Версия для печати 1505 Материалы по теме
Залог эффективности регулирования отрасли — диалог государства и бизнеса

В последние годы ювелирная отрасль переживает нелучшие времена. Причины объективные — экономические, политические. Немалое значение имеет и изменение запросов основного потребителя, обусловленное сменой поколений. В таких условиях важна постоянная аналитика для выработки предложений по изменению производственной и сбытовой политики предприятий. Кроме того, информация о выводах экспертов должна аккумулироваться в режиме реального времени у регулятора для оперативного реагирования и выработки не только мер контрольно-надзорного характера, но и государственной поддержки.

Вадим Авенирович СЕРОВ, исполнительный директор Ассоциации ювелиров Евразийского экономического союза

Мы полагаем, что создание Государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней на всех этапах их оборота (ГИИС ДМДК) является самым оптимальным решением вопроса обеспечения государственного контроля и единой статистической инфраструктуры в отрасли. Члены нашей ассоциации на добровольной основе принимали участие в эксперименте по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. По итогам эксперимента мы дали свои рекомендации в части доработки системы. В целом на ГИИС ДМДК представители ювелирной отрасли возлагают большие надежды. По нашему мнению, система обеспечит сокращение доли контрабандной и контрафактной продукции, снижение административной нагрузки на участников рынка, прозрачность контрольной деятельности государства, автоматизацию основных административных процедур.

Справка

Ассоциация ювелиров Евразийского экономического союза создана в 2016 году для обеспечения благоприятных, справедливых и конкурентных условий ведения предпринимательской деятельности в ювелирной сфере в рамках единого рынка ЕАЭС.

Кроме того, создание системы — это логичный перевод существующей системы клеймения на цифровую платформу. Маркировка, о которой сегодня так много говорят и которая вводится в отношении широкого круга товаров, в нашей отрасли существует с петровских времен. Просто после внедрения системы пробирное клеймо будет не только подтверждением качества ювелирного изделия, но и носителем информации о самом изделии и его производителе, доступной любому желающему.

Чтобы минимизировать возможные сбои функционирования рынка при внедрении системы, мы находимся в постоянном взаимодействии с регулятором — Минфином России. Департамент государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля Минфина России — сегодня именно та площадка, на которой аккумулированы все запросы бизнеса и разрабатываются оптимальные механизмы для их удовлетворения, в том числе снимаются проблемы, решение которых требует привлечения других федеральных органов.

Изменения в регулировании ДМДК

Благодаря совместной работе Минфина России и бизнеса в течение 2016–2019 годов были приняты очень значимые для отрасли решения.

1

Снят запрет на плановые проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих операции с драгоценными металлами и камнями. Также предусмотрена возможность проверять некоторые организации, перечень которых устанавливает Правительство РФ, чаще чем раз в три года. Указанные изменения позволят проверять реальных участников рынка, а не государственные учреждения и воинские части, в отношении которых до 2019 года осуществлялась основная доля проверок. Это позволит формировать статистическую базу для разработки критериев риск-ориентированной модели контроля в сфере ДМДК. Еще один плюс — для субъектов рынка будет минимизирована возможность злоупотребления правом перерегистрации до истечения трехлетнего периода запрета на проверки.

2

Установлены основания принудительного исключения организаций из реестра спецучета[1], а также обязанность и срок постановки организаций на специальный учет с момента регистрации в налоговом органе. В результате из реестра спецучета удалено 8,5 тысячи организаций (20%), деятельность которых не соответствовала установленному законодательству. Указанные изменения позволят исключить возможность использования «спящих» организаций в качестве фирм-однодневок: при регистрации в ФНС код ОКВЭД, связанный с ДМДК, заявили 960 тысяч организаций, а на спецучет встали 40 тысяч.

3

Усилена административная ответственность за нарушения в сфере ДМДК:

  • санкции дифференцированы в зависимости от видов нарушений, а также от степени общественной опасности и тяжести последствий;
  • максимальный штраф с 50 тысяч рублей увеличен до 280 тысяч рублей;
  • предусмотрена возможность конфискации орудия и предметов правонарушений;
  • предусмотрено наложение штрафов за незаконную добычу и незаконный аффинаж, сумма которых будет равняться кратному размеру стоимости драгметаллов или драгкамней, являющихся предметом административного нарушения.

4

Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК РФ, определяющей меры наказания за их контрабанду, дополнен изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также рудами и концентратами драгоценных металлов. Установлены уголовная ответственность (до 12 лет лишения свободы) и крупный штраф (до миллиона рублей) за незаконное перемещение таких изделий через границу Российской Федерации. Указанные изменения позволят снизить объемы контрабанды изделий из ДМДК.

5

Внесены изменения в налоговое законодательство в целях устранения территориальных ограничений по аффинажу драгметаллов для золотодобывающих предприятий, являющихся участниками региональных инвестиционных проектов (РИП). Теперь участники региональных инвестиционных проектов могут осуществлять переработку золотосодержащего сырья на любом аффинажном заводе из перечня организаций, утвержденных Правительством РФ. Указанные изменения позволят повысить инвестиционную привлекательность РИПов, качество производимых драгоценных металлов, а также обеспечить конкуренцию на внутреннем рынке аффинажных услуг.

6


Введено лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий. Это усилит контроль за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней на вторичном рынке и сократит долю их нелегального оборота.

7

Внесены изменения в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых могут быть установлены временные ограничения или запрет на экспорт. Указанный перечень дополнен позициями «руды и концентраты драгоценных металлов» и «отходы и лом драгоценных металлов». Вопрос о введении эмбарго на них обсуждался в 2019 году, но Минфин России направил в Минпромторг России предложение по введению моратория на вывоз лома и отходов драгоценных металлов не ранее чем с 2020 года. Было отмечено, что руды и концентраты драгоценных металлов, содержащие вредные примеси (сурьма, мышьяк), не могут в настоящее время перерабатываться на отечественных добывающих, перерабатывающих и аффинажных предприятиях в силу отсутствия необходимых технологий. Тем не менее возможность введения запрета на вывоз лома и концентратов будет способствовать созданию условий для технологического переоснащения и совершенствования аффинажного производства и увеличения объемов выпускаемой продукции.

8

Проведены эксперименты по самостоятельному разделению боксов (лотов) драгоценных камней участниками рынка и по оптимизации порядка прохождения процедуры государственного контроля при вывозе ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в виде вставок. Итоги экспериментов позволят принять меры к сокращению административных, финансовых и временных издержек бизнеса при осуществлении экспортных операций, наращиванию объемов экспорта драгоценных камней и ювелирных изделий и выходу на новые рынки.

9

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции поддержала инициативу Минфина России по обнулению ставок ввозных таможенных пошлин в отношении цветных драгоценных камней, которые не добываются на территории Российской Федерации. Это позволит подорвать экономическую основу для нелегального ввоза драгоценных камней через страны ЕАЭС.

10

Регламентированы процедуры по разработке и утверждению прейскурантов цен на драгоценные камни, а также по включению организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и исключению аффинажных организаций из указанного перечня. Указанные изменения позволят обеспечить прозрачность административных процедур.

11

Подписано Соглашение об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках ЕАЭС между странами-участниками. Выполнение пунктов документа позволит устранить изъятия и ограничения на внутреннем рынке ЕАЭС в сфере ДМДК и снизить издержки бизнеса при взаимной торговле на 7–8%. Кроме того, это даст возможность унифицировать системы госконтроля в сфере ДМДК, меры ответственности за незаконный оборот ювелирных изделий и обеспечить информационный обмен по вопросам противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В 2019 году по сравнению с 2016 годом объем добычи золота увеличился на 12%, объем золота, прошедшего аффинаж, увеличился на 17%, объем заклейменных золотых изделий увеличился на 16%, стоимость реализованных ювелирных изделий увеличилась на 14,7%

Положительная динамика

В результате произошедших изменений в системе регулирования отрасли ДМДК по ряду основных показателей достигнута положительная динамика. В 2019 году по сравнению с 2016 годом:

  • объем добычи золота увеличился на 12%;
  • объем золота, прошедшего аффинаж, увеличился на 17%;
  • объем заклейменных золотых изделий увеличился на 16%;
  • стоимость реализованных ювелирных изделий увеличилась на 14,7%.

Наиболее значимый результат — увеличение поступлений НДС в бюджет. При сохранившихся объемах производства легальной части ювелирных изделий сумма НДС с 800 миллионов рублей в 2016 году выросла до 5,8 миллиарда рублей в 2019 году, то есть увеличилась в 7,2 раза.

В 2019 году на пленарной сессии ФАТФ[2] отечественная система ПОД/ФТ в секторе драгоценных металлов и драгоценных камней признана эффективной — в результате ее работы удалось повысить итоговые показатели технического соответствия Российской Федерации требованиям ФАТФ. Уверены, что синергия таких факторов, как поддержка со стороны Минфина России участников рынка драгоценных металов и драгоценных камней, придание Пробирной палате статуса федеральной службы и организация единого информационного пространства посредством ГИИС ДМДК, — это гарантия стабильного развития отрасли.



[1] Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

[2] Межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам.

Поделиться