Версия для печати 1347 Материалы по теме

На последнем, XIX Всекитайском съезде КПК, состоявшемся в конце 2017 года, была подытожена работа, проделанная за предыдущие пять лет по борьбе с нищетой. Результаты оказались действительно потрясающими. Так, за это время более 60 миллионов человек в стране вышли из-за черты бедности, а коэффициент бедности с 10,2% опустился менее чем до 4%. В свою очередь, Национальное бюро статистики (НБС) Китая утверждает, что КНР с 1978 по 2017 годы вывела из бедности в сельских районах страны порядка 740 миллионов человек (примерно по 19 миллионов ежегодно). По данным НБС, за тот же период показатель бедности в сельских районах снизился на 94,4%. В целом исследования НБС показали, что вклад Китая в глобальную общемировую работу по борьбе с нищетой за последние 40 лет составил 70%.

Дифференцированная политика

Китай как ответственная держава, обладающая опытом в деле борьбы с бедностью, уделяет большое значение взаимовыгодному и открытому сотрудничеству по этому актуальнейшему вопросу. Для этих целей правительством Китая совместно с Программой развития Организации Объединенных Наций — ПРООН (глобальная сеть ООН по оказанию безвозмездной и неполитизированной помощи ее членам в области развития) и другими международными организациями в мае 2005 года был создан Международный центр по сокращению масштабов нищеты в Китае (The International Poverty Reduction Center in China — IPRCC), базирующийся в Пекине. Он призван служить платформой для международного сотрудничества в области сокращения масштабов нищеты, а также для обмена знаниями и информацией. Работа центра сосредоточена в основном на четырех ключевых направлениях: исследованиях, обмене опытом, подготовке кадров и сотрудничестве.

61.jpg

Коммунистическая партия Китая, будучи правящей партией, рассматривает ликвидацию бедности как основную цель социально-экономического развития страны. КПК составила четкий график для достижения этой цели, ведет постоянные изыскания для формирования гибкой политики в сфере сокращения бедности. Она также выпустила руководство по борьбе с бедностью. Согласно этому очень подробному документу бедному населению должны быть гарантированы медицинское обслуживание, питание и одежда, а детям из бедных семей — девятилетнее обязательное образование. На уровне заместителей администраций городов, областей должны быть назначены ответственные за осуществление многочисленных инициатив по борьбе с нищетой, включая посещение бедных семей в отдаленных деревнях, надзор за жильем и оказание помощи сельским работникам.

Для достижения точности данных в деле сокращения масштабов нищеты в 2014 году Китай создал национальную информационную систему по борьбе с нищетой. Она позволила правительству получать информацию о распределении бедного населения и причинах бедности. Точность регистрации достигла 98%. Информационная система, аналогов которой нет в мире, впервые охватила отдельные деревни, домохозяйства и даже каждого человека.

Одно из решений, которое использует КНР в борьбе с бедностью. С 2016 года Управление по развитию и борьбе с нищетой при Государственном совете Китая и Национальная администрация туризма предпринимают шаги по борьбе с бедностью путем развития сельского туризма по всей стране, используя потенциал живописных мест и предпринимательский талант жителей. Власти убеждены, что расцвет туризма поможет большому числу людей выйти из нищеты.

Справка

В конституции КНР предусмотрено трехступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в КНР пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня.

Помимо вышеперечисленных мер для улучшения эффективности работы в данном направлении правительствам на уровне округов (см. справку) было делегировано больше прав при утверждении фондов для борьбы с нищетой. В 2017 году 95% финансирования было напрямую доступно руководству округов (для сравнения: в 2014 году — 70%). Например, в целях промышленного развития и для поддержки 11,23 миллиона зарегистрированных бедных домохозяйств были предоставлены микрокредиты на сумму 443,7 миллиарда юаней (64,8 миллиарда долларов). Был развернут комплекс мер по реновации ветхих зданий, а также по реализации пилотных программ электронной торговли в различных районах страны.

Власти Китая проводят дифференцированную политику в целях сокращения масштабов нищеты. Правительство внедрило пять подходов:

1) содействие развитию различных отраслей промышленности;

2) содействие переселению;

3) экологическая компенсация;

40 укрепление образования;

5) совершенствование системы социального обеспечения.

Не щадя живота

Сотни тысяч местных чиновников по всему Китаю ведут войну с бедностью. Их работа позволяет представить, насколько серьезно в стране относятся к борьбе с нищетой. При этом чиновники нередко сталкиваются с серьезными проблемами и даже опасностями. В рамках борьбы с нищетой должностные лица направляются в конкретные деревни и семьи, причем они должны посещать эти общины достаточно часто для оказания им помощи в решении всех проблем, с которыми те сталкиваются. При этом есть случаи, когда чиновники даже умирали на службе: некоторые погибают в автомобильных авариях во время посещения отдаленных районов, другие — от болезней и истощения. Является нормой, когда за семь лет работы в местном правительстве чиновник посетил почти все семьи в поселке, население которого составляет порядка 15 тысяч человек.

62.jpg

Жители со своей стороны также постоянно обращаются к курирующему их семью чиновнику за помощью во всем: от подачи заявок на кредиты для семейного бизнеса до трудоустройства детей. Карточка с телефоном и фото чиновника должна быть в каждой семье, которую он курирует.

Вся эта система очень прозрачна и легко контролируется. В борьбе с нищетой принимают участие должностные лица всех уровней. При этом на них оказывает постоянное давление вышестоящая власть. Регулярно проводятся внезапные инспекции, межведомственные проверки, многочисленные оценки со стороны жителей. В ходе этих проверок при обнаружении каких-либо проблем должностные лица могут быть привлечены к ответственности и даже уволены. Так, в первом квартале 2018 года инспекция, проведенная правительством в провинции Юньнань, зафиксировала более пяти тысяч проблем и жалоб, связанных с борьбой с нищетой, включая коррупцию. В результате полторы тысячи должностных лиц были уволены.

Нюансы или проблемы?

На фоне такой непримиримой борьбы, развернутой КНР по искоренению нищеты, весьма явно прослеживается и ряд проблем, связанных с реализацией этой цели. Так, скептики утверждают, что война Китая с бедностью может навредить самим бедным.

План Китая по борьбе с нищетой основан в том числе на переселении сельских жителей, причем не в самые экономически развитые города. И нужно признать, что крестьяне не всегда проявляют интерес к переезду. Вместо этого они цепляются за свои сельские дома или пытаются поискать новые возможности в процветающих городах.

В Китае проживает 20% населения мира, но в стране лишь 10% мировых сельскохозяйственных угодий. И здесь, имея население 1,4 миллиарда человек, Китай столкнулся с уникальной проблемой. Четыре десятилетия активной урбанизации были обеспечены трудом людей, оставивших сельское хозяйство ради жизни в городах. Теперь власти страны должны решить задачу устойчивого развития сельского хозяйства для удовлетворения потребностей в продовольствии. Иначе кто будет кормить 1,4 миллиарда человек? Решение заключается не в том, чтобы просто превратить сельские фермерские общины в города, а в модернизации существующих городов и деревень, не посягая при этом на сельское хозяйство.

Не все так просто и с трудоустройством. Сельские переселенцы становятся отрезанными от жизни, основанной на натуральном товарообороте. Конечно, жизнь в городе намного лучше, чем в родном селе, но теперь нужны деньги, чтобы заплатить за еду и жилье. Раньше они ели только то, что выращивали сами. Теперь неясно, смогут ли они устроиться на работу, чтобы себя прокормить. Не имея опыта работы за пределами сельскохозяйственной отрасли, многие сельские переселенцы испытывают трудности с поиском рабочих мест. Этот процесс может быть особенно тревожным для пожилых людей, которые почти не имеют шансов на трудоустройство на городском рынке труда.

Наконец, есть еще один тревожный звоночек. Анализ Китайской академии социальных наук показывает, что профицит Пенсионного фонда страны превратится к 2023 году в дефицит, который к 2050 году вырастет до 118 триллионов долларов, если не будут проведены серьезные реформы.

63.jpg

Кроме того, местные органы власти погрязли в долгах, сумма которых превышает 2,5 триллиона долларов, и часто не в состоянии предоставить жителям необходимые услуги. Чтобы пополнить казну, местные власти прибегают к практике изъятия земли у сельских жителей и продажи ее застройщикам. Согласно китайскому законодательству, сельские жители имеют ограниченные права собственности. В случае государственного захвата земли фермер имеет право только на небольшую часть ее стоимости. Выплаты варьируются от деревни к деревне и от проекта к проекту, но когда сельчане получают компенсацию — это только 5–10% стоимости земли, в то время как застройщикам местные власти продают ее за реальную цену. Такая политика не только не решает вопрос ликвидации нищеты, но и приводит к социальным взрывам, выражающимся в смертельных столкновениях между крестьянами и властями.

Поделиться