Версия для печати 1223 Материалы по теме
Как развиваются регионы Узбекистана

С 1995 года и по нынешний день Правительство Узбекистана осуществляет меры, направленные на реформирование экономики страны и ее регионов. В этот период, в частности, проводились реформы по модернизации и диверсификации отраслей регионов, совершенствованию производственной и социальной инфраструктуры, приняты и реализовывались программы по локализации экономики регионов и либерализации банковско-финансового сектора и налогово-бюджетной политики. В одних регионах предпринятые меры привели к успешным результатам, в других — результаты скромнее. Настоящая статья посвящена анализу тенденций социально-экономического развития регионов Узбекистана с 1995 года.

Хуршед Саъдуллаевич АСАДОВ, Центр экономических исследований и реформ (город Ташкент, Республика Узбекистан)

Региональный экономический рост

В период 1995–2019 годов все регионы Узбекистана имели позитивный экономический рост (рисунок 1), что в свою очередь обеспечило рост экономики страны. За эти годы национальная экономика выросла в 4,3 раза.

57.jpg

Наиболее быстрыми темпами развивались такие регионы, как город Ташкент (рост в 6,7 раза), Андижан (5,4 раза), Джизак (4,9 раза) и Самарканд (4,9 раза). Экономический рост в этих территориях был выше общереспубликанского значения. Умеренные темпы экономического роста наблюдались в таких регионах, как Наманган (4,3 раза), Бухара (4,2 раза) и Хорезм (4,2 раза). К регионам, где темпы экономического роста были ниже общереспубликанского значения, можно отнести Сурхандарьинскую область (3,7 раза), Ташкентскую область (3,4 раза), Республику Каракалпакстан (3,3 раза), Кашкадарьинскую (3,1 раза), Сырдарьинскую (3,1 раза), Ферганскую (2,7 раза) и Навоийскую (2,4 раза) области.

Показатели валового регионального продукта не в полной мере учитывают особенности социально-экономического положения регионов. В этом плане более полно отражает ситуацию показатель ВРП на душу населения, который также характеризует изменения в благосостоянии населения в процессе социально-экономической деятельности.

По показателю ВРП на душу населения наиболее высоких накопленных темпов роста за анализируемый период достигли город Ташкент (рост в 5,1 раза), Андижан (3,5 раза), Самарканд (3,2 раза) и Джизак (3,1 раза) (таблица 1). Умеренные результаты у Бухарской области (3,0 раза). Показатели ниже республиканского значения в таких регионах, как Наманган (2,7 раза), Республика Каракалпакстан (2,8 раза), Хорезм (2,7 раза), Ташкентская область (2,6 раза), Сурхандарья (2,5 раза), Сырдарья (2,2 раза), Кашкадарья (1,9 раза), Фергана (1,9 раза) и Навои (1,8 раза).

58.jpg

Однако наряду с ростом экономики в значительной степени росла и дифференциация регионов Узбекистана по уровню экономического развития (рисунок 2).

59.jpg

Экономическое положение страны зависит от состояния экономики регионов в совокупности и ВВП страны равен сумме ВРП регионов. В связи с этим является важным определение вклада каждого региона в республиканскую экономику. Если в 1995 году в состав регионов с высоким удельным весом в формировании ВВП страны входили город Ташкент, Ташкентская область, Фергана, Самарканд и Кашкадарья, то в 2019 году в состав данной группы входили Ташкент, Ташкентская область, Фергана, Самарканд, Кашкадарья и Андижан. Все эти регионы превышали 7-процентный рубеж при формировании ВВП страны. За период 1995–2019 годов значительно увеличили свое влияние на экономику страны Андижанская, Навоийская и Сурхандарьинская области, а значительно снизила свое участие Хорезмская область.

Отраслевой расклад по регионам

Уровень развития и дифференциация регионов по темпам экономического роста, роста ВРП как основного показателя, объединяющего результаты экономической деятельности, зависят от развития в регионах отраслей экономики как производственного характера, так и сферы услуг. Целесообразно более детально рассмотреть, какой вклад внесли определенные отрасли за рассматриваемый период в экономическое развитие того или иного региона по группам промышленности, сельского хозяйства и услуг (рисунок 3).

60.jpg

Промышленность

Совершенствование промышленной политики и ее реформирование, а также принимаемые на региональном уровне программы привели к значительному росту уровня промышленного развития регионов и страны в целом. Промышленность Узбекистана за рассматриваемый период выросла в шесть раз. По уровню развития промышленности в целом высоких темпов роста по сравнению с 1995 годом достигли такие регионы, как Ташкент (19,3 раза), Андижан (19,1 раза), Джизак (14,8 раза), Наманган (14,9 раза) и Самарканд (13,1 раза). Также среднереспубликанский уровень превысили Хорезм (7,7 раза), Республика Каракалпакстан (7,1 раза) и Бухара (6,9 раза). Не достигли среднего уровня Сурхандарья (5,4 раза), Ташкентская область (4,4 раза), Кашкадарья (3,6 раза), Сырдарья (3,0 раза), Фергана (2,6 раза) и Навои (1,8 раза), которые имели огромный потенциал роста и считаются промышленно развитыми регионами страны.

Более точно оценить потенциал промышленного развития регионов позволяет показатель производства промышленной продукции на душу населения (таблица 2).

61.jpg

Сельское хозяйство

Учитывая тот факт, что в Узбекистане около половины населения живет в сельской местности, сельское хозяйство играет важную роль в социально-экономическом развитии регионов. Кроме того, сельское хозяйство считается основным фактором, обеспечивающим продовольственную безопасность страны.

За период 1995–2019 годов накопленные темпы роста производства сельскохозяйственной продукции по республике выросли в 3,2 раза. К регионам, превышающим среднереспубликанское значение по данному показателю, относятся Навоийская (4,5 раза), Самаркандская (3,9 раза), Бухарская (4,0 раза), Андижанская (3,8 раза) и Джизакская (3,4 раза) области. К регионам, достигшим значения, близкого к республиканскому, можно отнести Хорезмскую (3,2 раза), Сурхандарьинскую (3,2 раза), Кашкадарьинскую (2,8 раза), Ферганскую (3,2 раза) области. В число регионов, не достигших республиканского значения, вошли Ташкентская (2,6 раза), Наманганская (2,6 раза) и Сырдарьинская (2,5 раза) области, а также Республика Каракалпакстан (2,3 раза).

Но, как отмечалось выше, показатель уровня производства сельхозпродукции на душу населения дает возможность получения более детальной картины при определении уровня регионов по развитию сельскохозяйственного производства (таблица 3). Улучшение или ухудшение уровня регионов по производству сельскохозяйственной продукции на душу населения в первую очередь связано с осуществляемой в регионах политикой.

62.jpg

Сфера услуг

Кроме промышленности и сельского хозяйства важной сферой, обеспечивающей значительный рост ВРП регионов и благосостояние населения (дополнительные рабочие места), являются услуги. На протяжении 1995–2019 годов правительство приняло ряд мер для развития отраслей сферы услуг, что позитивно воздействовало на их тенденции роста по всем регионам страны.

В целом за рассматриваемый период по всем регионам Узбекистана наблюдался положительный рост сферы услуг. За эти годы она выросла в 11,8 раза. Наибольший рост наблюдался в Сурхандарьинской (32,9 раза), Бухарской (21,0 раза), Андижанской (20,3 раза), Самаркандской (18,8 раза), Джизакской (17,7 раза), Кашкадарьинской (16,6 раза) областях, городе Ташкенте (16,4 раза), Ферганской (15,8 раза), Хорезмской (15,8 раза), Навоийской (14,7 раза), Наманганской (13,2 раза) областях. Среднереспубликанский рост продемонстрировал Ташкентский (11,8 раза) регион. Ниже республиканского значения по данному показателю имели Сырдарьинская область (8,7 раза) и Республика Каракалпакстан (8,1 раза). Стабильно высокие темпы прироста сферы услуг в регионах страны обеспечили принятые правительством на государственном уровне соответствующие программы развития. Ранжирование регионов по уровню роста сферы услуг на душу населения показано в таблице 4.

63.jpg

Заключение

Анализ социально-экономического положения регионов Узбекистана показывает значительные различия в их развитии. В этих условиях необходимо обеспечить системный переход экономики регионов на инновационный путь развития и устойчивого роста ВРП, коренной модернизации производственной базы и широкого внедрения результатов научно-технического прогресса в целях последовательного повышения качества жизни населения.

В целом ряде стран, таких как Россия, Казахстан, Новая Зеландия, США и другие, для решения задач территориального развития практикуется принятие законов о стратегическом планировании. В связи с этим представляется целесообразным принятие закона Республики Узбекистан о стратегическом планировании. В законе необходимо определить ключевые направления и приоритетные задачи социально-экономического развития Узбекистана и его регионов. Также закон должен регулировать отношения между органами государственной власти и другими участниками в процессе стратегического планирования перспектив развития Узбекистана.

Также необходимо повышать роль органов местной власти в вопросах развития бизнес-среды и применения равных условий для инвесторов с учетом четко проработанной стратегии дальнейшего развития территорий, включающей эффективное планирование и размещение производственных сил. Кроме того, необходимо дальнейшее развитие кадрового потенциала территорий, предусматривающее применение эффективных способов организации науки и ее перетока в бизнес-процессы.

Поделиться