Версия для печати 3099 Материалы по теме
Как сэкономить  на обслуживании муниципального долга

Городской округ «Город Хабаровск» — победитель
XII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За лучшее управление муниципальным долгом»

Управление долгом — важная составляющая бюджетной политики любого муниципалитета. Грамотное и четкое определение момента, когда нужно воспользоваться займом, правильный выбор кредитной линии, своевременное исполнение долговых обязательств — все в конечном итоге способствует повышению эффективности бюджетных расходов. О том, как строится долговая политика в Хабаровске, рассказал мэр города Сергей Анатольевич КРАВЧУК.

— Сергей Анатольевич, что вы можете сказать о долговой политике Хабаровска? Если рассматривать объем муниципального долга в течение нескольких последних лет, то он весьма умеренный. То есть в вопросах заимствований вы проявляете осторожность?

— Политика в области управления муниципальным долгом является неотъемлемой частью политики управления финансами города Хабаровска. Эффективная долговая политика способствует обеспечению своевременного финансирования социально значимых и инвестиционных расходов бюджета городского округа. Наша долговая политика направлена не только на своевременное погашение займов и уплату процентов по ним, но и на обеспечение гибкости и прозрачности системы управления муниципальным долгом.

Приоритетные направления бюджетной политики на очередной год и плановый период в области управления муниципальным долгом городского округа ежегодно принимаются в составе основных направлений бюджетной и налоговой политики при формировании бюджета. Реализация задач управления муниципальным долгом осуществляется в рамках мероприятий муниципальной программы «Управление муниципальными финансами городского округа “Город Хабаровск” на 2014–2021 годы» и утвержденного Плана мероприятий по консолидации средств бюджета городского округа в целях оздоровления муниципальных финансов на 2017–2019 годы.

Мы в обязательном порядке соблюдаем ограничения по уровню муниципального долга, установленные Бюджетным кодексом. Так, за последние три года отношение объема заемных средств к доходам бюджета города без учета безвозмездных поступлений при разрешенных 100 процентах варьировалось от 4,8 до 11,5 процента. Стоимость обслуживания муниципального долга в этот период составила 0,26–0,08 процента общего объема расходов городского бюджета при максимально допустимом уровне в 15 процентов. С 2018 года в структуре муниципального долга присутствуют только прямые обязательства — банковские и бюджетные кредиты, условные обязательства (муниципальные гарантии) отсутствуют.

Политика управления муниципальным долгом на 2019–2021 годы нацелена на продолжение оптимизации долга и стоимости его обслуживания. При этом для поддержания имиджа Хабаровска как надежного заемщика управление муниципальным долгом должно обеспечивать полное и своевременное исполнение долговых обязательств при безусловном соблюдении ограничений бюджетного законодательства РФ.

Для повышения качества управления муниципальным долгом в городе проводится работа по поэтапному его снижению и поддержанию безопасного уровня, в том числе за счет минимизации дефицита бюджета городского округа. Регулярно осуществляется оценка рисков, которые могут привести к увеличению муниципального долга.

Стоимость обслуживания муниципального долга сокращаем, в том числе за счет проведения работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по заключенным контрактам на оказание услуг по предоставлению денежных средств (кредита). Банковские кредиты привлекаем при условии установления процентной ставки, рассчитываемой как сумма ключевой ставки Центрального банка и надбавки, определяемой контрактом. Информация о муниципальном долге публикуется в средствах массовой информации и ежемесячно размещается, в том числе в графическом виде, на официальном сайте Администрации города Хабаровска, что позволяет широкому кругу граждан оценивать долговую политику города и его финансовую устойчивость.

Для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города, мы продолжаем практику активного использования бюджетных кредитов, привлеченных в Федеральном казначействе, а также повышаем эффективность управления свободными остатками средств бюджета города и муниципальных учреждений. Аккумуляция бюджетных средств на едином счете бюджета решает проблему обеспечения постоянного, бесперебойного их движения и позволяет иметь оперативную информацию как о движении денег, так и о свободном остатке на едином счете бюджета. Данная информация дает возможность использовать временно свободные средства с целью получения дополнительных доходов и покрытия временных кассовых разрывов. Цель управления свободными остатками — обеспечить финансирование запланированных расходных обязательств участников бюджетного процесса.

— Банки-кредиторы вы привлекаете в соответствии с положениями Закона № 44‑ФЗ. А какая работа проводится по формированию начальной (максимальной) цены контракта?

— Безусловно, мы используем конкурентный способ определения поставщиков финансовых услуг в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе. Это позволяет экономить бюджетные средства в результате снижения начальной (максимальной) цены контрактов в процессе торгов. Например, в мае 2017 года мы заключили муниципальный контракт с ПАО «Росбанк» по предоставлению кредитных ресурсов на сумму 300 миллионов рублей. Процентная ставка в ходе проведения аукциона составила 9,5 процента. В связи с уменьшением ключевой ставки до 8,55 процента Финансовый департамент Администрации Хабаровска направил письмо исполнителю контракта с просьбой рассмотреть возможность снижения цены муниципального контракта на десять процентов. Росбанк пошел нам навстречу и снизил процентную ставку до 8,55 процента годовых. Наша экономия составила 205 тысяч рублей.

Что касается начальной (максимальной) цены контракта, то для того, чтобы контролировать ценовые предложения от банков, при ее формировании мы проводим мониторинг процентных ставок по ранее проведенным аукционам на предоставление кредитов региональным и местным бюджетам.

Получение кредитов от кредитных организаций является наиболее гибким и мобильным инструментом долговой политики. Этот механизм позволяет нам использовать заемные средства только в периоды необходимости — привлекать финансовые ресурсы при возникновении потребности в пределах достаточно продолжительного периода их доступности и досрочно возвращать при наличии такой возможности без излишних финансовых потерь. Так, например, в декабре 2018 года с ПАО «Сбербанк России» был заключен контракт на сумму 400 миллионов рублей сроком на 360 дней. Заемные средства нам требовались для исполнения до конца года расходных обязательств по строительству социальных объектов, осуществляемому в рамках софинансирования с краевым бюджетом. Контракт был исполнен досрочно в марте 2019 года за счет наличия на начало года остатков бюджетных средств. В результате экономия средств на обслуживание муниципального долга составила 27 миллионов рублей.

Поэтому мы практикуем открытие кредитных линий, как возобновляемых, так и невозобновляемых, со свободным графиком выборки и погашения кредитных средств и сроком на один год. Свободные графики привлечения и погашения кредитных средств позволяют мобильно реагировать на изменения показателей кассового плана по выплатам. Банковские кредиты привлекаются на погашение дефицита бюджета города, как правило, во второй половине или в конце года.

— Преимущества кредитов Федерального казначейства, о которых вы упомянули, бесспорны. Можете привести цифры, характеризующие экономию бюджетных средств, сложившуюся благодаря обращению к этим краткосрочным займам?

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2023 год
Подпишись выгодно
Первая полоса