Когда система государственных закупок региона функционирует оперативно, является открытой, прозрачной для общественности, то ее можно считать эффективной. Еще одним ключевым показателем эффективности осуществления закупок является экономия бюджетных средств в части размера снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученная в результате конкурентной борьбы участников. В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в 2019 году экономия бюджетных средств составила 3,2 миллиарда рублей, или 6,2% от начальной (максимальной) цены размещенных контрактов.
Мониторинг и оценка
Для определения эффективности расходования бюджетных средств в автономном округе с 2010 года были внедрены отдельные элементы мониторинга региональных закупок, а с 2014 года проводится комплексный мониторинг и оценка эффективности и результативности закупочной деятельности. Как и предписывает статья 97 Закона № 44‑ФЗ, мониторинг закупок проводится на основе информации, содержащейся в ЕИС, а результаты оценки органы исполнительной власти оформляют ежегодно в виде сводного отчета.
14 тысяч пользователей зарегистрированы в региональной информационной системе ХМАО-Югры
Именно мониторинг закупок позволяет корректировать краткосрочные прогнозы развития системы закупок автономного округа и предупреждать развитие негативных тенденций. Он же дает возможность осуществлять оценку эффективности проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд региона, в том числе делать выводы о прозрачности закупочного процесса, уровне конкуренции при проведении торгов, дисциплине планирования закупок, исполнения контрактов. Одним из принципиально важных аспектов мониторинга закупок является публичность и открытость информации, собранной в ходе мониторинга. Результаты ежеквартального и годового мониторингов закупок товаров, работ, услуг доступны для общественности и размещаются на едином официальном сайте органов государственной власти автономного округа в сети интернет.
Модернизация системы закупок
В целях повышения эффективности закупок в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на постоянной основе проводится комплексная работа по модернизации окружной системы закупок, которая ориентирована на переход от регламентации процедуры отдельной закупки к механизму управления обеспечением всех общественных потребностей. Результатом этой работы стало формирование региональной системы закупок Югры (далее — Система закупок).
Основными целями Системы закупок являются:
- повышение эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных и муниципальных контрактов как элемента бюджетного процесса;
- обеспечение прозрачности и гласности всего цикла закупок — от планирования до приемки и анализа результатов исполнения контрактов;
- предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В целях гармонизации федерального законодательства в сфере закупок с региональной нормативной базой в автономном округе приняты нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере закупок, включая вопросы нормирования, планирования, централизации, общественного обсуждения, мониторинга и автоматизации закупок. В настоящее время в Югре разработано и утверждено более 60 форм типовых государственных контрактов.
Повышение квалификации имеет значение
В сфере государственных закупок автономного округа задействовано более 1,5 тысячи специалистов — это контрактные управляющие, сотрудники контрактных служб, служащие уполномоченных органов в сферах осуществления закупок, контроля и аудита. Из них более 1,2 тысячи являются сотрудниками бюджетных и казенных учреждений округа. Все специалисты, занимающиеся закупками, за последние пять лет прошли соответствующее повышение квалификации. Ежегодно порядка двух тысяч человек принимают участие в обучающих семинарах, посвященных наиболее актуальным вопросам в сфере закупок.
Институт планирования и нормирования
Один из инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств — это планирование закупок (и его составной элемент — нормирование), которое является основой для обеспечения государственных нужд. Работа по созданию института нормирования и планирования закупок в автономном округе была завершена в 2015 году.
В настоящее время в округе реализован механизм предварительного общественного контроля нормирования и планирования государственных закупок. На этапе формирования и реализации плана закупок общественный контроль в соответствии с постановлением губернатора автономного округа осуществляют общественные советы, созданные при исполнительных органах государственной власти Югры.
Помимо этого, существует обязательное общественное обсуждение закупок в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого для обеспечения нужд автономного округа, в том числе с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), составляет 500 миллионов рублей или более. Исключение — закупки, сведения о которых составляют государственную тайну.
Централизация и частичная децентрализация закупок
Централизация закупок является одним из основных инструментов Системы закупок Югры, обеспечивающих повышение эффективности и прозрачности процесса. В автономном округе разработана модель закупочного процесса, совмещающая централизованные закупки и самостоятельные закупки, проводимые заказчиками. Централизованные закупки осуществляются через уполномоченный орган — Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Для повышения эффективности централизованных закупок лекарственных препаратов, расходных медицинских материалов в 2015 году было создано казенное учреждение «Центр лекарственного мониторинга», уполномоченное на определение поставщиков для Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и подведомственных ему учреждений.
Стоит подчеркнуть, что, несмотря на применение смешанной модели, основной объем закупок осуществляется все-таки централизованно. Централизация закупок за счет укрупнения заказа позволяет получать большую экономическую эффективность и результативность закупок. Одновременно за счет унификации и единообразия устанавливаемых требований, вовлечения в процесс подготовки и проведения закупки «незаинтересованных» лиц обеспечивается гласность и прозрачность осуществления закупок. Передача функций в части определения поставщика уполномоченному органу, независимому от заказчика, направлена на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Необходимость сохранения частичной децентрализации закупок также оправданна и обусловлена прежде всего:
- особенностями закупок отдельных товаров, работ услуг, установленными законодательством о контрактной системе;
- невозможностью планирования потребности точного объема отдельных товаров, необходимых в определенный период времени, и, как следствие, необходимостью проведения срочных закупок;
- ограниченной транспортной доступностью отдельных территорий автономного округа, неразвитостью отдельных рынков.
На практике в прошлом году в автономном округе централизованным способом проведено 5910 конкурентных закупок для государственных нужд на общую сумму 39,79 миллиарда рублей, что составило 64,2% от общего объема закупок (61,99 миллиарда рублей) и порядка 77,3% от объема конкурентных закупок (51,44 миллиарда рублей).
Наиболее востребованным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в 2019 году стал аукцион в электронной форме, доля которого составила 94,5% от общего объема осуществленных закупок конкурентными способами. Такой показатель характеризует высокий уровень прозрачности и доступности осуществления закупок в автономном округе.
Автоматизация закупочных процессов
Еще одним инструментом, обеспечивающим повышение эффективности и прозрачности закупок, является региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг, которая действует с 2005 года. Система осуществляет информационное взаимодействие с:
- единой информационной системой в сфере закупок Российской Федерации;
- региональным сегментом государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
- территориальной информационной системой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
В настоящее время благодаря региональной информационной системе автоматизированы все процессы организации закупок: планирование, определение поставщиков, подрядчиков, исполнителей, формирование сведений о контрактах, а также об исполнении (расторжении) контрактов.
Система закупок автономного округа — динамично развивающаяся. Так, в 2017 году региональная информационная система была модернизирована в части перехода на единый пользовательский интерфейс, позволяющий предоставлять доступ и настраивать различные схемы электронного юридически значимого документооборота для заказчиков муниципальных образований автономного округа. Также на базе региональной информационной системы создана электронная площадка для закупок малого объема, интегрированная с электронным магазином «РТС-Маркет» и автоматизированной системой города Москвы «Портал поставщиков». На последней в 2019 году проведено почти 20,5 тысячи закупок малого объема в электронной форме на сумму более 1,2 миллиарда рублей, экономия составила 0,08 миллиарда рублей (6,63%).
В 2018 году в промышленную эксплуатацию запущены обновленные модули, автоматизирующие процессы нормирования и мониторинга закупок. В 2019 году введен в эксплуатацию сервис оповещения «Адресное информирование о закупках». Данный сервис разработан для удобного информирования поставщиков о размещенных закупках по интересующим их видам продукции, а также в целях соблюдения принципов контрактной системы — открытости, прозрачности информации о закупках и принципа обеспечения конкуренции. Сервис не требует дополнительных затрат и позволяет осуществлять ежедневное адресное информирование заинтересованных представителей бизнес-сообщества обо всех опубликованных закупках посредством мессенджера Viber. Одна из последних модернизаций — модуль графического представления аналитической отчетности, предназначенный для решения задач бизнес-аналитики, формирования отчетности и комплексного мониторинга закупок.
Гарантированная прозрачность
Результаты системной работы по развитию конкуренции и повышению эффективности закупок, проводимой в округе в 2019 году, были высоко оценены. В очередной раз Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занял второе место в Национальном рейтинге прозрачности закупок, получив наивысший балл в рейтинге «Гарантированная прозрачность» региональных государственных закупщиков.