Версия для печати 1103 Материалы по теме
Бюджетирование гардероба: правила и лайфхаки

О нюансах планирования расходов на гардероб и контроля за ними, о том, на чем можно хорошо сэкономить, а на чем ни в коем случае нельзя, рассказала соавтор свода правил «Дресс-код. Рекомендации для государственных служащих», член Национальной ассоциации специалистов по протоколу (НАСП), преподаватель кафедры протокола и кросс-культурных коммуникаций РАНХиГС, CEO проектов garderob.ru и @school.garderob Наталья Викторовна ПЕТУХОВА.

Кому, как не читателям журнала «Бюджет», знать, что четкое планирование и распределение доходов и расходов спасает от дыр в бюджете. Применимо это правило и к бюджету на гардероб.

Спонтанность и планирование

Исключите спонтанные покупки — это первое правило, которое убережет вас от прорех в семейном кошельке. Склонность к спонтанным покупкам приписывают женщинам, однако и мужчинам свойственна такого рода порывистость. Результат таких покупок всегда одинаков: деньги потрачены без толку, гардероб забит вещами, которые друг с другом не сочетаются, не соответствуют возрасту, статусу, а иногда и размеру владельца. При этом носить человеку по-прежнему нечего.

В то же время покупка, сделанная неожиданно, например по пути с работы домой, перестает быть спонтанно-бестолковой, если у вас есть список. Внимание, важный момент! Список должен быть именно написан — на бумаге или в записной книжке мобильного телефона, не важно, — и находиться всегда при вас. Аргумент «список у меня в голове, и у меня отличная память» не работает. У вас может быть действительно прекрасная память и четкий перечень необходимых покупок, но в момент эмоциональной нестабильности он улетучится из головы. Проверено на сотнях моих клиентов. И на себе тоже.

106.jpg

По сформированному списку необходимых покупок довольно просто распределить бюджет. Сделать это можно двумя способами. Первый — расписать уже имеющиеся деньги по датам и пунктам списка необходимых покупок, то есть когда и на что вы их потратите. Второй — просчитать, сколько и когда откладывать, чтобы накопить на запланированные покупки. Мой совет: если у вас есть возможность подождать сезона скидок, то лучше это сделать. Он позволяет, во-первых, купить вещи привычных вам марок по более низкой, чем обычно, стоимости или, во-вторых, купить за привычные вам суммы вещи из более дорогого и статусного сегмента марок.

Я всегда насматриваю себе и клиентам покупки заранее. Захожу в дорогие марки, которые не совсем по карману, или покупка несрочная и хочется сэкономить, примеряю и выбираю, но не покупаю. Жду сезона скидок. Плащ в Marks&Spencer стоит 12 тысяч рублей, но в распродажу я с удовольствием покупаю его за 5–6 тысяч рублей. Мне не стыдно в этом признаваться, притом что я очень неплохо зарабатываю. Но деньги нам с неба не падают, и сэкономленные на распродажах средства я лучше потрачу на свою семью. И вам советую: не нужно стесняться и комплексовать. Это нормально. Так можно и нужно делать.

Я рекомендую заранее все спланировать и подготовить: понять, какая вещь вам нужна, найти ее или подобрать несколько вариантов, возможно, в разных марках, все перемерить, определиться с выбором и ждать распродаж. Сумма сэкономленных средств вас и удивит, и порадует. Скажу по опыту, мои клиенты, каким бы ни был их доход, иногда очень даже большой, благодарят за то, что я научила их делать рациональный гардероб и планировать покупки.

Но обо всем по порядку. Составлению списка и распределению бюджета предшествует ряд необходимых и довольно затратных по времени действий, и к этому надо быть готовыми. Да, время дороже денег, но не стоит его экономить на подготовку покупки. Не забывайте, что основная часть издержек происходит во время проектирования, и лишь малая — в процессе реализации проекта. Чем ответственнее вы подойдете к подготовке шопинга, тем меньше потерь понесете по его итогу. Чем больше вы узнаете про себя, про уже имеющийся у вас гардероб, про цели и задачи, тем в меньшее количество ловушек вы попадете на выходе. Продавцы заинтересованы в продажах, и вы сами не заметите, как очнетесь на кассе с ворохом чего-то, что впоследствии окажется 15-й юбкой или восьмым серым пуловером. Итак, что необходимо сделать до похода в магазин.

Сам себе ревизор

Гардероб как кулинария. Если вы собираетесь испечь торт и в холодильнике и шкафу нашли все продукты, кроме муки, то очевидно, что торт у вас не получится. Та же история и с гардеробом. В нем должны быть вещи, сочетаемые между собой, и в достаточном количестве. И если у вас есть десять прекрасных, дорогих, модных юбок, но нет ни одной подходящей к ним блузки, считайте, что юбок у вас нет. Ведь вы не можете ими пользоваться. При этом инерция мышления работает против вас. В следующий шопинг вы почти наверняка купите еще одну юбку — откуда-то же у вас взялись десять предыдущих?!

107.jpg

Зато, если вы осознаете, что вам не хватает блузки, запланируете и осуществите ее покупку, вы одним этим увеличите КПД своего гардероба в десять раз — по числу юбок. То есть ревизия гардероба почти наверняка обернется для вас экономией бюджета. Я часто слышу от моих клиентов: «Мне нужно купить все!» Однако в процессе ревизии гардероба мы находим в нем массу вещей, отличных, подходящих по цвету, размеру, статусу, но не использующихся из-за того, что их не с чем надеть. То есть человек думал, что ему придется расстаться с очень круглой суммой, а хватило в итоге нескольких тысяч рублей. Бывают, конечно, и обратные ситуации, но значительно реже.

Поэтому потратьте время на ревизию гардероба. Не можете сами, привлеките специалистов. Или возьмите онлайн-урок «Ревизия гардероба» из курса «Ваш личный гардероб: что, почему и сколько» (его можно купить отдельно от всего курса) на моей обучающей платформе (garderob.ru). И навсегда научитесь делать это правильно, быстро и эффективно.

Результатом ревизии должно стать достижение нескольких результатов. Во-первых, вам необходимо зачистить свой гардероб от ненужного, в том числе арт-объектов (об этом явлении я расскажу ниже). Во-вторых, понять, что в нем присутствует в достаточном количестве. И в-третьих, чего не хватает. Только после этого вы сможете составить действительно работающий список покупок.

Арт-объекты в гардеробе

Список и планирование, кроме прочего, помогают избежать появления в гардеробе и так называемых арт-объектов. Это некие отложенные покупки, которые когда-то вы очень хотели, но по какой-то причине не могли себе позволить. Теперь эти вещи вам по карману, но, к сожалению, по прошествии времени они для вас уже неактуальны. Однако в голове это желание засело настолько прочно, что вы спешите поставить галочку напротив этого пункта в списке мечтаний. Так появляется третья косуха в гардеробе у мужчины, который уже несколько лет не водит байк, но при этом никак не соберется обновить рабочий пиджак, в котором живет пять дней в неделю. Несколько коробок туфель на высоченной шпильке у дамы с плоскостопием...

Арт-объекты занимают много места в гардеробе, оттягивают на себя финансовые ресурсы, да и на психику давят — вызывая сожаления о несбывшемся и недовольство собой. Поэтому рекомендую избавиться от уже накопленных арт-объектов и пользоваться списком необходимых покупок, чтобы не заводить новые.

Имея на руках список, вы четко понимаете, что пока не купите вещи из него, в сторону косух, шпилек и прочих красивостей-ненужностей смотреть не будете. Зато вы точно сможете грамотно распределить бюджет по имеющемуся четкому списку. Спланировать расходы и сроки трат, учесть распродажи и сезонность, премии и отпуска. Это богатая тема, с множеством нюансов и лайфхаков, которым на моем курсе «Ваш личный гардероб: что, почему и сколько» мы посвящаем отдельное время.

Правило трех глаголов

Знать, искать и ждать — это правильная стратегия, которой придерживаются даже очень богатые люди. Вы должны знать, что вам нужно и для чего. Вам следует искать вещи, подходящие под ваши цели и ваш бюджет. И вам нужно ждать наиболее удачного для покупок времени — распродаж, скидок на свой день рождения, которые предоставляют многие магазины, и прочего.

Гардеробный парадокс

Существует парадокс — чем меньше у вас вещей, тем лучше и разнообразнее вы одеваетесь и тем проще вам подбирать комплекты. Потому что вы знаете, что у вас есть, в каком состоянии, из небольшого количества вещей легко сформировать комплект, вы помните, что с чем комбинируется, нет необходимости ломать голову и лишний раз заниматься примерками. Но, как правило, наш гардероб — это параллельная вселенная, плотно забитая вещами, которые нам малы, вышли из моды, их не с чем надеть, они не подходят нам по статусу, надоели, да просто задвинуты в дальний угол и забыты. Затоваривая, замусоривая гардероб, вы добиваетесь только одного — теряете над ним контроль. Но и выбросить все, чтобы купить новое, не вариант. Ведь со временем, если не разобраться в причинах и не сделать выводы на будущее, все повторится.

Итак, разбираем гардероб по следующему плану. Сначала отложите отдельно вещи, которые вы давно не надевали, а потом вернитесь к ним и рассмотрите каждую — почему вы ее не носите? Эта испорчена, эта мала на два размера, эту не с чем надеть, хотя она мне как раз и уместна по статусу, эта вышла из моды... Верните в гардероб ту, которую не с чем надеть. Позже вы проанализируете все одиночные вещи и решите, покупка какой дополнительной вещи (иногда бывает достаточно единственной черной или бежевой водолазки, подходящей к нескольким брюкам, юбкам, пиджакам и куртке) вернет вам их в гардероб. Подходящие по статусу и возрасту, но большие вещи отнесите в ателье, чтобы узнать, сколько стоит их ушить. Если цена устраивает, то сделайте это. Еще прием — уберите на некоторое время надоевший, но годный наряд с глаз. Есть шанс, что со временем, при условии что он не будет мозолить вам глаза, вы по нему соскучитесь и начнете снова носить.

108.jpg

Иногда для спасения гардероба, повышения комбинаторики имеющихся в нем вещей достаточно купить всего пару водолазок или одну блузку

По этой схеме разберите все вещи и избавьтесь от ненужных — подарите, перешейте, продайте на Авито, выбросьте. А к некомплектным вещам купите комплекты. В вашем шкафу появится много свободного пространства, а КПД оставшихся в нем вещей приблизится к 100%.

Слагаемые удачной покупки

Вам нужно четко знать, для чего вам нужен гардероб, какие цели вы преследуете, какой образ хотите получить. Это самый первый и самый необходимый шаг при формировании гардероба, и о нем я не устаю напоминать в каждом из своих интервью. А дальше, для того чтобы гарантированно достичь задуманного результата, во время шопинга вы должны не выпускать из головы четыре фактора. Первый — время, которым вы располагаете на шопинг. Как правило, неудачные покупки мы делаем в спешке. Спешка, голод и усталость — это самые плохие спутники шопинга. В этих состояниях мы принимаем максимально неверные решения. Второй фактор — сколько денег можете сейчас потратить на покупки. Третий — особенности вашей фигуры и возраст. Четвертый — какие возможности вам предоставляет ваш рабочий дресс-код.

Если покупка будет отвечать всем этим четырем критериям, она априори будет удачной. Понимая тайминг, вы правильно распределите силы и даже за короткое время все успеете и не устанете. При этом вы не выберете вещи, которые вам не по карману, или не накупите сверх необходимого или лишнего и так далее. Все взаимосвязано.

Еще совет: не покупайте вещь, если она не вызывала у вас wow-эффект. Если есть хоть малейшие сомнения, лучше оставьте вещь в магазине. В крайнем случае если на утро вы решите, что без нее никак, то сможете вернуться за ней.

Но если вы вдруг отступили от какого-то из правил и все же сделали неудачную покупку, не корите себя, такое случается и с лучшими из нас. Важно понимать, что вот здесь времени жалеть не надо — потратьте его на визит в магазин, чтобы сдать обратно неудачную покупку. Не стесняйтесь это делать. Тем более что это вернет вам деньги.

Как часто нужно актуализировать гардероб

Об актуализации гардероба пора задуматься в тот момент, когда у вас изменился статус — профессиональный или социальный. Последний подразделяется на семейный и материальный. В одежде веками зашивалась маркировка статуса, и это необходимо учитывать и пользоваться этим тоже стоит. Коэффициент консервативности изменяется, когда вы выросли в должности, потому что вырастает статус ваших контактов. В этот момент должны пропорционально увеличиться дороговизна вашей одежды и строгость ее силуэтов.

109.jpg

Новый критерий для HR

Недавно для подготовки нового онлайн-урока Школы гардероба (@school.garderob) «Как одеться на собеседование? Что не любят HR?» (garderob.ru/dress-for-hr) автор много и плотно общался с рекрутерами из 14 крупных российских и зарубежных компаний. В процессе работы обнаружился интересный факт — пандемия уже внесла свою лепту и дополнила инструментарий HR новым критерием отбора кандидатов. Теперь эйчары оценивают, кто в каком виде приходит на онлайн-конференции. На этом основании они делают выводы: насколько человек лоялен компании и сфере бизнеса, в которой собирается работать, насколько у него сильная самодисциплина, способен ли он эффективно работать вне контроля коллег и руководства.

Чтобы продемонстрировать, что вы стали больше зарабатывать, не надо надевать часы за несколько тысяч долларов. Гораздо лучше вас охарактеризует хорошо сидящий костюм из качественной шерсти с маркировкой super 100—120—140 и так далее, ткань которого дольше держит стрелку на брюках. Потому что пока вы были младшим сотрудником, отсутствие стрелок на брюках демонстрировало, что вы много сидите и работаете без продыху. Но когда вы стали руководителем, имеет смысл показать и одеждой тоже, что у вас теперь другой функционал.

Ревизия, планирование расходов и действий — это все инструменты, которые позволяют нам владеть ситуацией, держать ее под контролем. И пандемия их еще более актуализировала. В кризис, когда денег стало меньше, а будущее туманно, умение контролировать свой бюджет приобрело еще большую ценность. Сейчас имеет смысл изучить свои активы и перестать тратить лишнее. Не случайно за месяцы пандемии вырос запрос именно на рационализацию гардероба. Пандемия схлопнула многие поводы — стало меньше театров, выставок, праздничных мероприятий, неформальных встреч, мы меньше времени проводим в офисе. Работая из дома, мы можем быть все время в одних и тех же брюках и покупать новые нет смысла, зато, быть может, теперь у нас появилась возможность купить дорогую рубашку.

Наступило время оценить свои активы, понять, что реально нужно. Пересмотрите свой гардероб! И в следующий шопинг вы, может быть, купите вместо нескольких вещей одну, но более дорогую и качественную, из линейки той марки, которая прежде не была вам по карману.

Внимание!

Вопросы, касающиеся внешнего вида чиновника в различных обстоятельствах, вы можете направлять на адрес strelnikova.sa@bujet.ru. Отвечать на них будут наши эксперты Н. В. Петухова и Г. Б. Михайлова. Наиболее интересные вопросы и ответы на них мы будем размещать на сайте bujet.ru или готовить на их базе статьи в журнал.


Поделиться