Эффективность работы администратора поступлений определяют по объему невыясненных поступлений, соотношению объемов сумм, подлежащих уплате и поступивших в бюджеты, а также точности прогнозирования доходов. О методах обеспечения эффективного администрирования поступлений рассказывает главный прожект-менеджер компании «Кейсистемс» Дмитрий СМИРНОВ.
– Дмитрий Александрович, расскажите, пожалуйста, о вашем продукте «Администратор-Д».
– Комплекс «Администратор-Д» уже вскоре после своего появления на рынке смог стать звеном общей цепи бюджетного процесса. Именно такое направление методологической проработки, а также многолетний опыт автоматизации управления общественными финансами позволили создать наилучшее решение для администрирования поступлений.
Общая линия развития бюджетного процесса сегодня нацелена на повышение эффективности и результативности. Внедряется система среднесрочного планирования, одним из условий построения которой является четкое по¬нимание администраторами соответствующих платежей своих функций и качественная работа по обе¬спечению собираемости бюджетных доходов. Именно для достижения указанных целей был создан и постоянно развивается комплекс «Администратор-Д».
– Администратор доходов в бюджетном процессе – это только бюджетная отчетность или что-то еще?
– Разумеется, не только. Отчетность всего лишь зеркало деятельности администратора поступлений. В реальности он исполняет множество других функций: это и работа с плательщиками, и статистический анализ, и планирование, и обмен информацией со своим главным администратором. Собственно наш комплекс выступает как связующее звено между функциональной и финансовой деятельностью организации. Активно включаются в процесс администрирования и финансовые органы. Сегодня уже целый ряд финансовых органов самостоятельно занимается созданием информационных ресурсов по администрированию поступлений. Есть даже регионы, где все администраторы работают централизованно.
– А как же Федеральное казначейство и комплекс «СЭД»?
– Система электронного документооборота (СЭД) обеспечивает связь между администратором и органом Федерального казначейства – не больше и не меньше. Сейчас ряд функций СЭД, например подготовку и контроль платежных документов на возврат ошибочно или излишне уплаченных сумм, эффективней выполнять сразу в «Администраторе-Д». В итоге гарантируется актуальность базы поступлений, внебанковских операций и начисленных сумм в любой момент времени, производится оперативный поиск расхождений. Число обрабатываемых и контролируемых документов у наших клиентов достигает нескольких тысяч в день. Согласитесь, обработать, проконтролировать и разнести такой объем документов вручную нереально, а «Администратор-Д» это позволяет. Следовательно, программный комплекс берет большую часть нагрузки на себя, облегчает работу с СЭД. Эти системы нужно не противопоставлять, а применять совместно.
– А как быть, если администратор доходов имеет территориальные отделения?
– У нас сегодня есть множество примеров работы «по вертикали». Полная информация о начисленных суммах от структурных подразделений передается в электронном виде для выхода на сводную отчетность о дебиторской задолженности. Так, например, работает ряд управлений внутренних дел.
Ценность информации заключается в ее оперативности: чаще всего в подобных случаях перед нами ставят задачу ежедневного сбора информации. А те, кому нужна большая оперативность, используют интернет-варианты наших решений.
– Можно ли с помощью «Администратора-Д» избавиться от невыясненных поступлений?
– Появление невыясненных поступлений и связанной с ними дебиторской задолженности – следствие несовершенства контроля за процедурой оформ¬ления платежных документов со стороны администратора доходов бюджетов. Несмотря на то что механизмы уточнения вида и принадлежности невыясненной суммы платежа предусмотрены в нормативных документах, в бюджетной отчетности информация о поступлениях зачастую появляется несвоевре¬менно. Основным источником невыясненных поступлений являются непра¬вильно заполненные платежные документы и платежи, по которым такие документы отсутствуют.
Минимизация невыясненных поступлений – одна из ключевых целей применения комплекса «Администратор-Д». Достигается она подготовкой правильно оформленных платежных документов для вручения плательщику, а если все же ошибки избежать не удалось – путем быстрого формирования документов на уточнение. В нашей практике был случай, когда организация после установки комплекса за месяц уточнила невыясненные поступления, скопившиеся за три предыдущих года. В настоящее время у подавляющего большинства администраторов поступлений основная проблема – обработка квитанций платежей физических лиц.
– Вы говорите о квитанциях формы ПД-4? Их все равно придется обрабатывать вручную?
– Целый ряд наших клиентов не обрабатывает ПД-4 вручную. Это даже не технология штрих-кодов, с которой, наверное, все знакомы и которую мы тоже поддерживаем. Вся информация о платежах принимается в электронном виде и автоматически разносится в полном объеме. Большая часть ошибок и потенциально невыясненных платежей отсекается непосредственно в банках. Схема отлажена, уже есть много примеров внедрений. Сейчас мы обеспечиваем полное техническое обслуживание заказчиков, консультируем по методическим вопросам, готовим проекты всех необходимых соглашений и рабочих инструкций.
– А какие-нибудь нововведения в продукте «Администратор-Д» ожидаются?
– Конечно. На ближайшее время намечена доработка интерфейса программного комплекса в части добавления дополнительных функций анализа принимаемой информации. Думаю, наши клиенты оценят новые сервисные функции. Приоритетной же задачей для нас является подготовка и выпуск версии в связи со вступлением в силу с 2009 г. нового порядка администрирования доходов.
– Дмитрий Александрович, расскажите, пожалуйста, о вашем продукте «Администратор-Д».
– Комплекс «Администратор-Д» уже вскоре после своего появления на рынке смог стать звеном общей цепи бюджетного процесса. Именно такое направление методологической проработки, а также многолетний опыт автоматизации управления общественными финансами позволили создать наилучшее решение для администрирования поступлений.
Общая линия развития бюджетного процесса сегодня нацелена на повышение эффективности и результативности. Внедряется система среднесрочного планирования, одним из условий построения которой является четкое по¬нимание администраторами соответствующих платежей своих функций и качественная работа по обе¬спечению собираемости бюджетных доходов. Именно для достижения указанных целей был создан и постоянно развивается комплекс «Администратор-Д».
– Администратор доходов в бюджетном процессе – это только бюджетная отчетность или что-то еще?
– Разумеется, не только. Отчетность всего лишь зеркало деятельности администратора поступлений. В реальности он исполняет множество других функций: это и работа с плательщиками, и статистический анализ, и планирование, и обмен информацией со своим главным администратором. Собственно наш комплекс выступает как связующее звено между функциональной и финансовой деятельностью организации. Активно включаются в процесс администрирования и финансовые органы. Сегодня уже целый ряд финансовых органов самостоятельно занимается созданием информационных ресурсов по администрированию поступлений. Есть даже регионы, где все администраторы работают централизованно.
– А как же Федеральное казначейство и комплекс «СЭД»?
– Система электронного документооборота (СЭД) обеспечивает связь между администратором и органом Федерального казначейства – не больше и не меньше. Сейчас ряд функций СЭД, например подготовку и контроль платежных документов на возврат ошибочно или излишне уплаченных сумм, эффективней выполнять сразу в «Администраторе-Д». В итоге гарантируется актуальность базы поступлений, внебанковских операций и начисленных сумм в любой момент времени, производится оперативный поиск расхождений. Число обрабатываемых и контролируемых документов у наших клиентов достигает нескольких тысяч в день. Согласитесь, обработать, проконтролировать и разнести такой объем документов вручную нереально, а «Администратор-Д» это позволяет. Следовательно, программный комплекс берет большую часть нагрузки на себя, облегчает работу с СЭД. Эти системы нужно не противопоставлять, а применять совместно.
– А как быть, если администратор доходов имеет территориальные отделения?
– У нас сегодня есть множество примеров работы «по вертикали». Полная информация о начисленных суммах от структурных подразделений передается в электронном виде для выхода на сводную отчетность о дебиторской задолженности. Так, например, работает ряд управлений внутренних дел.
Ценность информации заключается в ее оперативности: чаще всего в подобных случаях перед нами ставят задачу ежедневного сбора информации. А те, кому нужна большая оперативность, используют интернет-варианты наших решений.
– Можно ли с помощью «Администратора-Д» избавиться от невыясненных поступлений?
– Появление невыясненных поступлений и связанной с ними дебиторской задолженности – следствие несовершенства контроля за процедурой оформ¬ления платежных документов со стороны администратора доходов бюджетов. Несмотря на то что механизмы уточнения вида и принадлежности невыясненной суммы платежа предусмотрены в нормативных документах, в бюджетной отчетности информация о поступлениях зачастую появляется несвоевре¬менно. Основным источником невыясненных поступлений являются непра¬вильно заполненные платежные документы и платежи, по которым такие документы отсутствуют.
Минимизация невыясненных поступлений – одна из ключевых целей применения комплекса «Администратор-Д». Достигается она подготовкой правильно оформленных платежных документов для вручения плательщику, а если все же ошибки избежать не удалось – путем быстрого формирования документов на уточнение. В нашей практике был случай, когда организация после установки комплекса за месяц уточнила невыясненные поступления, скопившиеся за три предыдущих года. В настоящее время у подавляющего большинства администраторов поступлений основная проблема – обработка квитанций платежей физических лиц.
– Вы говорите о квитанциях формы ПД-4? Их все равно придется обрабатывать вручную?
– Целый ряд наших клиентов не обрабатывает ПД-4 вручную. Это даже не технология штрих-кодов, с которой, наверное, все знакомы и которую мы тоже поддерживаем. Вся информация о платежах принимается в электронном виде и автоматически разносится в полном объеме. Большая часть ошибок и потенциально невыясненных платежей отсекается непосредственно в банках. Схема отлажена, уже есть много примеров внедрений. Сейчас мы обеспечиваем полное техническое обслуживание заказчиков, консультируем по методическим вопросам, готовим проекты всех необходимых соглашений и рабочих инструкций.
– А какие-нибудь нововведения в продукте «Администратор-Д» ожидаются?
– Конечно. На ближайшее время намечена доработка интерфейса программного комплекса в части добавления дополнительных функций анализа принимаемой информации. Думаю, наши клиенты оценят новые сервисные функции. Приоритетной же задачей для нас является подготовка и выпуск версии в связи со вступлением в силу с 2009 г. нового порядка администрирования доходов.
«Администратор-Д»
Комплекс обеспечивает контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты, учет, взыскание и при¬нятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов различного уровня.
Решение успешно применяется в органах государственной власти федерального и регионального уровней, в органах местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.
По общему числу внедрений комплекса и по качеству информационно-технического сопровождения компания «Кейсистемс» является безусловным лидером, а интернет-реализация комплекса не имеет аналогов.