25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1507 Материалы по теме
Вениамин Васильевич МАТАЕВ, председатель Комитета экономического развития Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Маршрут в благополучие

В Сургутском районе еще в 2014 году была принята Стратегия социально-экономического развития до 2030 года. В конце 2018 года стратегия была актуализирована, прежде всего в связи с необходимостью реализации положений 204-го указа президента, и получила название «Маршрут в благополучие».

— Вениамин Васильевич, Сургутский район модернизировал свою Стратегию социально-экономического развития до 2030 года, принятую еще в конце 2014 года. С какой целью это было сделано?

— Мы актуализировали стратегию развития района в конце 2018 года, синхронизировав ее со Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2020 года и на период до 2030 года. В новой версии нашей стратегии, которая получила название «Маршрут в благополучие», также учтены задачи, поставленные Президентом РФ в указе № 204. Нужно отметить, что мы актуализировали стратегию полностью собственными силами, не затратив ни копейки бюджетных средств.

Главная стратегическая цель развития Сургутского района — это благополучие населения муниципалитета. А благополучие в нашем понимании складывается из нескольких составляющих: достойное жизнеобеспечение населения, его безопасность, развитая экономика, комфортная среда обитания и полная реализация человеческого потенциала.

Соответственно, задачи и проблемы, на решение которых нацелена стратегия, находятся в этих же плоскостях. Если мы говорим, например, про достижение высокого качества жизнеобеспечения, то подразумевается совместная работа разных структурных подразделений администрации района, направленная на увеличение средней продолжительности жизни граждан, проживающих в Сургутском районе (то есть службы, курирующие здравоохранение и спорт), обеспечение высокого качества жилищно-коммунальных услуг (Департамент ЖКХ, экологии, транспорта и связи), обеспечение комфортным и надежным жильем (это направление курируют несколько подразделений администрации). В связи с этим стратегические цели и задачи сгруппированы в стратегии в пять полос движения: «Высокое качество жизнеобеспечения граждан», «Обеспечение безопасности населения», «Стабильное развитие экономики», «Комфортная среда обитания», «Развитие человеческого потенциала», двигаясь по которым администрация района намерена обеспечить население более высоким уровнем благополучия.

66.jpg

Стратегия реализуется в соответствии с утвержденным планом, который сформирован отдельно по каждой полосе движения, а также по основным отраслям (здравоохранение, образование, ЖКХ, культура и так далее). Все объекты, реализуемые в рамках стратегии, показаны в разрезе поселений, каждый житель района может увидеть, какие изменения будут происходить именно в его поселении.

Исполнение пунктов плана реализации стратегии включено в показатели эффективности деятельности муниципальных служащих района, при этом оценку реализации мы проводим ежемесячно. Достижение показателей стратегии напрямую влияет на премирование муниципальных служащих. По итогам 2019 года исполнение плана составило 97,8 процента: из 321 показателя и мероприятий плана фактически реализовано 314.

— Насколько часто стратегия подвергается корректировкам?

— Нечасто. Корректировка стратегии социально-экономического развития — это изменение документа стратегического планирования без изменения периода, на который он был разработан. Стратегия может быть откорректирована на основе ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию, актов Президента РФ и Правительства РФ, содержащих основные направления и цели социально-экономической политики, социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, приоритеты и цели регионального развития, с учетом прогноза социально-экономического развития и бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период. В нашем случае в 2018 году была проведена корректировка стратегии социально-экономического развития муниципалитета по нескольким основаниям.

Во-первых, это необходимость следовать основным направлениям и целям социально-экономической политики Российской Федерации, национальным проектам, приоритетам развития региона. Во-вторых, это изменение общероссийских тенденций социально-экономического развития в связи с санкционным давлением на экономику нашей страны. В-третьих, нам было необходимо синхронизировать стратегию района со стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, а также учесть результаты мониторинга и контроля реализации нашей стратегии за 2015–2017 годы. Основные же направления актуализированной стратегии ориентированы на обеспечение потенциала сбалансированного развития территории в условиях решения ключевых задач, поставленных 204-м указом.

С учетом того что механизмы реализации стратегии предусматривают ежегодный мониторинг достижения целевых показателей и осуществления запланированных мероприятий, корректировка стратегии может осуществляться ежегодно на основе анализа достигнутых результатов и предложений.

67.jpg

— Жители района каким-то образом принимали участие в разработке новой версии стратегии?

— Стратегия, как документ долгосрочного планирования, предусматривает целый комплекс процедур ее обсуждения. При разработке проекта документа «Маршрут в благополучие» были использованы различные форматы обсуждений и привлечения общественности и экспертов из различных сфер.

Например, были проведены общественные обсуждения проекта в пяти экспертных группах с приглашением специалистов из бизнеса, научной сферы, представителей общественности и средств массовой информации. Общественные обсуждения шли и на официальном сайте Сургутского района. Также мы обсуждали проект стратегии на публичных слушаниях и на заседании Общественного совета муниципалитета. Благодаря столь масштабному обсуждению проекта стратегии мы получили 159 предложений, 91 из которых было учтено, 11 приняты в план реализации стратегии.

Общественные обсуждения стратегических документов развития — процесс абсолютно необходимый. Кому как не местному населению знать, что им нужно для комфортного проживания, воспитания детей, повышения своей личной эффективности. Именно поэтому мы проводили и будем проводить широкое общественное обсуждение самой стратегии, а также главного инструмента ее воплощения в жизнь — плана по реализации стратегии. Ведь нужно не только решить, что мы будем строить или реконструировать, нужно еще сделать проектировки, найти источники финансирования, организовать контроль хода работ и приемку объекта и многое другое. Поэтому планы по реализации стратегии составляются на годы вперед.

— Какие источники финансирования реализации этих предложений предполагает стратегия?

— Классические. Система управления реализацией стратегии предполагает рациональное использование бюджетных средств и максимальное привлечение средств частных инвесторов. Прежде всего это те расходы, которые запланированы на 2020 год в рамках муниципальных программ Сургутского района, — 11,6 миллиарда рублей.

Кроме того, это средства, которые поступают в бюджет муниципалитета из вышестоящих бюджетов (федерального и окружного). Тут речь идет о сумме свыше 7,6 миллиарда рублей. И потом, не следует забывать о приоритетном использовании механизмов привлечения инвестиций, в том числе в рамках договорных отношений социально-экономического сотрудничества с крупными промышленными предприятиями, работающими на территории Сургутского района, и государственно-частного партнерства.

— Можно рассматривать Стратегию социально-экономического развития Сургутского района до 2030 года как механизм повышения конкурентоспособности муниципалитета?

— Как я уже говорил, наша стратегическая цель — благополучие населения Сургутского района. С этой точки зрения район конкурирует за жителей, создавая им комфортные условия жизнедеятельности, а основные направления как раз и определяет стратегия.

Формирование комфортных условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций также является фактором повышения конкурентоспособности муниципалитета. Направления по повы­шению эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяют властям конкурировать за федеральное и региональное финансирование. Каждая из полос движения стратегии повышает конкурентоспособность Сургутского района в соответствующих областях.

Чистая вода

Полоса движения «Высокое качество жизнеобеспечения граждан» стратегии «Маршрут в благополучие» включает в себя мероприятия по обеспечению населения качественной питьевой водой. В рамках стратегии запланированы строительство, реконструкция и модернизация значимых объектов инженерной инфраструктуры поселений, входящих в состав Сургутского района.

В 2020 году благодаря реконструкции водоочистных сооружений мощностью 16 тысяч кубометров в сутки в городе Лянторе увеличена обеспеченность населения качественной питьевой водой до 81,1%. Планируется, что к 2024 году этот показатель достигнет 99,7% за счет реконструкции еще одной очереди водоочистных сооружений мощностью восемь тысяч кубометров в сутки и реконструкции станции обезжелезивания в поселке Федоровский.

68.jpg

На период реализации стратегии запланированы и другие мероприятия, направленные на повышение качества питьевой воды. В частности, это строительство двух артезианских скважин и второй очереди водоочистных сооружений мощностью 4,8 тысячи кубометров в сутки с сопутствующей инфраструктурой в поселке Белый Яр; капитальный ремонт артезианских скважин в поселках Барсово, Ульт-Ягун, Тром-Аган, деревнях Русскинская, Лямина, Сайгатина, селах Сытомино, Угут и Локосово. В Русскинской планируется построить первый этап водоочистных сооружений с мощностью 400 кубометров в сутки с дальнейшим увеличением мощности до 800 кубометров; в Ульт-Ягуне — провести реконструкцию системы очистки воды с увеличением производительности до 1000 кубометров в сутки.

Подготовила Т. Ц. ШАФРАНОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно