№ 3 март 2021 — 10 марта 2021

Капитальные расходы: общая ответственность

Версия для печати 1115 Материалы по теме
Капитальные расходы: общая ответственность

В 2021 году Нижнему Новгороду исполняется 800 лет. Очевидно, что большой юбилей подразумевает большие расходы, в том числе на инфраструктурные проекты. О том, за счет чего удалось сформировать бюджет развития Нижнему Новгороду, рассказал глава города Юрий Владимирович ШАЛАБАЕВ.

— Юрий Владимирович, сформирован ли в Нижнем Новгороде бюджет развития на текущий год?

— Бюджет развития на текущий год составляет более 5,3 миллиарда рублей. Это почти 15 процентов от бюджета города на 2021 год. Впервые за последние годы сформирован такой значительный бюджет развития, куда входят расходы капитального характера, направленные на развитие социальной и инженерной инфраструктуры города.

— Финансирование каких мероприятий предусмотрено в рамках бюджета развития?

— 2021 год для нашего города особенный. Нижнему Новгороду исполняется 800 лет. В рамках подготовки к празднованию юбилея у нас реализуется много масштабных проектов, в том числе инфраструктурных. Их финансирование осуществляется из бюджетов всех уровней: федерального, областного и городского. Например, в этом году на комплексное благоустройство парка «Швейцария» стоимостью 2,5 миллиарда рублей из федерального бюджета предусмотрено 1,8 миллиарда рублей, регионального — 702,7 миллиона рублей, из городского бюджета будет выделено всего 27,3 миллиона рублей. В составе работ по благоустройству — 52 гектара территории парка.

Также в бюджете мы заложили 1,6 миллиарда рублей на строительство 13 детских дошкольных учреждений. Из них 11 уже строятся, а два находятся на стадии проектирования. 350 миллионов рублей предусмотрено на строительство школы и пристроев к двум школам. Будут реконструированы автомобильные дороги по улице Ильинская — от Добролюбова до Маслякова, улицам Гоголя, Сергиевская, Обозная, на это потребуется 480 миллионов рублей.

В бюджете развития предусмотрены средства на модернизацию водопроводных станций «Слудинская» и «Малиновая гряда», строительство газопровода в поселке Луч, сетей газоснабжения в районе деревни Сысоевки и водопровода в деревне Новопокровское. В районе озера Силикатное будут построены очистные сооружения, по улице Деловая — сети наружного освещения, запланировано строительство одной и проектирование восьми спортивных площадок и скейт-парка.

— Сказались ли ограничения, введенные в связи с пандемией, на финансировании капитальных расходов и в целом на бюджете города?

— Можно констатировать, что распространение коронавирусной инфекции в прошедшем году не оказало серьезного влияния на исполнение бюджета по доходам. Доходы были первоначально запланированы в сумме 31,9 миллиарда рублей, а исполнены по итогам года в объеме 37,7 миллиарда рублей.

Бюджет развития в 2020 году исполнен в сумме 4 миллиарда рублей, что составило почти 11 процентов от всех расходов города. В этом году наш бюджет по доходам увеличен до 36,5 миллиарда рублей, а на бюджет развития, то есть на капитальное строительство, направим на 1,3 миллиарда больше средств, чем в прошедшем году.

— Очевидно, что решать все накопившиеся проблемы за счет бюджетных средств затруднительно. В связи с этим какие еще механизмы вы используете для развития инфраструктуры города?

— В Нижнем Новгороде отработаны механизмы муниципально-частного партнерства, сотрудничества с инвесторами в рамках концессий. Мы заключили такие соглашения на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, установку умных остановок с сенсорными панелями, строительство автоматических парковок открытого и закрытого типов, реконструкцию фонтанов, строительство станций снеготаяния, модернизацию вагонов метро и реконструкцию зданий депо.

— Какова помощь региона в решении инфраструктурных вопросов?

— Конечно, большую часть крупных проектов в сфере транспорта, образования, спорта, туризма, экологии муниципалитет не смог бы профинансировать без помощи областного правительства. Учитывая, что в текущем году Нижний Новгород празднует 800-летие со дня основания, объем трансфертов увеличивается в разы.

С участием регионального и федерального финансирования идет строительство транспортной развязки в районе Ольгино, продолжается реконструкция автомобильных дорог по улицам Циолковского, Кузьмина, Светлоярская со строительством транспортной развязки, создается центр управления интеллектуальной транспортной системой. Все эти проекты решают важные для жителей города проблемы: экономят время, минимизируют пробки. Также благодаря поддержке со стороны федерального и регионального бюджетов реконструирована главная достопримечательность нашего города — Нижегородский кремль, реализуется проект «Школа 800», строится региональный ресурсный центр по сопровождению образования детей с расстройством аутистического спектра, рекультивируется Шуваловская свалка.

— Юрий Владимирович, а какое значение для снятия инфраструктурных ограничений в городе играют национальные проекты?

— В 2020 году Нижний Новгород принимал участие в семи национальных проектах. На реализацию мероприятий в рамках нацпроектов в прошлом году было направлено 3,1 миллиарда рублей, в том числе за счет федерального бюджета — 2,5 миллиарда рублей, регионального — более 400 миллионов рублей, остальное — за счет городского бюджета.

На исполнение нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» город получил 495 миллионов рублей, на строительство детских садов и школ по нацпроекту «Демография» — 665,5 миллиона рублей, на проекты «Жилье и городская среда» — 1,2 миллиарда рублей, «Культура» — 27,5 миллиона рублей, «Образование» — 280 миллионов рублей, «Цифровая экономика» — 39 миллионов рублей, «Экология» — 400 миллионов рублей. Средства направили на ремонт автомобильных дорог, строительство и современное оснащение детских садов и школ, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, благоустройство общественных пространств, закупку музыкальных инструментов и оборудования для учреждений культуры, развитие детского речного пароходства.

— Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления озвучил предложение закрепить на законодательном уровне понятие «бюджет развития» и право (обязанность) муниципалитетов его формировать. Как вы считаете, изменят ли такие меры ситуацию с бюджетом развития в муниципалитетах? А ситуация такова, что многие муниципальные образования не могут позволить себе запланировать капитальные расходы.

— Понятие «бюджет развития» применительно к муниципалитетам не закреплено в бюджетном законодательстве Российской Федерации. И это не случайно. Возможно, причиной этому стало отсутствие необходимости выделять данное понятие, так как капитальные расходы бюджетов муниципалитетов по крупным проектам в основном софинансируются за счет средств вышестоящих бюджетов. Средства самих муниципалитетов в реализации мероприятий невелики и часто не превышают одного процента. Так, например, структура бюджета развития Нижнего Новгорода на 2021 год следующая: 48,6 процента — средства федерального бюджета, 44,7 процента — средства бюджета Нижегородской области и 6,7 процента — средства бюджета Нижнего Новгорода.

42.jpg

«Школа 800»

К 800-летию Нижнего Новгорода реализуется множество масштабных проектов в различных сферах. Не стала исключением и система образования. В городе строится современный образовательный комплекс «Школа 800» на 4,5 тысячи мест, открытие которого запланировано на текущий год.

«Школа 800» — это несколько корпусов, расположенных в разных районах Нижнего Новгорода. Их строят по модульному принципу. Центральными объектами станут арт-модуль, библиотека и рекреационный центр. Образовательный комплекс строится в рамках государственно-частного партнерства Первой концессионной компании «Просвещение» (входит в одноименную группу компаний) и Нижегородской области. Это крупнейший проект в сфере образования, который реализуется через механизм концессии.

Исходя из сложившейся системы межбюджетных отношений формирование бюджета развития города возможно только при условии участия федерального и областного бюджетов. Таким образом, в случае закрепления понятия «бюджет развития муниципального образования» на федеральном уровне целесообразно закрепить и механизм его формирования преимущественно за счет вышестоящих бюджетов.

Подготовила М. И. КУЛЬКОВА

Поделиться