Версия для печати 957 Материалы по теме
Планы южной столицы

Краснодар строит амбициозные планы на будущее. Они определены Стратегией социально-экономического развития города до 2030 года. О том, за счет чего южная столица России собирается их реализовывать, есть ли у нее бюджет развития, мы спросили у директора Департамента финансов города Краснодара Александра Сергеевича ЧУЛКОВА.

— Александр Сергеевич, в период подготовки рубрики «Бюджет развития» мы обращались в финорганы многих городов с предложением принять участие в этом блоке. Но большинство ответили отказом, аргументируя тем, что в их муниципалитете бюджет выживания, а не развития. Вы согласились. Получается, в Краснодаре бюджет развития есть?

— Однозначный ответ дать трудно. Несмотря на то что в настоящее время такие понятия, как «бюджет текущих расходов» и «бюджет развития», Бюджетным кодексом не установлены, финансисты часто используют эти термины, разделяя расходы бюджетов на составные части.

Официально в Краснодаре бюджет развития не утверждается, но, по сути, он существует. С одной стороны, под бюджетом развития традиционно понимают бюджетные инвестиции, то есть расходы, направляемые на инвестиционные проекты, связанные с капитальными вложениями, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в муниципальной собственности. Но ведь в широком смысле к бюджету развития мы всегда относим еще и расходы на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, на материально-техническое оснащение учреждений социальной сферы, на благоустройство территорий и многое другое. То есть все, что оздоравливает экономику города и гарантирует ее устойчивость, создает дополнительные рабочие места. Поэтому я и согласился на это интервью, бюджет развития в Краснодаре есть всегда, просто его масштаб зависит от уровня экономики и ряда других обстоятельств.

— В прошлом году обстоятельства складывались не самые оптимистичные, да и сейчас они далеки от идеальных. Нужны ли муниципалитетам бюджеты развития на современном этапе или с началом реализации национальных проектов они и стали фактически выполнять функцию бюджета развития?

— Предыдущий год, особенно второй его квартал, для Краснодара, как и для всех муниципальных образований, был испытанием на прочность. Остро стояли вопросы обеспеченности не то что развития, а первоочередных расходов местных бюджетов. Но по итогам года нам удалось не только обеспечить в полном объеме исполнение плановых заданий по консолидированному бюджету Краснодарского края и местному бюджету, но и добиться роста налоговых и неналоговых доходов городского бюджета на 4,4 процента в сравнении с 2019 годом.

Краснодар строит амбициозные планы на будущее. Стратегией социально-экономического развития города до 2030 года определены наши главные цели, в ней учтены как сильные стороны муниципального образования, так и существующие у города проблемы. И сейчас для реализации наших планов, из которых основная часть имеет как раз инвестиционный характер, важно не стоять на месте, а изыскивать новые финансовые источники увеличения бюджета развития. А так как обеспеченность собственными доходами — это только половина нашей потребности, собственных средств на осуществление бюджетных инвестиций явно недостаточно. Участие в нацпроектах, а также в госпрограммах Краснодарского края имеет огромное значение для города и дает заметные для каждого краснодарца результаты.

Сегодня у муниципального образования благодаря масштабам финансирования в рамках нацпроектов, федеральных и региональных программ есть уникальная возможность сделать рывок в решении многих вопросов, на которые собственных ресурсов недостаточно. Так что, отвечая на ваш вопрос, скажу, что одно не исключает другого, сейчас городу крайне важно иметь как можно больше ресурсов для реализации поставленных целей.

— О каких суммах в рамках реализации муниципального контура нацпроектов идет речь и на что город использует эти средства?

— В 2019 и 2020 годах Краснодар участвовал в пяти национальных проектах: «Культура», «Образование», «Жилье и городская среда», «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Общий объем расходов бюджета на их реализацию за два предыдущих года уже вылился в сумму 8,5 миллиарда рублей — это значительные вложения в экономику города. Только за 2020 год общий объем расходов бюджета по нацпроектам составил 4,94 миллиарда рублей, в том числе большая его часть — 93,3 процента, или 4,61 миллиарда рублей, — это средства федерального и краевого бюджетов. Тогда как доля местного бюджета на выполнение условий софинансирования составила 6,7 процента, или 333,1 миллиона рублей.

Благодаря финансированию, которое поступает из федерального и краевого бюджетов, в городе хорошими темпами идет строительство социальных объектов — детских садов и школ, оснащаются необходимым оборудованием образовательные учреждения — а это и дополнительные места для детей, и, что не менее важно, новые рабочие места для учителей и воспитателей.

37.jpg

За время реализации на территории города нацпроектов «Жилье и городская среда» и «Демография» построены и сданы в эксплуатацию четыре детских дошкольных учреждения на 900 мест, приобретены нежилые помещения для размещения двух детских садов на 250 и 240 мест. В 2021 году продолжится строительство трех детских садов (на 300, 190 и 80 мест) и запланировано приобретение нежилых помещений для размещения двух детсадов общей вместимостью 530 мест.

38.jpg

Продолжается и работа над увеличением количества мест в школах. В 2020 году сданы в эксплуатацию две новые школы по 1,1 тысячи мест каждая и пристройка к гимназии на 300 мест. В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» до конца 2022 года мы планируем сдать в эксплуатацию еще три новые школы на 4,08 тысячи мест. На эти цели предусмотрено более 1 миллиарда рублей.

Кроме того, в 2021 году при поддержке вышестоящих бюджетов в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» мы планируем завершить реконструкцию школы в станице Старокорсунской с введением 250 мест и стоимостью строительства более 420 миллионов рублей. Так же активно при краевой поддержке в рамках подпрограммы «Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения» госпрограммы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» в 2021 году продолжаются работы по строительству общеобразовательной школы на 1,55 тысячи мест со сроком сдачи до конца 2022 года и блоков начальных классов к гимназии и СОШ на 300 и 400 мест соответственно со сроком сдачи в 2021 году.

Для подвоза учащихся к месту обучения в 2019 году в рамках краевой госпрограммы «Развитие образования» город приобрел 68 автобусов и микроавтобусов на сумму 189,8 миллиона рублей, из них краевые средства — 76 миллионов рублей. А в 2020 году на средства для реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Краснодар приобрел 48 автобусов стоимостью 161,6 миллиона рублей, в том числе средства краевого бюджета — 150,3 миллиона рублей, местного — 11,3 миллиона рублей.

В рамках реализации федерального проекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура» на оснащение образовательных организаций в сфере культуры музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами направлено 8,7 миллиона рублей, из них 7,4 миллиона — средства федерального и краевого бюджетов, 1,3 миллиона — местного.

— Краснодар сейчас переживает грандиозную модернизацию транспортной инфраструктуры и развитие системы общественного транспорта. Как и на какие средства вы это делаете?

— Город растет и развивается, так как имеет к этому все предпосылки. Но для растущего города жизненно важно улучшение транспортного обслуживания и повышение мобильности населения. У руководства Краснодара этот вопрос в приоритете. Мы отдаем себе отчет, что эффективность работы во многом зависит от комплексного подхода к решению вопросов в сфере строительства, развития объектов инженерной, социальной инфраструктуры, дорожного хозяйства, и действуем в этой парадигме.

В соответствии с разработанной в 2020 году проектной документацией уже приступили к строительству в Краснодаре новой трамвайной линии протяженностью пять километров, которая повысит уровень комфортности проживания для жителей сразу нескольких микрорайонов города. Расходы бюджета на строительно-монтажные работы в текущем году составят 756 миллионов рублей, на завершение работ в 2022 году будет направлено 185,7 миллиона рублей.

Огромное значение для краснодарцев имеет развитие городского электрического транспорта. При поддержке краевой администрации в 2019–2020 годах для обновления подвижного состава приобретено 70 односекционных трамвайных вагонов на общую сумму 2,12 миллиарда рублей, в 2021 году на приобретение еще 33 трамвайных вагонов будет направлено 1,08 миллиарда рублей. Самое важное для южной столицы — все вагоны оснащены кондиционерами.

В конце 2019 года в Краснодаре на маршруты вышло 12 новых троллейбусов с автономным ходом — десять закупили за счет средств городского бюджета на сумму 123 миллиона рублей, еще две машины МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» приобрело за собственные средства. С 2021 года в городе появятся троллейбусы собственного производства. Дизайн троллейбуса разработан специально для Краснодара. Модель рассчитана на 110 мест, в том числе 35 мест для сидения — больше, чем в других современных моделях. Предусмотрено кондиционирование и обогрев салона. На сборку первых десяти троллейбусов из бюджета будет направлено 140 миллионов рублей.

39.jpg

На базе МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» будет выполняться крупноузловая сборка троллейбусов как обычных, так и с увеличенным автономным ходом, а также электробусов без изменения конструкции кузова. Это позволит создать новые рабочие места, привлечь в город квалифицированные кадры.

С 2018 года благодаря значительной помощи из вышестоящих бюджетов и при участии города ежегодно выделяются средства на содержание автомобильных дорог Краснодара общей протяженностью 1,76 тысячи километров. В рамках госпрограммы «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» в 2018 году было отремонтировано 74 километра дорог, в 2020 году — 10 километров, в 2021 году планируется ремонт 15 километров.

По федеральному проекту «Дорожная сеть» нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» за два предыдущих года удалось отремонтировать 142 километра (65 и 77 километров соответственно) автомобильных дорог на общую сумму 3,99 миллиарда рублей, в том числе средства федерального бюджета составили 1,99 миллиарда рублей, краевого — 1,79 миллиарда рублей, местного — 199,3 миллиона рублей. В 2021 году планируется отремонтировать 80 километров автомобильных дорог.

Для ликвидации подтоплений территории города в муниципальную собственность приобретено 12 единиц специализированной коммунальной техники, что позволило нам собственными силами без привлечения подрядных организаций обследовать и прочистить коллекторы протяженностью 244,87 тысячи метров, 7,89 тысячи штук дождевых колодцев, откачать 5,81 тысячи кубометров дождевой воды.

В целях актуализации документов территориального планирования и градостроительного развития территорий муниципального образования в 2020 году завершены комплексные мероприятия по подготовке изменений в генеральный план городского округа Краснодар с учетом внесения изменений в правила землепользования и застройки. Объем помощи в виде субсидий из краевого бюджета с 2018 по 2020 год составил более 146 миллионов рублей.

На установку контейнерных площадок с дополнительной защитой от раздувания мусора с 2019 по 2020 год за счет собственных средств было направлено 71,2 миллиона рублей, и в 2021 году еще 10 миллионов. Кроме того, на содержание в порядке скверов, парков и дорог из местного бюджета мы выделили в период с 2018 по 2020 год 4,08 миллиарда рублей и 785,5 миллиона рублей поступило из краевого бюджета. На 2021 год на эти цели предусмотрено 998,6 миллиона рублей за счет собственных средств города.

Стоит отметить, что с каждым годом увеличиваются площади озеленения города. За три прошедших года из местного бюджета на эти цели направлено 1,35 миллиарда рублей. В 2020 году в Краснодаре для обеспечения безопасности на улицах были обследованы стволы около 50 тысяч деревьев. Впервые краснодарские озеленители выполнили уникальную пересадку взрослых деревьев с сохранением корневой системы — с территории будущей трамвайной ветки по улице Московской 674 липы пересажены на территории школ, детских садов, бульваров города. В рамках акции «Краснодар — 10 тысяч деревьев» высажено около 23 тысяч деревьев и кустарников, в текущем году планируем высадить не менее 25 тысяч новых зеленых насаждений на сумму 227,7 миллиона рублей.

40.jpg

В городе развиваются зоны отдыха в парках, скверах и на бульварах. Так, в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда» за прошлые годы было благоустроено десять общественных территорий общей площадью около 30 гектаров.

В 2020 году благоустроены бульвар Школьный, сквер Вишняковский (вторая очередь) и сквер Дмитриевский на сумму 252,1 миллиона рублей, в том числе задействованы средства федерального бюджета — 205,7 миллиона рублей, краевого — 8,6 миллиона рублей, собственные средства города — 37,8 миллиона рублей.

В 2021 году планируем комплексно благоустроить шесть зеленых зон — бульваров и скверов. На эти цели выделено 329,5 миллиона рублей из федерального бюджета, 13,7 миллиона рублей — из краевого. Средства местного бюджета — 60,6 миллиона рублей.

В 2018–2020 годах за счет бюджетных средств на сумму 176,5 миллиона рублей (из них 78 миллионов — средства краевого бюджета) были проведены ремонтно-реставрационные работы 16 памятников культурного наследия и 50 памятников военной истории, установлено 14 памятных бюстов, выполнены работы по благоустройству территории двух мемориальных комплексов.

В условиях стремительного роста потребления топливно-энергетических ресурсов особенно актуальными становятся вопросы газификации жилых домов, объектов социальной сферы и городского хозяйства. В 2020 году завершено газоснабжение жилой застройки в поселке Белозерный стоимостью более 38 миллионов рублей. В 2019–2020 годах на завершение строительства проблемных объектов высокой степени готовности было направлено более 1 миллиарда рублей. Тем самым удалось ввести в эксплуатацию порядка 2,2 тысячи квартир.

За 2018–2020 годы на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья было направлено 279 миллионов рублей. Это позволило улучшить жилищные условия 287 семьям. В 2021 году планируется направить более 102 миллионов рублей на выплаты для 87 семей. С 2018 по 2020 год в муниципальную собственность в целях предоставления детям-сиротам приобретено 385 квартир, в 2021 году планируется покупка еще 124 квартир.

— В мировой практике сейчас инфраструктуру зачастую возводят в кредит. Краснодар в тренде? Как строится современная долговая политика города?

— Да, развитие инфраструктуры города требует огромных финансовых вложений, и без привлечения кредитных средств очень сложно в короткие сроки реализовывать масштабные проекты. В 2021–2023 годах за счет заимствований мы планируем рефинансировать бюджетные кредиты и покрывать дефицит местного бюджета. Программой муниципальных внутренних заимствований на 2021 год предусмотрено привлечение банковских кредитов в сумме 1,7 миллиарда рублей.

На текущий момент объем муниципального долга составляет 8,56 миллиарда рублей. В том числе банковские кредиты — 3,2 миллиарда рублей (или 37,3 процента от общего объема долга со средней ставкой 6,42 процента годовых) и бюджетные кредиты — 3,77 миллиарда рублей (или 44 процента со ставкой 0,1 процента годовых). На строительство автомобильных дорог местного значения будут направлены поступления от размещения муниципальных облигаций города на сумму 1,6 миллиарда рублей со сроком обращения пять лет (с процентной ставкой 6,7 процента годовых). Эти средства составляют 18,7 процента общего объема долга.

На самом деле трудно переоценить роль и значение заимствований в развитии муниципального образования. Мы сделали уже многое, но еще больше нам предстоит сделать, а без капитала, пусть и заемного, не будет развития.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться