Версия для печати 1300 Материалы по теме
Приморский край: региональные особенности контрактной системы

Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок формирует единое правовое поле для осуществления закупочной деятельности в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации. Вместе с тем закупочные процессы в регионах имеют определенные отличия. Этому способствуют особенности геополитического положения, экономического развития, а также то, что органы государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе, принимают свои правовые акты, регулирующие закупочные отношения.

Елена Викторовна ВОЛКОВА, первый заместитель министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Приморского края

Ключевыми функциями Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Приморского края являются:

  • обеспечение (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок на территории края;
  • методологическое сопровождение деятельности заказчиков края;
  • организация мониторинга закупок, проводимых заказчиками края.

Эти функции опосредуют решение ключевых задач в закупочной сфере. К таким задачам следует отнести: оптимизацию процедур формирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг; содействие снижению бюджетных расходов, повышению эффективности, результативности использования бюджетных средств при осуществлении закупок, в том числе за счет внедрения и применения информационных технологий.

В Приморском крае так же, как и в других субъектах Дальневосточного федерального округа, осуществлена полная централизация закупочной деятельности. Закупки казенных, бюджетных, автономных учреждений Приморского края, а также краевых унитарных предприятий осуществляет созданное в конце декабря 2019 года государственное казенное учреждение «Центр государственных закупок Приморского края». Предметом деятельности учреждения, помимо определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для указанных заказчиков, является организация совместных конкурсов и аукционов, информационно-консультационное сопровождение в сфере закупок для обеспечения нужд края.

Цифровая трансформация и внедрение современных цифровых технологий в закупочную систему — задача, решению которой мы уделяем особое внимание. Цифровизация закупок не только расширяет географические границы рынка, привлекает большее количество участников закупок, но и обеспечивает высокую конкуренцию, открытость и прозрачность процесса определения поставщиков.

Автоматизация закупочной деятельности осуществляется через информационную систему в сфере закупок Приморского края «Веб-Торги» и ее подсистемы (разработчик — компания «Кейсистемс», город Чебоксары). Для методологической помощи заказчикам в системе установлены соответствующие автоматические контроли, которые препятствуют опубликованию закупки с нарушениями норм законодательства. К региональной информационной системе полностью подключены все муниципалитеты края.

Нюансы закупок в Приморском крае

Вместе с тем в Приморском крае есть ряд особенностей закупочной деятельности. Остановимся на наиболее важных из них. В регионе на законодательном уровне закреплена обязанность Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Приморского края рассматривать и согласовывать условия закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства муниципальной собственности, осуществляемых муниципальными заказчиками края. Такая обязанность установлена для усиления контроля за реализацией национальных проектов и комплексного плана развития территорий Приморского края. Она закреплена постановлением Правительства Приморского края от 10 января 2020 года № 6-пп «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края». Начиная с текущего года данное согласование происходит в автоматизированном режиме через региональную информационную систему в сфере закупок «Веб-торги».

Еще одной нашей особенностью является установление предельных сроков для опубликования закупок во избежание их срыва. Такое решение принято в связи с тем, что наиболее коррупциогенным фактором является установление заказчиком заведомо сокращенных сроков выполнения работ и их приемки при закупках строительно-монтажных работ и работ по благоустройству территорий. Решением губернатора Приморского края и Правительства Приморского края установлены как предельные сроки для опубликования закупок в рамках реализации национальных проектов — до 31 марта 2021 года, так и конечные сроки выполнения работ — до 1 октября 2021 года по благоустройству территорий, капитальному ремонту зданий, устройству спортивных площадок; до 15 ноября 2021 года по строительству и ремонту автомобильных дорог; до 1 декабря 2021 года по строительству (реконструкции) объектов государственной (муниципальной) собственности. Кроме того, установлены предельные сроки завершения закупочных процедур за счет бюджетных средств, образовавшихся в результате экономии — до 30 июня 2021 года.

Хотелось бы отметить усиление и расширение роли мониторинга закупочных процедур в Приморском крае, в том числе осуществляемых в рамках национальных проектов. Эта работа направлена на противодействие коррупции и ведется во взаимодействии с правоохранительными органами. Так, информацию о фактах, свидетельствующих о намеренном срыве закупочных процедур (проблема профессиональных жалобщиков), серьезном подлоге документов, подтверждающих опыт участника закупки, значительном демпинге цены и других недобросовестных действиях участников закупки наше министерство незамедлительно направляет участникам специальной межведомственной рабочей группы. В нее входят управления Следственного комитета, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел по Приморскому краю, прокуратура Приморского края.

Закупки у единственного поставщика

В Приморском крае в 2020 году вследствие ряда непредвиденных обстоятельств (распространение новой коронавирусной инфекции, введение чрезвычайной ситуации из-за ледяного дождя) увеличилась доля неконкурентных закупок. Поэтому было принято решение разработать методические рекомендации по определению цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии со статьей 93 Федерального закона № 44‑ФЗ. Документ был утвержден распоряжением Правительства Приморского края от 9 сентября 2020 года № 403-рп. Заказчикам рекомендовано исходить из принципа эффективности использования бюджетных средств и применять минимальное ценовое предложение с учетом бюджетной обеспеченности и положений статьи 34 Бюджетного кодекса РФ. Конечно, из этого правила есть исключения, когда заказчик не может воспользоваться минимальным ценовым предложением:

Сложившаяся в России и в мире в целом ситуация, связанная в том числе с распространением COVID-19, формирует новые реалии закупок и призывает задуматься о придании гибкости контрактной системе

а) в случае отзыва хозяйствующим субъектом, представившим наименьшее ценовое предложение, в письменной форме своего ценового предложения или признания его недействующим;

б) в случае отказа хозяйствующего субъекта, представившего наименьшее ценовое предложение, в письменной форме от заключения контракта по цене, указанной в ценовом предложении;

в) в случае выявления невозможности поставки товара, работ, услуг, соответствующих техническому заданию, хозяйствующим субъектом, представившим наименьшее ценовое предложение.

В этих случаях заказчикам рекомендуется воспользоваться ценовыми предложениями, предшествующими минимальному, в порядке их возрастания.

Важно отметить, что обозначенные особенности и нововведения, которые внедрены в закупочную деятельность Приморского края, показали свою высокую эффективность. В заключение следует сказать, что сложившаяся в России и в мире в целом ситуация, связанная в том числе с распространением COVID-19, диктует новые реалии закупок и призывает задуматься о придании гибкости контрактной системе. Также современные условия все больше подтверждают факт необходимости максимальной цифровизации закупочных процессов. В связи с этим мы уверены, что особенности, сложившиеся при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ на сегодняшний день — это отнюдь не исчерпывающий перечень.

Поделиться