Версия для печати 2372 Материалы по теме
Сергей Валентинович СЛАВЯНСКИЙ, директор Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Комплексный подход к развитию контрактной системы

Когда система государственных закупок региона функционирует оперативно, является открытой, прозрачной для общественности, то ее можно считать эффективной. Еще одним ключевым показателем эффективности осуществления закупок является экономия бюджетных средств в части размера снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученная в результате конкурентной борьбы участников. В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в 2019 году экономия бюджетных средств составила 3,2 миллиарда рублей, или 6,2% от начальной (максимальной) цены размещенных контрактов.

Мониторинг и оценка

Для определения эффективности расходования бюджетных средств в автономном округе с 2010 года были внедрены отдельные элементы мониторинга региональных закупок, а с 2014 года проводится комплексный мониторинг и оценка эффективности и результативности закупочной деятельности. Как и предписывает статья 97 Закона № 44‑ФЗ, мониторинг закупок проводится на основе информации, содержащейся в ЕИС, а результаты оценки органы исполнительной власти оформляют ежегодно в виде сводного отчета.

14 тысяч пользователей зарегистрированы в региональной информационной системе ХМАО-Югры

Именно мониторинг закупок позволяет корректировать краткосрочные прогнозы развития системы закупок автономного округа и предупреждать развитие негативных тенденций. Он же дает возможность осуществлять оценку эффективности проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд региона, в том числе делать выводы о прозрачности закупочного процесса, уровне конкуренции при проведении торгов, дисциплине планирования закупок, исполнения контрактов. Одним из принципиально важных аспектов мониторинга закупок является публичность и открытость информации, собранной в ходе мониторинга. Результаты ежеквартального и годового мониторингов закупок товаров, работ, услуг доступны для общественности и размещаются на едином официальном сайте органов государственной власти автономного округа в сети интернет.

Модернизация системы закупок

В целях повышения эффективности закупок в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на постоянной основе проводится комплексная работа по модернизации окружной системы закупок, которая ориентирована на переход от регламентации процедуры отдельной закупки к механизму управления обеспечением всех общественных потребностей. Результатом этой работы стало формирование региональной системы закупок Югры (далее — Система закупок).

Основными целями Системы закупок являются:

  • повышение эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных и муниципальных контрактов как элемента бюджетного процесса;
  • обеспечение прозрачности и гласности всего цикла закупок — от планирования до приемки и анализа результатов исполнения контрактов;
  • предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В целях гармонизации федерального законодательства в сфере закупок с региональной нормативной базой в автономном округе приняты нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере закупок, включая вопросы нормирования, планирования, централизации, общественного обсуждения, мониторинга и автоматизации закупок. В настоящее время в Югре разработано и утверждено более 60 форм типовых государственных контрактов.

Повышение квалификации имеет значение

В сфере государственных закупок автономного округа задействовано более 1,5 тысячи специалистов — это контрактные управляющие, сотрудники контрактных служб, служащие уполномоченных органов в сферах осуществления закупок, контроля и аудита. Из них более 1,2 тысячи являются сотрудниками бюджетных и казенных учреждений округа. Все специалисты, занимающиеся закупками, за последние пять лет прошли соответствующее повышение квалификации. Ежегодно порядка двух тысяч человек принимают участие в обучающих семинарах, посвященных наиболее актуальным вопросам в сфере закупок.

Институт планирования и нормирования

Один из инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств — это планирование закупок (и его составной элемент — нормирование), которое является основой для обеспечения государственных нужд. Работа по созданию института нормирования и планирования закупок в автономном округе была завершена в 2015 году.

В настоящее время в округе реализован механизм предварительного общественного контроля нормирования и планирования государственных закупок. На этапе формирования и реализации плана закупок общественный контроль в соответствии с постановлением губернатора автономного округа осуществляют общественные советы, созданные при исполнительных органах государственной власти Югры.

Помимо этого, существует обязательное общественное обсуждение закупок в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого для обеспечения нужд автономного округа, в том числе с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), составляет 500 миллионов рублей или более. Исключение — закупки, сведения о которых составляют государственную тайну.

Централизация и частичная децентрализация закупок

Централизация закупок является одним из основных инструментов Системы закупок Югры, обеспечивающих повышение эффективности и прозрачности процесса. В автономном округе разработана модель закупочного процесса, совмещающая централизованные закупки и самостоятельные закупки, проводимые заказчиками. Централизованные закупки осуществляются через уполномоченный орган — Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Для повышения эффективности централизованных закупок лекарственных препаратов, расходных медицинских материалов в 2015 году было создано казенное учреждение «Центр лекарственного мониторинга», уполномоченное на определение поставщиков для Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и подведомственных ему учреждений.

Стоит подчеркнуть, что, несмотря на применение смешанной модели, основной объем закупок осуществляется все-таки централизованно. Централизация закупок за счет укрупнения заказа позволяет получать большую экономическую эффективность и результативность закупок. Одновременно за счет унификации и единообразия устанавливаемых требований, вовлечения в процесс подготовки и проведения закупки «незаинтересованных» лиц обеспечивается гласность и прозрачность осуществления закупок. Передача функций в части определения поставщика уполномоченному органу, независимому от заказчика, направлена на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Необходимость сохранения частичной децентрализации закупок также оправданна и обусловлена прежде всего:

  • особенностями закупок отдельных товаров, работ услуг, установленными законодательством о контрактной системе;
  • невозможностью планирования потребности точного объема отдельных товаров, необходимых в определенный период времени, и, как следствие, необходимостью проведения срочных закупок;
  • ограниченной транспортной доступностью отдельных территорий автономного округа, неразвитостью отдельных рынков.

На практике в прошлом году в автономном округе централизованным способом проведено 5910 конкурентных закупок для государственных нужд на общую сумму 39,79 миллиарда рублей, что составило 64,2% от общего объема закупок (61,99 миллиарда рублей) и порядка 77,3% от объема конкурентных закупок (51,44 миллиарда рублей).

Наиболее востребованным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в 2019 году стал аукцион в электронной форме, доля которого составила 94,5% от общего объема осуществленных закупок конкурентными способами. Такой показатель характеризует высокий уровень прозрачности и доступности осуществления закупок в автономном округе.

Автоматизация закупочных процессов

Еще одним инструментом, обеспечивающим повышение эффективности и прозрачности закупок, является региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг, которая действует с 2005 года. Система осуществляет информационное взаимодействие с:

  • единой информационной системой в сфере закупок Российской Федерации;
  • региональным сегментом государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
  • территориальной информационной системой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

В настоящее время благодаря региональной информационной системе автоматизированы все процессы организации закупок: планирование, определение поставщиков, подрядчиков, исполнителей, формирование сведений о контрактах, а также об исполнении (расторжении) контрактов.

Система закупок автономного округа — динамично развивающаяся. Так, в 2017 году региональная информационная система была модернизирована в части перехода на единый пользовательский интерфейс, позволяющий предоставлять доступ и настраивать различные схемы электронного юридически значимого документооборота для заказчиков муниципальных образований автономного округа. Также на базе региональной информационной системы создана электронная площадка для закупок малого объема, интегрированная с электронным магазином «РТС-Маркет» и автоматизированной системой города Москвы «Портал поставщиков». На последней в 2019 году проведено почти 20,5 тысячи закупок малого объема в электронной форме на сумму более 1,2 миллиарда рублей, экономия составила 0,08 миллиарда рублей (6,63%).

В 2018 году в промышленную эксплуатацию запущены обновленные модули, автоматизирующие процессы нормирования и мониторинга закупок. В 2019 году введен в эксплуатацию сервис оповещения «Адресное информирование о закупках». Данный сервис разработан для удобного информирования поставщиков о размещенных закупках по интересующим их видам продукции, а также в целях соблюдения принципов контрактной системы — открытости, прозрачности информации о закупках и принципа обеспечения конкуренции. Сервис не требует дополнительных затрат и позволяет осуществлять ежедневное адресное информирование заинтересованных представителей бизнес-сообщества обо всех опубликованных закупках посредством мессенджера Viber. Одна из последних модернизаций — модуль графического представления аналитической отчетности, предназначенный для решения задач бизнес-аналитики, формирования отчетности и комплексного мониторинга закупок.

28.jpg

Гарантированная прозрачность

Результаты системной работы по развитию конкуренции и повышению эффективности закупок, проводимой в округе в 2019 году, были высоко оценены. В очередной раз Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занял второе место в Национальном рейтинге прозрачности закупок, получив наивысший балл в рейтинге «Гарантированная прозрачность» региональных государственных закупщиков.


Поделиться