Версия для печати 1117 Материалы по теме

Внедрение системы казначейских платежей руководство Казначейства России определяет как самый главный и сложный проект ведомства. Максимальная оперативность и качественная проработка всех вопросов исключат вероятность «большого взрыва» для внешней среды. Перед органами Федерального казначейства сегодня стоит задача обеспечить безболезненный переход на казначейское обслуживание и своевременное открытие казначейских счетов.

86.jpg


Валентина Михайловна КОСТИНА, руководитель Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю

87.jpg


Кристина Владимировна СУНЦОВА, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю

Правовое регулирование

Принятие Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 479‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» завершило масштабные изменения бюджетного законодательства в части казначейского исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. С 1 января 2021 года новая модель консолидированного единого казначейского счета (ЕКС) функционирует в режиме системы казначейских платежей (СКП).

Счета всех публично-правовых образований будут вестись на ЕКС в Федеральном казначействе с консолидацией на нем всех денежных потоков и остатков. Платежи будут осуществляться по новым единым правилам организации и функционирования СКП.

Ключевыми предпосылками создания СКП стали:

  • ограниченный перечень инструментов повышения ликвидности единого счета федерального бюджета;
  • наличие десятков тысяч счетов для осуществления расчетов, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России;
  • ограниченный набор платежных сервисов и др.

Изменениями, внесенными в БК РФ, определен ряд терминов и понятий. Так, под казначейским обслуживанием понимается проведение Федеральным казначейством в СКП операций с денежными средствами участников системы казначейских платежей с их отражением на соответствующих казначейских счетах.

Взаимодействие с участниками СКП

Наличие уже к середине 2020 года значительной части нормативных правовых актов, разработанных Министерством финансов России, Казначейством России и Банком России, позволило Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (Управление) приступить к осуществлению подготовительных мероприятий. Одной из главных задач Управления было в максимально короткие сроки подготовить казначейскую систему края к новым правилам организации функционирования СКП. Для этого было организовано изучение сотрудниками нормативных правовых актов. По результатам проведены тестирование и семинар-совещание в целях определения уровня освоения материалов сотрудниками Управления.

Это позволило сразу приступить к исполнению типового плана мероприятий (дорожной карты) по переходу на казначейское обслуживание и СКП. Дорожная карта была разработана Казначейством России и доведена до всех участников СКП.

Для снятия всех вопросов по переходу на казначейское обслуживание и СКП Управление провело серию организационных совещаний в режиме видеоконференций с финансовыми органами, органами управления ГВФ, клиентами. Чтобы диалог с участниками СКП получился конструктивным, им предварительно были направлены видеоматериалы и презентации. После чего были собраны вопросы и во время совещания на них даны исчерпывающие ответы. В рамках совещаний участники СКП были проинформированы о необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты, договоры и уведомления контрагентов об изменениях (при их наличии).

Справка

Система казначейских платежей — совокупность участников и оператора системы казначейских платежей, взаимодействующих по правилам организации и функционирования данной системы в целях перечисления денежных средств.

Участники системы казначейских платежей — клиенты Федерального казначейства, являющиеся плательщиками, получателями денежных средств.

Прямые участники — клиенты, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе.

Косвенные участники — клиенты, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ (МО), органе управления государственным внебюджетным фондом РФ.

Оператор системы казначейских платежей — Федеральное казначейство. Функции оператора:

  • предоставление платежных сервисов участникам;
  • организация взаимодействия с другими платежными системами;
  • обеспечение бесперебойности оказания платежных сервисов участникам;
  • установление правил;
  • осуществление контроля за соблюдением участниками установленных правил.

Организацию мероприятий по переходу на СКП Управление осуществляет с учетом полномочий участников системы. Так, с Минфином Алтайского края и финансовыми органами муниципальных образований была организована работа в части:

  • анализа корректности указания кода и наименования территории публично-правового образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований в Сводном реестре, порядок ведения которого определен приказом Минфина России от 23 декабря 2014 года № 163н;
  • сбора информации о банковских счетах, открытых финансовым органам Алтайского края в подразделениях Банка России и кредитных организациях, подлежащих закрытию в связи с переходом на казначейское обслуживание.

Для разъяснения порядка заполнения реквизитов в распоряжениях о совершении казначейских платежей и своевременного информирования контрагентов Управлением были подготовлены и доведены до клиентов образцы заполнения распоряжений. Также направлена информация о необходимости приведения информационных систем в соответствие с форматами электронного взаимодействия, опубликованными на официальных сайтах Федерального казначейства и Управления.

88.jpg

Участникам ГИС ГМП сообщено о необходимости актуализации на информационных ресурсах с 1 января 2021 года реквизитов для осуществления перевода денежных средств и информации в ГИС ГМП. Управление также напомнило о необходимости проведения разъяснительной работы с плательщиками в части заполнения распоряжений о переводе денежных средств.

В рамках нового порядка казначейского обслуживания Управление для финансовых органов разработало проекты регламентов о порядке и условиях обмена информацией при казначейском обслуживании. Регламенты позволят получать дополнительную информацию об исполнении бюджетов в установленные сроки без направления письменных запросов. Сегодня регламенты заключены со всеми финансовыми органами Алтайского края.

Особенностью Управления является осуществление кассового обслуживания исполнения бюджета с открытием лицевых счетов получателям средств краевого и местных бюджетов. Кроме того, автономные учреждения краевого и местных бюджетов сделали выбор в пользу обслуживания в Управлении. В СКП все они будут являться прямыми участниками.

Казначейские счета

Ключевая задача переходного периода — открытие казначейских счетов (КС). Эта работа осуществлялась на основании таблицы соответствия нумерации действующих банковских счетов и зарезервированных новых казначейских счетов, доведенной Федеральным казначейством в июле 2020 года. Для корректного формирования таблицы в части счетов, открытых Управлению в подразделении Банка России, организована и проведена работа по:

  • анализу актуальности счетов и их отражения в справочнике банковских счетов АСФК;
  • выверке присвоенных номеров на соответствие указаниям Банка России № 3064-У и № 4700-У;
  • проверке уникальных номеров КС, сгенерированных Федеральным казначейством, на соответствие требованиям приказа Федерального казначейства от 1 апреля 2020 года № 15н и действующим банковским счетам Управления.

В результате по 1429 банковским счетам расхождений не выявлено.

Для систематизации работы по открытию КС был разработан и утвержден график их открытия. Критерием при его составлении стала степень готовности финансовых органов края и органов управления ГВФ (наличие подключения к ГИИС «Электронный бюджет», степень изучения НПА, наличие вопросов по НПА и др.). В рамках открытия КС Управление обеспечило подключение 722 участников СКП к ГИИС «Электронный бюджет». С финансовыми органами края, органами управления ГВФ проведена работа по предоставлению в Управление заявления на открытие КС и карточки образцов подписей, даны соответствующие разъяснения при работе в ГИИС «Электронный бюджет». В сентябре 2020 года Управление открыло три первых казначейских счета Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула.

Обеспечение Федеральным казначейством возможности формирования предзаполненной формы заявления на открытие КС в личных кабинетах участников СКП на основании таблицы соответствия счетов позволило оптимизировать процесс. Учитывая, что основная нагрузка на ГИИС «Электронный бюджет» приходится на время, когда все регионы страны подключаются к системе, для оперативности в Управлении было организовано открытие КС преимущественно в первой половине дня. В минимально короткие сроки Управление открыло 100% казначейских счетов.

Следует отметить, что открытие КС совпало с единым днем голосования, когда избирались главы поселений края. Это потребовало активизировать работу по внесению сведений в единый государственный реестр юридических лиц, выдаче электронных ключей и подключению к ГИИС «Электронный бюджет».

По новым правилам

Начиная с 2021 года Управление будет выступать в качестве банка-плательщика и банка — получателя средств. Управлению присвоен банковский идентификационный код (БИК-040173001). В подразделении Банка России Управлению будет открыт один счет № 40102810045370000009, входящий в состав ЕКС.

Открытые сегодня Управлению 1429 счетов будут закрыты по истечении переходного периода. До этого они будут функционировать одновременно с новым счетом. Операции по списанию средств с текущих счетов будут недоступны, счета будут работать только на зачисление. Таким образом, средства, поступившие на эти счета, будут сохраняться и по окончании операционного дня перечисляться банком на счет № 40102 Управления.

Сегодня Управлением проведена работа по заключению комплексного договора банковского обслуживания по новому счету Управления, а также дополнительных соглашений к договорам банковских счетов, открытых ранее Управлению в части периодического перевода остатков денежных средств. Технология обработки поступлений на казначейские счета позволит как клиентам Управления, так и администраторам доходов бюджета в течение дня получать информацию о зачислении средств на их счета для оперативного принятия управленческих решений. У финансовых органов края, органов управления ГВФ появится возможность в режиме реального времени владеть информацией о движении средств на соответствующем КС и осуществлять контроль за операциями подведомственных учреждений.

Качество управления общественными финансами

Переход на казначейское обслуживание оптимизирует платежную функцию органов Федерального казначейства и обеспечит быстрые прямые расчеты по всей стране. Операции по переводу денежных средств между участниками СКП будут осуществляться только на казначейских счетах, без направления распоряжений в Банк России. Это обеспечит сокращение сроков перевода денежных средств, в том числе в части уплаты налогов и сборов государственными и муниципальными учреждениями, распределения доходов между бюджетами, выдачи и погашения бюджетных кредитов, поступлений в бюджеты и выплат из бюджетов в режиме реального времени.

Повышение оперативности распределения поступлений между бюджетами особенно актуально для Алтайского края, поскольку доля собственных доходов краевого бюджета составляет 51%. Основным доходным источником бюджетов 717 муниципальных образований является налог на доходы физических лиц.

В 2020 году Управление осуществило перечисление средств по внутриказначейским платежам на сумму 376 миллиардов рублей. Данные операции в 2021 году станут внебанковскими и не потребуют отвлечения денежных средств с ЕКС. Это позволит, наряду с включением банковских счетов в пул ликвидности Федерального казначейства, максимально эффективно использовать остатки средств ЕКС. Временно свободные средства ЕКС будут размещаться Федеральным казначейством на финансовом рынке с помощью различных инструментов. Доходы, полученные от управления остатками ЕКС, будут пропорционально распределяться между соответствующими публично-правовыми образованиями.

Поделиться