Версия для печати 6988 Материалы по теме
Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федерального казначейства
Межрегиональное КРУ Федерального казначейства: цели и задачи

Межрегиональное контрольно-ревизионное управление — это специализированный территориальный орган Федерального казначейства, созданный для концентрации контрольных ресурсов ведомства на наиболее экономически и социально значимых направлениях расходования средств федерального бюджета. Сегодня для эффективного и достоверного контроля за использованием средств бюджета уже недостаточно знаний и опыта ревизора только в бухгалтерской и финансовой областях. Запросы государства и общества требуют не просто высокой квалификации финансовых контролеров, но зачастую определенных компетенций в подконтрольной сфере. Для осуществления оценки правомерности и эффективности использования бюджетных средств современный ревизор должен разбираться в специализированных вопросах таких отраслей, как строительство, образование, медицина, культура, информационные технологии и т. д. С этой целью в структуре МКРУ ФК созданы контрольно-ревизионные подразделения по основным направлениям деятельности проверяемых организаций. Это позволит обеспечить достаточную глубину изучения деятельности объектов контроля по соответствующим направлениям и, как следствие, формировать всестороннюю оценку эффективности использования средств.

В то же время при принятии решения о создании МКРУ ФК учитывалась специфика Московской агломерации. На территории Москвы и Московской области сосредоточены крупнейшие медицинские центры и больницы, ведущие вузы страны, особо значимые объекты культуры, учреждения науки, исследовательские центры, промышленные предприятия.

Конечно, контроль в отношении средств федерального бюджета осуществлялся в этих регионах и ранее. Но теперь Межрегиональному контрольно-ревизионному управлению полностью переданы функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, которые ранее выполняли управления Федерального казначейства по городу Москве и по Московской области (рисунок 1). Кадровое ядро МКРУ ФК составили сотрудники этих управлений.

40.jpg

МКРУ ФК должно сориентировать высокопрофессиональный ревизорский состав на выполнение специальных задач, сформировать «мобильные отряды», способные оперативно и качественно выполнять особые поручения центрального аппарата Федерального казначейства (под его руководством), Министерства финансов РФ в сфере финансового контроля, в том числе на территории других субъектов РФ. Уже сегодня контрольно-ревизионный состав МКРУ ФК активно вовлечен в проверки, проводимые центральным аппаратом Федерального казначейства в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета. Подобная стажировка позволяет получить необходимый практический опыт в формировании подходов к осуществлению контроля с видением ситуации «сверху», который впоследствии будет спроецирован уже на уровень проверки непосредственных получателей бюджетных средств.

Предотвращение нарушений

Значимым направлением деятельности Федерального казначейства в рамках контрольных функций является разрешение вопросов, направленных на предупреждение нарушений. Поэтому одной из перспективных задач МКРУ ФК является систематизация накопленного опыта и организация системной работы по выявлению причин, факторов и условий, способствующих совершению противоправных действий. Выполнение этой работы позволит Федеральному казначейству определить методы предупреждения нарушений, их устранения и снижения рисков возникновения, в том числе путем формирования предложений по совершенствованию нормативного регулирования бюджетных правоотношений.

Межрегиональное управление будет структурировать материалы, содержащие разъяснения требований и норм бюджетного законодательства, выполнение которых является предметом контроля в финансово-бюджетной сфере, а также особенностей их применения, и обеспечит постоянный доступ к этим материалам для всех учреждений и организаций, деятельность которых эти нормы регулирует. В рамках данных мероприятий для участников бюджетного процесса и организаций, являющихся получателями средств федерального бюджета, будут готовиться обзоры основных выявляемых по результатам контрольных мероприятий нарушений (недостатков), содержащие рекомендации по принятию мер, направленных на их недопущение.

Совершенствование собственной деятельности Федерального казначейства по реализации контрольных функций требует постоянного изучения лучших практик в соответствующей сфере. В этой связи еще одной из перспективных задач, решение которой возложено на Федеральное казначейство и которая будет выполняться при непосредственном участии МКРУ ФК, является проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита в целях подготовки предложений по его совершенствованию.

Кадры

Специфика задач, стоящих перед ревизорским составом Федерального казначейства в целом и МКРУ ФК в частности, диктует особые требования к кадровой политике. Контролеры-ревизоры должны быть готовы к командировкам, уметь сочетать в себе знания и навыки бухгалтера, аналитика и эксперта в определенной сфере деятельности.

При приеме новых сотрудников, безусловно, учитывается их практический опыт и навыки, налажено обучение молодых специалистов непосредственно на их рабочих местах. Штат МКРУ ФК уже пополнился специалистами из первого выпуска факультета государственного управления и финансового контроля Финансового университета при Правительстве РФ, которые прошли обучение по профилю «Государственный финансовый контроль». В перспективе может быть рассмотрен вопрос создания на базе МКРУ ФК собственного обучающего центра Федерального казначейства по данному направлению.

Направления деятельности

Определено несколько основных направлений, в рамках которых МКРУ ФК должно осуществлять свою деятельность и которые позволят Федеральному казначейству совершенствовать современные подходы к контрольной работе. Это:

  • повышение эффективности контроля за использованием средств федерального бюджета с обеспечением снижения нагрузки на объекты контроля;
  • осуществление контрольных мероприятий по единому высокому стандарту;
  • использование в контрольной деятельности всех доступных информационных систем и программных продуктов;
  • организация и проведение всестороннего предпроверочного анализа подконтрольной сферы;
  • концентрация усилий на наиболее рискоемких направлениях деятельности объекта контроля;
  • апробирование и внедрение новых программных продуктов и информационных систем Федерального казначейства.

Для осуществления дальнейшего развития контроля в финансово-бюджетной сфере по перечисленным направлениям необходима автоматизация отдельных контрольных действий по выявлению нарушений, обеспечение ревизоров мобильными рабочими станциями, специальной измерительной техникой (подходы к автоматизации процессов выявления нарушений показаны на рисунке 2). Но не менее важно постоянное повышение уровня знаний и навыков ревизоров в подконтрольной сфере.

41.jpg

Поделиться