем ограничения по уровню муниципального долга, установленные Бюджетным кодексом. Так, за последние три года отношение объема заемных средств к доходам бюджета города без учета безвозмездных поступлений при разрешенных 100 процентах варьировалось от 4,8 до 11,5 процента. Стоимость обслуживания муниципального долга в этот период составила 0,26–0,08 процента общего объема расходов городского бюджета при максимально допустимом уровне в 15 процентов. С 2018 года в структуре муниципального долга присутствуют только прямые обязательства — банковские и бюджетные кредиты, условные обязательства (муниципальные гарантии) отсутствуют.

Политика управления муниципальным долгом на 2019–2021 годы нацелена на продолжение оптимизации долга и стоимости его обслуживания. При этом для поддержания имиджа Хабаровска как надежного заемщика управление муниципальным долгом должно обеспечивать полное и своевременное исполнение долговых обязательств при безусловном соблюдении ограничений бюджетного законодательства РФ.

Для повышения качества управления муниципальным долгом в городе проводится работа по поэтапному его снижению и поддержанию безопасного уровня, в том числе за счет минимизации дефицита бюджета городского округа. Регулярно осуществляется оценка рисков, которые могут привести к увеличению муниципального долга.

Стоимость обслуживания муниципального долга сокращаем, в том числе за счет проведения работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по заключенным контрактам на оказание услуг по предоставлению денежных средств (кредита). Банковские кредиты привлекаем при условии установления процентной ставки, рассчитываемой как сумма ключевой ставки Центрального банка и надбавки, определяемой контрактом. Информация о муниципальном долге публикуется в средствах массовой информации и ежемесячно размещается, в том числе в графическом виде, на официальном сайте Администрации города Хабаровска, что позволяет широкому кругу граждан оценивать долговую политику города и его финансовую устойчивость.

Для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города, мы продолжаем практику активного использования бюджетных кредитов, привлеченных в Федеральном казначействе, а также повышаем эффективность управления свободными остатками средств бюджета города и муниципальных учреждений. Аккумуляция бюджетных средств на едином счете бюджета решает проблему обеспечения постоянного, бесперебойного их движения и позволяет иметь оперативную информацию как о движении денег, так и о свободном остатке на едином счете бюджета. Данная информация дает возможность использовать временно свободные средства с целью получения дополнительных доходов и покрытия временных кассовых разрывов. Цель управления свободными остатками — обеспечить финансирование запланированных расходных обязательств участников бюджетного процесса.

— Банки-кредиторы вы привлекаете в соответствии с положениями Закона № 44‑ФЗ. А какая работа проводится по формированию начальной (максимальной) цены контракта?

— Безусловно, мы используем конкурентный способ определения поставщиков финансовых услуг в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе. Это позволяет экономить бюджетные средства в результате снижения начальной (максимальной) цены контрактов в процессе торгов. Например, в мае 2017 года мы заключили муниципальный контракт с ПАО «Росбанк» по предоставлению кредитных ресурсов на сумму 300 миллионов рублей. Процентная ставка в ходе проведения аукциона составила 9,5 процента. В связи с уменьшением ключевой ставки до 8,55 процента Финансовый департамент Администрации Хабаровска направил письмо исполнителю контракта с просьбой рассмотреть возможность снижения цены муниципального контракта на десять процентов. Росбанк пошел нам навстречу и снизил процентную ставку до 8,55 процента годовых. Наша экономия составила 205 тысяч рублей.

Что касается начальной (максимальной) цены контракта, то для того, чтобы контролировать ценовые предложения от банков, при ее формировании мы проводим мониторинг процентных ставок по ранее проведенным аукционам на предоставление кредитов региональным и местным бюджетам.

Получение кредитов от кредитных организаций является наиболее гибким и мобильным инструментом долговой политики. Этот механизм позволяет нам использовать заемные средства только в периоды необходимости — привлекать финансовые ресурсы при возникновении потребности в пределах достаточно продолжительного периода их доступности и досрочно возвращать при наличии такой возможности без излишних финансовых потерь. Так, например, в декабре 2018 года с ПАО «Сбербанк России» был заключен контракт на сумму 400 миллионов рублей сроком на 360 дней. Заемные средства нам требовались для исполнения до конца года расходных обязательств по строительству социальных объектов, осуществляемому в рамках софинансирования с краевым бюджетом. Контракт был исполнен досрочно в марте 2019 года за счет наличия на начало года остатков бюджетных средств. В результате экономия средств на обслуживание муниципального долга составила 27 миллионов рублей.

Поэтому мы практикуем открытие кредитных линий, как возобновляемых, так и невозобновляемых, со свободным графиком выборки и погашения кредитных средств и сроком на один год. Свободные графики привлечения и погашения кредитных средств позволяют мобильно реагировать на изменения показателей кассового плана по выплатам. Банковские кредиты привлекаются на погашение дефицита бюджета города, как правило, во второй половине или в конце года.

— Преимущества кредитов Федерального казначейства, о которых вы упомянули, бесспорны. Можете привести цифры, характеризующие экономию бюджетных средств, сложившуюся благодаря обращению к этим краткосрочным займам?

— Преимуществами бюджетных кредитов являются оперативность их получения, отсутствие необходимости проведения конкурсных процедур и низкие процентные ставки, позволяющие уменьшить расходы бюджета города на обслуживание муниципального долга и направить высвободившиеся финансовые ресурсы на решение приоритетных задач. Так, в 2018 году в соответствии с утвержденной решением Хабаровской городской думы программой муниципальных внутренних заимствований расходы на обслуживание муниципального долга планировались в сумме 72 миллиона рублей. Фактически же в условиях более эффективного управления заемными средствами исполнение составило 12,6 миллиона рублей. Сэкономленные средства были направлены на реализацию указов Президента РФ в части сохранения средней заработной платы отдельных категорий работников на уровне средней заработной платы в регионе.

Использование бюджетных кредитов Федерального казначейства на пополнение остатков средств на счете местного бюджета мы практикуем с 2015 года. Положительным моментом является увеличение объема бюджетного кредита со 100 миллионов рублей в 2015 году до 600 миллионов рублей на сегодняшний день и срока, на который он предоставляется, с 30 до 90 календарных дней. Активное замещение дорогостоящих банковских кредитов бюджетными позволяет значительно экономить средства городского бюджета на уплате процентов за пользование кредитными средствами. С 2015 года по первое полугодие текущего года отмечался рост экономии расходов на обслуживание долга с 3,7 миллиона рублей до 26,2 миллиона.

— Сергей Анатольевич, какие задачи по совершенствованию долговой политики городская администрация будет решать в ближайшей перспективе?

— Поддержание долговой нагрузки на безопасном уровне является одной из основных задач администрации города в планируемом периоде бюджета на 2020–2022 годы. То есть позиция обеспечить сохранение долговой нагрузки на городской бюджет в пределах параметров, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять долговые обязательства, остается неизменной.

Будет продолжен постоянный мониторинг муниципального долга. Корректировка нормативного правового регулирования в части определения общего порядка и принципов осуществления заимствований, погашения и обслуживания долга городского округа — также актуальная задача. Мы продолжаем работу по совершенствованию процесса составления и исполнения кассового плана бюджета Хабаровска с учетом повышения ответственности главных распорядителей средств бюджета за качество и соблюдение показателей планируемых расходов.

Некачественное и неравномерное планирование объемов кассовых выплат главными распорядителями бюджетных средств учитывается при оценке качества финансового менеджмента распорядителей. За неисполнение ежемесячных кассовых планов руководителям структурных подразделений администрации города снижаются показатели эффективности деятельности муниципальных служащих. При наличии остатков на лицевых счетах ГРБС и ПБС по состоянию на первое число каждого месяца в сумме, превышающей 100 тысяч рублей, ГРБС направляют в Финансовый департамент до второго числа текущего месяца пояснения, обосновывающие наличие неиспользованных остатков средств. Информация об остатках и причинах их образования рассматривается на расширенном аппаратном совещании у мэра города.

Повышению долговой устойчивости городского округа будет способствовать реализация Плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики городского округа «Город Хабаровск» на период до 2024 года.

Таблица. Экономия от замещения коммерческих кредитов бюджетными под 0,1% годовых

Сумма кредита, руб. /
количество дней

Проценты по бюджетным кредитам УФК, руб.

Проценты по банковским кредитам, руб.

Экономия от замещения, руб.

Банк, % ставка

2015 г.

100 000 000 / 29

7945,21 

750 980,82 

743 035,62 

Северный морской путь / 9,452

100 000 000 / 30

8219,18 

1043 835,62 

1 035 616,44 

Росбанк / 12,7

100 000 000 / 30

8219,18 

978 082,19 

969 863,01 

Дальневосточный банк / 11,9

100 000 000 / 30

8219,18 

978 082,19 

969 863,01 

Дальневосточный банк / 11,9

Итого за 2015 г.

 

 

3 718 378,08 

 

2016 г.

100 000 000 / 50

13 661,20 

1 625 683,06 

1 612 021,86 

Дальневосточный банк / 11,9

100 000 000 / 50

13 661,20 

1 601 092,90 

1 587 431,69 

Сбербанк / 11,72

100 000 000 / 50

13 661,20 

1 592 896,17 

1 579 234,97 

Росбанк / 11,66

Итого за 2016 г.

 

 

4 778 688,52 

 

2017 г.

250 000 000 / 50

34 246,58 

3 253 424,66 

3 219 178,08 

Росбанк / 9,5

250 000 000 / 50

34 246,58 

3 253 424,66 

3 219 178,08 

Росбанк / 9,5

300 000 / 46

37 808,22 

3 175 890,41 

3 138 082,19 

ВТБ / 8,4

Итого за 2017 г.

 

 

9 576 438,36 

 

2018 г.

300 000 000  / 89

73 150,68 

6 144 657,53 

6 071 506,85 

ВТБ / 8,4

200 000 000 / 90

49 315,07 

3 528 246,58 

3 478 931,51 

Сбербанк / 7,1545

300 000 000 / 68

55 890,41 

3 998 679,45 

3 942 789,04 

Сбербанк / 7,1545

Итого за 2018 г.

 

 

13 493 227,40 

 

2019 г.

600 000 000 / 90

147 945,21 

12 945 205,48 

12 797 260,27 

Сбербанк / 8,75

600 000 000 / 90

147 945,21 

13 507 397,26 

13 359 452,05 

Росбанк / 9,13

Итого за I полугодие 2019 г.

 

 

26 156 712,33 

 

   Подготовил С. П. СМИРНОВ

 

Поделиться