Версия для печати 5214 Материалы по теме
Начальник Управления финансов Администрации Городецкого муниципального района Алексей Викторович МАКАРЫЧЕВ.
Бюджетный ландшафт  на фоне пандемии

Консолидированный бюджет Городецкого района на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов был сверстан бездефицитным. Однако приостановка деятельности многих предприятий района в период пандемии внесла негативные изменения в бюджетный сценарий текущего года. О том, как в районе нивелируются возможные финансовые риски, и о многом другом нам рассказал начальник Управления финансов Администрации Городецкого муниципального района Алексей Викторович МАКАРЫЧЕВ.

— Алексей Викторович, как пандемия изменила бюджетные планы? Будете ли пересматривать статьи расходов?

— Из-за пандемии Городецкий район столкнулся с существенным падением поступлений налоговых и неналоговых доходов. В январе — июле в консолидированный бюджет поступило доходов на 19,2 миллиона рублей, или 4,1 процента ниже уровня прошлого года. Плановые значения не выполнены на 63 миллиона рублей.

В настоящее время мы осуществляем жесткий контроль за расходованием бюджетных средств, финансируем только первоочередные расходные обязательства социально значимого характера: заработную плату, отчисления во внебюджетные фонды, мероприятия национальных проектов и мероприятия, направленные на обеспечение противодействия распространению коронавирусной инфекции COVID-19, коммунальные услуги. Корректировки в бюджет в части сокращения расходов планируем внести по итогам исполнения бюджета за девять месяцев 2020 года.

— Какие статьи доходов пострадали больше всего?

— Основной источник налоговых поступлений в консолидированный бюджет района — НДФЛ. В 2020 году на него приходится более 70 процентов всех налоговых доходов. Поступления НДФЛ в этом году на 1 августа оказались ниже уровня прошлого года на 14,3 миллиона рублей. Плановые показатели не выполнены на 27,9 миллиона рублей. Решающую роль в снижение поступлений от НДФЛ сыграли приостановка работы промышленных предприятий и индивидуальных предпринимателей, увеличение количества нерабочих дней, снижение стимулирующих выплат.

Значительно уменьшились доходы от ЕНВД. Разница между поступлениями в этом и прошлом году на 1 августа составила 5,9 миллиона рублей. Плановые значения не выполнены на 4,6 миллиона рублей.

За январь — июль в местный бюджет по сравнению с прогнозными показателями недопоступило 8,5 миллиона рублей налога, взимаемого в связи с применением УСН. Следует отметить, что с 2020 года в Нижегородской области кроме налогов, закрепленных за местными бюджетами федеральным законодательством, в муниципалитеты поступает 20 процентов платежей по УСН. Снижение поступлений по специальным налоговым режимам связано с переносом сроков уплаты данных налогов для субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в наиболее пострадавших отраслях.

Также снизились доходы от реализации муниципального имущества, арендной платы за земельные участки, штрафных санкций. В целом поступления неналоговых доходов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизились на 15,9 миллиона рублей, плановые назначения не выполнены на 7,8 миллиона рублей.

— В сложившейся ситуации многим муниципалитетам приходится влезать в долги. Привлекаете ли вы заемные средства?

— Первоначальный районный бюджет на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов был сформирован без дефицита. С учетом внесенных в первом полугодии текущего года поправок дефицит на 2020 год планируется в сумме 19,2 миллиона рублей. В качестве источников финансирования дефицита определены остатки средств, сложившиеся на начало года. В случае неисполнения доходной части бюджета в четвертом квартале 2020 года, возможно, придется рассматривать вопрос о привлечении коммерческих кредитов.

— Алексей Викторович, реализация мероприятий в рамках нацпроектов однозначно повышает роль финансового контроля. Расскажите, как у вас организован муниципальный финансовый контроль?

— Внутренний муниципальный финансовый контроль на территории района и города Городца осуществляет Управление финансов Администрации Городецкого района. Кроме того, нам переданы полномочия по контролю еще двух городских и девяти сельских поселений.

Планирование контрольной деятельности осуществляем с применением риск-ориентированного подхода. То есть мы оцениваем вероятность совершения объектом контроля нарушений в проверяемом периоде, возможность наступления события, негативно влияющего на результаты деятельности объекта контроля, на законность, эффективность и целевой характер использования бюджетных средств. Кроме того, при планировании учитываем предложения отраслевых (функциональных) органов администрации и поселений, информацию о наличии или признаках нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок, объем финансирования, длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия, результаты проведения внутреннего финансового контроля и аудита, значение показателей качества финансового менеджмента.

Практически непрерывно осуществляем контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Проводим проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений в сфере образования, культуры и спорта. Осуществляем контрольные мероприятия в сфере закупок, предусмотренные законодательством РФ о контрактной системе. В текущем году особое внимание уделено проверкам отчетов о реализации муниципальных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории сельских поселений.

— Нижегородская область участвует в пилотном проекте «Борьба с бедностью». Ваш муниципалитет включен в реализацию мероприятий данного проекта?

— В рамках указа Президента РФ № 204 Нижегородская область в числе пилотных регионов приступила к реализации проекта по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности к 2024 году в два раза. Одним из инструментов, направленных на снижение бедности, является предоставление адресной государственной социальной поддержки на основании социального контракта. Данный инструмент предусматривает выплаты малоимущим гражданам при условии, что они будут прилагать усилия для преодоления бедности: трудоустраиваться, переобучаться, регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей или самозанятых.

В 2020 году на реализацию мероприятий по адресной государственной социальной поддержке на основании социального контракта предусмотрено 29,6 миллиона рублей, планируется заключить 343 социальных контракта. За семь месяцев в Городецком районе уже заключено 297 социальных контрактов (1039 граждан), суммарные выплаты по которым составили 11,4 миллиона рублей. По нашим предварительным подсчетам, данные социальные контракты позволят выйти из бедности 193 семьям.

75.jpg

В апреле 2020 года губернатор Нижегородской области внес изменения в Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области[1]. В соответствии с измененным порядком индивидуальные предприниматели, самозанятые граждане (не имеющие наемных работников), деятельность которых приостановлена в связи с распространением коронавируса и чей среднедушевой доход (на члена семьи) за предшествующие обращению три месяца ниже прожиточного минимума, могут получить денежные средства в размере 11 248 рублей на первоочередные нужды: покупку продуктов первой необходимости, оплату ЖКХ и др. На сегодняшний день в Городецком районе ежемесячные денежные выплаты получили 42 семьи индивидуальных предпринимателей. С ними были заключены социальные контракты на период от трех до шести месяцев.

Основной задачей социального контракта является вывод нуждающегося гражданина, семьи из бедности. В связи с этим и определяется целевое использование выделенных средств. Специалисты Управления социальной защиты населения района отслеживают реализацию каждого социального контракта. В рамках этой деятельности управление тесно сотрудничает с центром занятости населения по трудоустройству граждан.

В Городецком районе есть положительные примеры того, как благодаря социальному контракту семья поднялась над чертой бедности. Многодетная безработная мать, получив выплату по социальному контракту в размере 250 тысяч рублей на организацию своего дела, смогла начать пошив комплектов постельного белья по индивидуальным заказам. В апреле текущего года она зарегистрировалась в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход, приобрела швейное оборудование и приступила к работе. В настоящее время согласно предоставленным отчетам о доходах можно сделать вывод о преодолении семьей трудной жизненной ситуации.

Подготовила М. И. КУЛЬКОВА



[1] Утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2004 года № 27.


Поделиться