№ 1 январь 2021 — 12 января 2021

Стратегия водопользования Узбекистана ориентирована на процветание населения

Версия для печати 1154 Материалы по теме
Стратегия водопользования Узбекистана ориентирована на процветание населения

В прошлом году была завершена работа по разработке Стратегии водоснабжения, водоотведения и водного баланса Республики Узбекистан на период до 2035 года и на более длительную перспективу. Эту работу проделали российские ученые. По их мнению, реализация рекомендаций стратегии позволит превратить Узбекистан из вододефицитной в вододостаточную страну, будет способствовать существенному улучшению здоровья населения и обеспечит рост основных водоемких отраслей экономики.

Владимир Львович КВИНТ, заведующий кафедрой финансовой стратегии Московской школы экономики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, иностранный член Российской академии наук

В 2019–2020 годах была разработана Стратегия водоснабжения, водоотведения и водного баланса Республики Узбекистан на период до 2035 года и на более длительную перспективу (далее — Стратегия). Эта работа проделана Центром стратегических исследований (ЦСИ) Института математических исследований сложных систем Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова при участии ученых Московской школы экономики (МШЭ), химического и геологического факультетов МГУ и исследователей Центрального экономико-математического института РАН. В Стратегии использован весь методологический и практический опыт, накопленный учеными ЦСИ.

Важно подчеркнуть, что, по нашей оценке, воплощение рекомендаций Стратегии позволит превратить Узбекистан из вододефицитной в вододостаточную страну. И, самое главное, реализация Стратегии будет способствовать существенному улучшению здоровья, повышению качества материальной жизни населения Узбекистана и создаст новые условия для интеллектуального и эмоционального развития жителей этой прекрасной страны.

Качественно новый подход

Стратегические трансформации в отрасли водоснабжения, водоотведения и водного баланса Узбекистана должны начинаться с переоценки в общественном сознании значимости и роли воды. На это ориентированы слоганы, предложенные на основе разработанной миссии Стратегии: «Чистая вода Узбекистана — источник здоровья», «Горжусь Узбекистаном — забочусь о чистоте воды».

Основные контуры Стратегии направлены на формирование качественно новой системы водоснабжения, водоотведения и водного баланса Узбекистана. Сделать это предполагается посредством реализации ранее обоснованных и согласованных руководством республики стратегических приоритетов, в основе которых лежат выявленные тренды. Данные приоритеты опираются на имеющуюся ресурсную базу и конкурентные преимущества Узбекистана.

Стратегия водопользования определяет развитие этой важнейшей сферы стратегической безопасности Узбекистана. Ее цель — повышение качества жизни и здоровья населения страны, а также рост основных водоемких отраслей экономики

Рассмотренные альтернативные Стратегии подходы, в том числе стратегии улучшения, опирающиеся на некоторые изменения текущей ситуации, не могут кардинально решить накопившиеся проблемы и вывести отрасль водоснабжения и водоотведения Узбекистана из кризисной ситуации. Опираясь на наши теоретические предположения и методологию стратегирования, которая в 2018 году была отмечена высшей научной наградой МГУ — премией имени М. В. Ломоносова за научные работы I степени, мы предложили стратегию новых горизонтов, предполагающую кардинальные преобразования в отрасли водоснабжения, водоотведения и водного баланса Узбекистана.

76.jpg

Контуры Стратегии

Разработчиками обоснованы стратегические приоритеты по следующим контурам:

I. Стратегическая безопасность и надежность единой системы водного баланса, водоснабжения и водоотведения Республики Узбекистан:

  • рациональное использование водных ресурсов;
  • нацеленность на сохранение объемов и чистоты подземных вод;
  • формирование стратегических резервов пресной воды, в том числе фасованной на случаи чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных долгосрочных периодов;
  • развитие системы водопроводов для водоснабжения регионов Узбекистана;
  • программа ограничения новых размещений иностранных водоемких производств.

II. Учет и цифровизация системы водоснабжения и водоотведения
Республики Узбекистан:

  • формирование водного баланса территорий, водохозяйственного баланса на основе передовой методологии их составления и расчетов;
  • оценка потенциала и развитие добычи подземных вод (в том числе по вилоятам (областям));
  • сокращение загрязнения подземных вод и реализация стратегических инициатив использования ресурсов подземных вод;
  • создание единой национальной системы стратегического мониторинга водных ресурсов;
  • создание единой системы схем оптимизации водоснабжения и водоотведения;
  • внедрение стратегического интегрированного управления водными ресурсами, в том числе с акцентом на бассейновое и трансграничное стратегическое управление;
  • производство приборов учета количества и качества воды для внутреннего, а также внешнего рынков.

III. Узбекистан — центр профессионального превосходства в развитии и использовании системы водоснабжения и канализования:

  • развитие человеческого потенциала организаций водоснабжения и водоотведения Узбекистана;
  • подготовка кадров и повышение квалификации сотрудников предприятий водоснабжения и водоотведения, в том числе на основе создания национальной водной академии Узбекистана, и определение перечня специальностей, необходимых в отрасли водоснабжения, водоотведения, обеспечения водного и водохозяйственного балансов;
  • обеспечение производственной безопасности и охраны труда;
  • создание корпоративного пенсионного фонда для работников предприятий водоснабжения и водоотведения Узбекистана;
  • формирование уникальной корпоративной культуры, основанной на высокой привлекательности работы на объектах водоснабжения и водоотведения Узбекистана;
  • создание в Ташкенте и Самарканде музея воды Республики Узбекистан.

IV. Стратегирование системы водоотведения Республики Узбекистан:

  • реконструкция и строительство систем хозяйственно-бытовой канализации для крупных и средних населенных пунктов;
  • строительство локальных очистных сооружений для промышленных предприятий;
  • создание специализированной лаборатории по контролю очистки промышленных стоков;
  • стратегическое развитие коллекторно-дренажного стока оросительных систем.

V. Водоканалы Узбекистана как трансляторы зеленой экономики:

  • участие водоканалов Узбекистана в развитии зеленой экономики посредством внедрения сберегающих технологий в водоемких отраслях, повышение эффективности водопроводно-канализационного хозяйства;
  • реализация программы эффективного использования воды в агропромышленном комплексе;
  • создание центра передового ведения сельского хозяйства и агропромышленного комплекса;
  • разработка и внедрение новых технологий очистки питьевой воды и канализационных стоков;
  • создание производств экологически безопасной утилизации отходов водопроводных сооружений и осадка от станций очистки сточных вод;
  • разработка и дистрибуция наилучших доступных технологий в Центре трансфера технологий.

VI. Финансово-экономическая устойчивость водоканалов Республики Узбекистан:

  • совершенствование тарифной стратегии;
  • разработка и реализация муниципальных и корпоративных инфраструктурных облигаций как источника финансирования стратегических программ отрасли водоснабжения и водоотведения;
  • разработка и реализация системы управления инвестиционными проектами в сфере водоснабжения и водоотведения и проведение оценок внешних эффектов на экономику, в том числе при производстве сантехнического оборудования и бытовой техники;
  • улучшение финансового положения водоканалов посредством коммерциализации производства бутилированной питьевой воды;
  • повышение экономической эффективности водопотребления промышленными предприятиями;
  • обеспечение водными ресурсами и питьевой водой туристического комплекса и гостей Узбекистана.

VII. Организационные формы и методы реализации Стратегии:

  • создание централизованной системы водоснабжения и водоотведения Узбекистана и образование государственной корпорации по управлению водными ресурсами;
  • разработка положения о деятельности акционерного общества «Узсувтаъминот» и его организационно-управленческой структуры;
  • разработка и создание системы корпоративного брендинга «Узсувтаъминот»;
  • обоснование и создание единого расчетного центра по работе с водопотребителями;
  • обоснование и создание центра внедрения наилучших доступных технологий;
  • обоснование и внедрение государственно-частного партнерства в качестве форм взаимодействия государства и бизнеса в инвестиционных стратегических проектах водоснабжения и водоотведения.

VIII. Внедрение системы мониторинга и оценки общественной и экономической эффективности развития системы водоснабжения, водоотведения и водного баланса в Республике Узбекистан:

  • разработка методик и проведение оценок общественной и экономической эффективности стратегического развития водоснабжения, водоотведения и обеспечения надежного водного баланса Узбекистана;
  • совершенствование систем автоматизированного управления водными ресурсами Узбекистана на основе ситуационных центров с программно-вычислительными комплексами.

Инвестиции

В Стратегии для обозначенных приоритетов разработаны дорожные карты с разбивкой на четыре периода — 2020–2022, 2023–2025, 2026–2030, 2031–2035 годы — и определены объемы финансирования. В то же время Стратегия водопользования определяет общие подходы к инвестиционной стратегии республики. Конкретные инвестиционные проекты в отрасли водоснабжения, водоотведения и водного баланса определяются и рассчитываются индивидуально. Согласно экспертным оценкам, совокупные инвестиционные расходы, которые потребуются для реализации всех приоритетов представленной Стратегии за период до 2035 года, составят около 6 миллиардов долларов США.

77.jpg

Среди членов нашего творческого коллектива разработчиков Стратегии водопользования Республики Узбекистан хотелось бы особо отметить моего заместителя М. К. Алимурадова, профессоров кафедры экономической и финансовой стратегии МШЭ и ведущих ученых ЦСИ МГУ К. Л. Астапова, И. В. Новикову, А. В. Шевчука, профессора химического факультета МГУ С. Н. Ткаченко, заслуженного экономиста России Г. В. Задорожную, кандидатов наук Л. И. Власюк, А. В. Садовничую, Н. И. Сасаева, И. С. Ткаченко, А. С. Хворостяную, И. З. Чхотуа, Т. Г. Шимко и других. Большую помощь при разработке Стратегии оказывал министр жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан Музаффар Холдарбаевич Салиев, его заместители и коллеги.

Поделиться