Начиная с 2004 года индекс физического объема валового регионального продукта в Санкт-Петербурге стабильно выше общероссийского. Вместе с тем ситуация в финансово-экономической сфере города в целом сохраняет синхронность с процессами, происходящими в стране. Риск замедления темпов экономического роста для нас также является одним из основных вызовов.
В городе наблюдается устойчивая тенденция постепенного снижения доли населения трудоспособного возраста. Это обусловлено как существенным демографическим спадом
Опережающий рост количества экономически неактивных людей старшего поколения сдерживает рост налогооблагаемой базы и, как следствие, доходов бюджетной системы, усиливает нагрузку на системы пенсионного и медицинского обеспечения, снижая равновесный уровень инвестиций в ВРП. Уже сейчас наблюдается дефицит средств, необходимых для решения наиболее острых социальных и инфраструктурных проблем, и, если не принимать действенные меры по поддержке экономического роста, ситуация будет только ухудшаться.
Одним из основных источников экономического роста, несомненно, является опережающая динамика инвестиций в основной капитал. Недаром этому вопросу Президент РФ В. В. Путин уделил особое внимание в указе № 204 и в январском Послании Федеральному собранию. Безусловно, речь идет как о частных, так и о государственных инвестициях. В этом контексте одной из основных задач бюджетной политики является поиск баланса между текущими расходами и расходами развития.
Понимая, что развитие региона невозможно без поддержания на должном уровне государственных капиталовложений, губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Беглов утвердил бюджетное правило, в соответствии с которым при формировании бюджета региона плановый объем расходов развития не может быть меньше 15%. Под расходами развития в данном случае понимается совокупность расходов городского бюджета на реализацию Адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга и соглашений об участии в проектах государственно-частного партнерства (включая концессионные соглашения).
Напомним, что 28 октября прошлого года Председатель Правительства РФ дал поручение Минфину России, Минэкономразвития России и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ подготовить предложения по механизму обеспечения увеличения доли инвестиционных расходов федерального бюджета до 6%, бюджетов субъектов РФ — до 15% к 2024 году. Следует подчеркнуть, что Санкт-Петербургом данная мера реализована уже с 2020 года.
В рамках АИП Санкт-Петербурга приоритетом на предстоящие три года является не только ликвидация дефицита социальных объектов, который формировался годами из-за опережающих темпов жилищного строительства, но и инфраструктурное развитие. Так, расходы на развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов составляют более 175 миллиардов рублей, или 55,4% расходов АИП. Реализация соответствующих мероприятий позволит создать мультипликативный эффект и будет являться существенным фактором развития экономики региона.
ГЧП
Во всем мире признано, что одним из действенных инструментов взаимодействия государства и бизнеса, переросшего из простой схемы привлечения инвестиций в эффективную форму управления социально-экономическими процессами, является государственно-частное партнерство. Санкт-Петербург одним из первых среди субъектов РФ начал формировать свое законодательство в сфере сотрудничества государства и бизнеса и сейчас является лидером в стране по развитию государственно-частного партнерства. Это подтверждается результатами рейтинга, составляемого Национальным центром ГЧП.
В настоящее время в городе реализуется 15 инвестиционных проектов с применением механизма ГЧП. Еще несколько соглашений планируется заключить в текущем году. При принятии решения о реализации инвестиционного проекта на основе ГЧП город исходит из ряда преимуществ данных проектов. Это:
- возможность реализации социальных проектов при отсутствии достаточного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периоде и выплат из бюджета на этапе строительства;
- компенсация публичной стороной затрат, понесенных на создание/реконструкцию объекта в течение длительного периода времени, то есть с рассрочкой платежа;
- взаимосвязь размера платежа публичной стороны с качественными характеристиками эксплуатации объекта соглашения.
Объемы расходов развития, предусмотренные законом Санкт-Петербурга о бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, в их узком понимании (расходы АИП и расходы на реализацию проектов ГЧП) отражены в таблице.
Что такое расходы развития
Зачастую при определении объема расходов развития помимо затрат на реализацию АИП и проектов ГЧП учитывают также расходы на капитальный ремонт, приобретение основных средств, в том числе подвижного состава, оборудования и пр. Нормативного определения расходов развития не существует, поэтому такая трактовка также имеет право на существование.
Вместе с тем видится, что расходы развития — более широкое понятие, в которое следует включать, среди прочего, бюджетные расходы на реализацию национальных, федеральных и региональных проектов, поддержку промышленности и малого бизнеса, стимулирование инвестиций и инноваций (в том числе соответствующие налоговые расходы, не отражаемые в законе о бюджете), инвестиции в человеческий капитал. В частности, основной целью национальных и, как следствие, федеральных и региональных проектов, разработанных во исполнение президентского указа № 204, является осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации. В соответствии с паспортами национальных проектов, опубликованных на сайте Правительства РФ, общие расходы на национальные проекты в период с 2019 по 2024 год составят 25,7 триллиона рублей. Из них более 60% будет направлено на развитие человеческого капитала и поддержку экономического роста.
В бюджете Санкт-Петербурга на реализацию региональных проектов также заложены значимые ресурсы — порядка 130 миллиардов рублей на
Налоговые расходы
Реализация мер поддержки промышленности и малого бизнеса, мероприятий, направленных на стимулирование инвестиций и инноваций, также способствует экономическому росту через увеличение уровня занятости, повышение производительности труда, создание условий для опережающего роста секторов экономики, создающих высокую добавленную стоимость. В этом контексте одним из наиболее действенных инструментов воздействия государства на хозяйствующие субъекты для реализации поставленных задач по укреплению экономики является налоговое регулирование. К основным инструментам налогового регулирования следует отнести налоговые преференции: налоговые льготы, пониженные налоговые ставки, налоговые вычеты.
При этом если говорить о мерах по ускорению экономического роста, то на первый план выходят инвестиционные налоговые льготы. Они предполагают, как правило, определенный минимальный размер вложений в экономику региона, при достижении которого организация приобретает право на применение налоговых преференций в течение определенного периода времени.
В Санкт-Петербурге инструмент инвестиционных налоговых льгот применяется достаточно широко. Кроме того, указанные меры поддержки разнообразны по условиям и параметрам. Требуемый объем инвестиций варьируется от 50 миллионов до 15 миллиардов рублей. Соответственно, установлены и разные сроки применения льгот.
В условиях диверсифицированной экономики Петербурга предоставление инвестиционных налоговых льгот ранее не было увязано с осуществлением определенных видов деятельности. Однако в последнее время город постепенно переходит на более рациональное использование инструмента налоговых преференций в целях стимулирования приоритетных отраслей экономики. В частности, согласно региональному закону «О налоговых льготах» инвестиционный налоговый вычет могут применять только организации, осуществляющие деятельность в соответствии с разделом ОКВЭД «Обрабатывающие производства», а также организации железнодорожного транспорта.
В результате предоставления налоговых преференций бюджет Санкт-Петербурга ежегодно недополучает существенный объем средств. Только по инвестиционным налоговым льготам за 2018 год он оценивается в 8,7 миллиарда рублей. Вместе с тем налоговые расходы являются временными, а возможность их гибкой и точечной настройки позволяет обеспечить в перспективе их многократную отдачу и, как следствие, ощутимый подъем экономики города.
Развитие человеческого капитала
Наконец, ключевой мерой государственной политики, направленной на социально-экономическое развитие Российской Федерации, является развитие человеческого капитала. Этот постулат зафиксирован в Стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и получил свое развитие в Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. Увеличение бюджетного финансирования по данному направлению, безусловно, должно повлиять на рост производительности труда, внедрение новых технологий, рост эффективности производства, качественное развитие экономики, рост национального богатства и повышение качества жизни населения.
С этой позицией солидарны и эксперты Высшей школы экономики, которые отмечают, что сдвиг ядра экономики от промышленности к здравоохранению, образованию и науке сыграет в ХХI веку точно такую же роль, какую в ХIХ столетии сыграл сдвиг от аграрного сектора к индустриальному. Мы это хорошо понимаем, поэтому объем бюджетного финансирования только по государственным программам «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Социальная поддержка граждан» и «Развитие сферы культуры» в ближайшие три года составит почти 1,2 триллиона рублей. Это 51% от общих расходов городского бюджета. Учитывая изложенное, можно с уверенностью говорить о том, что бюджет Санкт-Петербурга является бюджетом развития. Таким он будет оставаться и впредь.