— Ирина Игоревна, у вас сейчас напряженный период — формируете бюджет на 2020 год и плановый период. На чем заострено ваше внимание при подготовке документа?
— Да, действительно, период сейчас ответственный, и все наше внимание сосредоточено на формировании устойчивой и достоверной доходной части бюджета. С этой целью проведена инвентаризация данных, содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, налогооблагаемых баз, статистических данных, деятельности муниципальных унитарных предприятий. Продолжается работа по выявлению неучтенных объектов недвижимого имущества, земельных участков и их оформлению в муниципальную собственность. Наше слабое звено — неформальная занятость, теневая заработная плата и недоимка. К сожалению, есть категория налогоплательщиков, а их около 30 процентов, с очень низкой финансовой дисциплиной по уплате налогов.
Мы выявляем и сокращаем неэффективные расходы. Работа по данному направлению идет трудно и не так быстро, как хотелось бы, поскольку подходим к этому делу обдуманно и аккуратно. Ведь невзирая ни на какие обстоятельства, объем и качество оказываемых населению услуг не должны снижаться. Из опыта скажу: на муниципальном уровне органам власти нужны находчивость и творчество, чтобы с ограниченными ресурсами вписать в бюджет все обязательные расходы.
— Очевидно, что у вас есть свои наработки по пополнению бюджета муниципалитета. Расскажите о них.
— В качестве дополнительных мер по увеличению доходной части бюджета в настоящее время мы проводим совместные с налоговым органом и полицией рейды по установлению объектов налогообложения, в том числе жилого фонда, которые сдаются в наем. Выясняем, на законных ли основаниях квартиры сдаются в аренду и платят ли их владельцы налоги с этого дохода. Кроме того, мы ежемесячно контролируем поступление НДФЛ, зачисляемого от крупнейших налогоплательщиков округа. Не прекращаем работу и по взысканию задолженности.
— Во время формирования нового бюджета никто не отменял задачи по исполнению действующего. Есть трудности с его исполнением?
— Главная трудность, на наш взгляд, непредсказуемость налогового законодательства, выраженная в отмене или предоставлении льгот на федеральном уровне по налогам, подлежащим зачислению в бюджет округа. Как правило, изменения касаются периода исполнения бюджета, и выпадающие доходы никак не компенсируются.
Ну и глобальная проблема, с которой муниципальные образования сталкиваются из года в год, — это несоответствие наших расходных обязательств по решению вопросов местного значения источникам доходов, закрепляемых за местными бюджетами. Муниципалитетам помимо бюджета текущих расходов просто жизненно необходим бюджет развития в объеме
— Что вы можете сказать о долговой политике городского округа?
— Мы сторонники осторожной и взвешенной долговой политики. На сегодняшний день муниципальный долг в округе отсутствует. Наше основное правило — жить по средствам. Конечно, для достижения быстрого результата, для проведения каких-то глобальных работ велик соблазн нарастить муниципальный долг, но желание пропадает, когда вспоминаешь поговорку: «Берешь чужие деньги и на время, а отдаешь свои и навсегда». Конечно же, можно взять кредит, но всегда наступит день, когда и кредит надо отдавать, и немалый процент за его использование погашать.
— Городской округ участвует в реализации нацпроектов? Были ли трудности при вхождении в тот или иной проект? Как осуществляется контроль мероприятий нацпроектов?
— В текущем году Георгиевский городской округ участвует в четырех национальных проектах: «Образование», «Культура», «Демография», «Жилье и городская среда». Объем средств на их реализацию — 355 миллионов рублей. Доля софинансирования муниципалитета составляет один процент.
Что касается трудностей, то они возникают на этапе выбора мероприятия, которое мы хотим осуществить в рамках нацпроекта, и подготовки необходимой проектно-сметной и разрешительной документации. Выбор мероприятия в первую очередь зависит от объема денежных средств, которые округ может направить на его реализацию. Также мы оцениваем возможные риски, связанные с невыполнением условий реализации проекта, задержкой освоения средств и тому подобным.
Контроль будет осуществляться стандартно, в рамках исполнения муниципальных программ округа, через мониторинг оценки гражданами того, что происходит на территории. Что касается финансового контроля, то тут все просто: средства, предусмотренные на реализацию мероприятий в рамках нацпроектов, окрашиваются в структуре бюджета округа, и их движение подлежит непрерывному анализу.
— В развитие темы финансового контроля расскажите, как вы реализуете функцию внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных отношений и в сфере закупок?
— Финансовое управление осуществляет контроль соблюдения бюджетного законодательства РФ и законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В соответствии с утвержденными порядками мы составляем план контрольных мероприятий, в рамках которого в 2018 году и первом полугодии 2019 года проведено 37 контрольных мероприятий. Бюджетных нарушений выявлено на сумму более 43 миллионов рублей, из них подлежали устранению нарушения на сумму около 1,3 миллиона рублей.
Мы осуществляем производство по делам об административных правонарушениях, составляем протоколы, по которым уже мировые судья выносят постановления в отношении должностных лиц с назначением административных штрафов. В рамках соглашения с Георгиевской межрайонной прокуратурой по их заданию в 2018 году и первом полугодии текущего года проведено 15 проверок.
Кроме того, мы работаем и на предупреждение нарушений. В 2019 году проведены совещания с представителями проверяемых учреждений, на которых рассмотрены основные нарушения законодательства, выявляемые в ходе проведения контрольных мероприятий.
— Актуальным остается вопрос финансовой грамотности населения. Георгиевский городской округ проводит мероприятия по данной тематике?
— Ежегодно в рамках всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» специалисты Финансового управления проводят специальные уроки для старшеклассников и учащихся среднего звена. Это уже стало нашей хорошей традицией. Такие уроки способствуют формированию у ребят не только разумного финансового поведения и ответственного отношения к деньгам, но и навыков управления личным и семейным бюджетом.
В прошлом году мы впервые провели обучающий семинар для депутатов Думы Георгиевского городского округа. Это тоже интересный и полезный опыт.
— По итогам оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края Георгиевский городской округ занимает лидирующую позицию. Что, по вашему мнению, обеспечивает столь высокий результат?
— Сегодня сама жизнь ставит перед нами новые задачи. Одна из них — устойчивый бюджет на долгосрочную перспективу. Благодаря системному подходу к решению этой задачи мы и достигли высоких результатов.
Особо стоит выделить три направления нашей деятельности, которые обеспечили успех нашего городского округа. Первое — управление доходами. Мы существенно повысили качество планирования бюджета, добились роста собираемости налогов. Второе направление касается расходной части. С целью привлечения средств для решения вопросов социально-экономического характера мы активно участвуем в региональных программах. Кроме этого, мы стремимся к эффективному использованию собственных налоговых и неналоговых доходов, выстраивая приоритеты. И наконец, повышение качества исполнительной финансовой дисциплины. В округе создана централизованная бухгалтерия, которой переданы функции по учету и отчетности всех муниципальных учреждений округа.
Мы работаем над укреплением кадрового состава. Ввели в практику системное обучение и повышение квалификации, что позволяет постоянно быть в курсе изменений законодательства. На сегодняшний день в Финансовом управлении подобрался хороший коллектив, состоящий из креативных и самостоятельных людей, способных ставить амбициозные цели и достигать их. Но было бы несправедливо не сказать, что успехи Георгиевского городского округа стали возможны благодаря поддержке региональной власти и работе сплоченной команды администрации городского округа, ее отделов и управлений, и, конечно, депутатского корпуса.
М. И. КУЛЬКОВА