Версия для печати 1874 Материалы по теме

В 2021 году на базе Гознака запущена платформа ГИИС ДМДК — государственная интегрированная информационная система, предназначенная для обеспечения цифровой прослеживаемости оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Эффекты от ее внедрения для потребителей товаров, представителей бизнеса и государства обсудили участники Международной конференции «Технологии и доверие: защита подлинности и идентификация», которая состоялась в Москве 15 апреля.

То, о чем просила отрасль

Работа над созданием системы прослеживаемости началась еще в 2017 году. «Изучая состояние рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, мы столкнулись с отсутствием достоверной статистики», — комментирует директор Департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов РФ Ю. А. Гончаренко.

Попытка соотнести всю имеющуюся статистику пробирной палаты, Минфина, Гохрана, таможни, налоговой, выявила так называемые серые сферы, где ситуация не регулировалась должным образом. Было очевидно, что для того, чтобы статистика билась между собой, необходимо создать агрегированную статистическую базу и соотнести существующие информационные системы ФНС, ФТС, Росфинмониторинга, сделать информационные системы для пробирной палаты и Гохрана. «Идея создания системы прослеживаемости движения драгметаллов и камней появилась в ходе дискуссии с коллегами из ФОИВов, — рассказала Гонаренко. — О маркировке тогда речь не шла. Уже во время работы мы отметили, что пробирное клеймо, существующее с 1700 года, за прошедшие годы видоизменялось лишь слегка». Исследование вопроса показало, что существенных новаций в эту сферу не привносилось, не смотря на наличие проблемы поддельных клейм. Как результат — выявлять изделия с фальшивым клеймом во время реализации довольно сложно. «В этой связи, на втором этапе разработки концепции ГИИС мы сфокусировали внимание на защите ювелирных изделий отечественных производителей от контрабанды и контрафакта», — сообщила спикер.

Немаловажно, что с запуском ГИИС для потребителя будет создана прозрачная процедура проверки подлинности материалов, из которых изготовлены ювелирные изделия. Необходимость введения этой новации вызвана тем, что сейчас ювелирное изделие, полностью произведенное на территории РФ, прошедшее клеймение, проверку в пробирной палате, может состоять, тем не менее, из материалов, происхождение которых нелегально.

Еще одна важная цель создания ГИИС ДМДК — максимальное упрощение административных процедур за счет их цифровизации. Пока что бизнесу необходимо представлять объемные отчеты в Минфин, пробирную палату, Минпромторг. Но в планах до конца года сделать максимальную оцифровку государственных услуг. Предполагается, что вся отчетность, которую должна сдавать организация, будет формироваться на платформе автоматически.

Предусмотрено, что с 1 сентября участники рынка должны встать на спецучет именно в ГИИС, поскольку сейчас, исходя из имеющейся статистики, непонятно, кто является активным участником на рынке, а кто — встал на спецучет, но не осуществляет свою деятельность. Таким образом, 1 сентября произойдет перезагрузка понимания относительно реальных участников рынка. К 1 марта 2022 года необходимо завершить декларирование остатков, в 2023 году все ювелирные изделия должны быть замаркированы, а к 2024 году, согласно плану, незамаркированных остатков не останется. «Это то, о чем нас просила отрасль», — подчеркнула Гончаренко.

Руководитель Федеральной пробирной палаты Ю. И. Зубарев добавил, что в настоящий момент происходит тестирование системы, на постоянной основе собирается обратная связь, возникающие вопросы решаются в регулярном диалоге с Гознаком.

«Большая информационная система не строится за один день. Как правило, в процессе перевода существующей нормативной базы — приказов, постановлений правительства — на язык цифры выявляются оборванные концы, всякие нелогичности, нестыковки, которые необходимо устранять. В этом смысле цифровизация — отличная возможность провести аудит существующей нормативной базы» — говорит Зубарев.

Новый формат потребителей

В 2020 году объем интернет-торговли в России вырос в два раза. Продажи ювелирных изделий онлайн принесли рекордную сумму — 30 миллиардов рублей. В первые три месяца 2021 года также зафиксирован рост продаж ювелирных изделий через Интернет.

«Мы предполагали, что после снятия ряда ограничений клиенты уйдут в офлайн магазины, но во время пандемии паттерны их поведения поменялись. Клиент стал более избирательным, он хочет рациональнее тратить время. Следовательно, онлайн-аудитория значительно расширилась: в прошлом году 60 миллионов человек хотя бы раз сделали покупку через интернет. Чтобы получить доступ к этой аудитории, бизнесу не нужно открывать торговые точки в каждом регионе страны, достаточно выйти в онлайн», — заметил Президент Ассоциации компаний интернет-торговли А. В. Соколов.

В этой связи, внедрение ГИИС становится еще более актуальным. Главным бенефициаром этой работы будет потребитель, поскольку сегодня, в эпоху интернет-торговли, он хочет быть уверенным в качестве приобретаемой продукции, хочет знать, из чего состоит ювелирное изделие, металл какой пробы использовался при его производстве. Вся эта история сохраняется в системе. Следовательно, изделие всегда будет в цене, независимо от того, кто его оценивает. «При правильном позиционировании и разъяснении клиентам того, что у них появилась новая возможность осуществить проверку изделия, мы получим новый формат потребителей, которые пойдут не только за ювелирным изделием, им будет интересна сопутствующая услуга по проведению этого изделия через систему ГИИС ДМДК», — резюмировал Соколов.

Прозрачность на первом месте

Генеральный директор АО «Приокский завод цветных металлов» В. С. Сонькин подчеркнул, что проблема прозрачности движения драгоценных металлов в России остро стояла перед аффинажными заводами не один год.

«Большинство заводов России, в том числе наш, имеют высокий статус Good Delivery. Мы обладаем соответствующими дипломами по четырем металлам: золоту, серебру, платине, палладию. Ежегодно проходим жесткий мониторинг для подтверждения этого статуса, ведь те предприятия, которые по разным причинам теряют его, теряют и свое лицо. Завод после этого можно закрывать — ни один банк не будет работать с предприятием, потерявшим этот статус. Для нас прозрачность рынка — наиважнейшая задача. Мы являемся активными участниками эксперимента в рамках внедрения новой системы. Все вопросы, которые у нас возникали, отработаны и решены пробирной палатой и Гознаком. Думаю, через год—полтора увидим реальный результат работы ГИИС. Если мы сделаем рынок прозрачным, открытым, то появится дополнительная выручка, вырастет оборот драгоценных металлов, будут налоговые отчисления, пополнятся бюджеты тех территорий, где идет добыча этого сырья и металлов. Прежде, в связи с непрозрачностью рынка, у нас были опасения относительно покупки драгметаллов. Так, за прошлый год из 98 тонн переработанного нашим заводом золота, мы смогли без рисков купить в виде ломов и других изделий всего 130 килограммов. Считаю, что с внедрением ГИИС ДМДК заметно увеличится рынок по производству банковских слитков для дальнейшей реализации населению», — сказал Владимир Сонькин.

Генеральный директор АО «Гознак» А. В. Трачук напомнил, что «Гознак» имеет более чем 300-летний работы с драгметаллами. При этом предприятие в курсе всех актуальных проблем рынка. В частности, проблемы разных налоговых режимов: когда есть изделия, которые облагаются и не облагаются НДС, это порождает риски, связанные с покупкой металла на свободном рынке. С другой стороны, Гознак имеет опыт в части систем прослеживаемости. К примеру, Гознак создал и работал с системой прослеживаемости товаров с символикой Олимпиады.

«В значительной мере тот опыт, который мы имели в части создания системы прослеживаемости, был положен в создание ГИИС ДМДК. Это чрезвычайно сложная система с многомерной структурой, которая охватывает все аспекты обращения драгоценных металлов», — подчеркнул Трачук.

Е. Ю. ВОСКАНЯН

Поделиться