«Бюджет» неоднократно писал о зеленых облигациях. Сегодня мы продолжим эту тему в интервью с Денисом Леонидовичем МИХАЙЛОВЫМ, руководителем ГБУ «Мосфинагентство».
— Денис Леонидович, тему зеленых облигаций сейчас, когда все эксперты говорят о замедлении экономической активности на фоне кризиса, активно обсуждают на самых различных уровнях и площадках. Это еще один, причем довольно эффективный, инструмент привлечения инвестиций в проекты, при этом направленные на улучшение экологической ситуации или хотя бы на минимизацию наносимого природе вреда. Московский опыт довольно широко растиражирован, и в целом так или иначе о зеленых облигациях чуть больше или чуть меньше знают все. Давайте поговорим о нюансах, об особенностях зеленого долгового финансирования по сравнению с традиционными способами заимствований. Что неочевидное, но важное следует знать и учитывать пользователям этого инструмента?
— Важной и не всегда осознаваемой особенностью организации зеленого финансирования является то, что субъекты экономической деятельности — будь то корпорации или органы власти, финансирующие проекты за счет зеленых инструментов, — несут более высокие издержки по сравнению с расходами на организацию классического заемного финансирования. Это связано с необходимостью осуществления обязательной процедуры верификации проектов, наличием расширенных обязательств перед инвесторами в части раскрытия информации, в том числе обязательств публиковать регулярную отчетность об использовании привлеченных средств.
По сути, корпорации, использующие зеленое финансирование, демонстрируют отказ от традиционной парадигмы максимизации дохода акционеров в пользу проектов, обеспечивающих наряду с выгодами для компании позитивный экологический или социальный эффект для всего общества. Точно так же местные органы власти могут выступать эмитентами зеленых облигаций, выручка, от размещения которых будет направляться на осуществление инвестиционных проектов по улучшению среды обитания с целью повышения качества жизни населения в регионе.
По результатам проведенных исследований эмиссия зеленых облигаций государственными органами является одним из наиболее эффективных путей развития данного сектора рынка. При этом одной из целевых групп инвесторов может выступать население, которое является главным бенефициаром зеленых проектов в регионе и которое, безусловно, заинтересовано в улучшении его экологического состояния.
— Повышенные издержки при подготовке эмиссии зеленых бондов должны иметь следствием с экономической точки зрения более низкую доходность таких облигаций по сравнению с классическими. Готовы ли инвесторы приобретать такие активы при наличии более доходных альтернатив?
— Зеленые облигации — это относительно новый финансовый инструмент, который быстро развивается в связи с растущими рисками изменения климата. Выручка от реализации таких облигаций направляется исключительно на финансирование проектов, улучшающих состояние окружающей среды. Для значительного числа инвесторов — как институциональных, так и физических лиц — данное обстоятельство является одним из решающих при выборе инструмента для инвестирования. Зачастую зеленые облигации эмитентов с высокими рейтингами, привлекающими финансирование для реализации верифицированных проектов, торгуются с премией по доходности к классическим облигациям сопоставимого уровня надежности. Среди розничных инвесторов спрос на такие инструменты отмечается в среде так называемого поколения миллениалов, осознающих риски изменения климата и готовых оказывать финансовую поддержку проектам и технологиям, предотвращающим негативные изменения экосферы планеты. Прослойка населения, осознающего эти риски и готового поддерживать усилия по их снижению, будет только расти.
— Существует ли международный опыт эмиссии зеленых долговых инструментов для розничных инвесторов?
— Полноценный международный опыт эмиссии зеленых финансовых инструментов для населения еще не сформировался. Однако выпуск такого инструмента — зеленых сберегательных облигаций для розничных инвесторов (Green Saving Bonds, GSB) — предусмотрен Концепцией зеленого финансирования правительства Объединенного Королевства, опубликованной в Великобритании в июне 2021 года. Как утверждается в концепции, GSB является первым в мире зеленым продуктом, предоставляющим физическим лицам возможность оказывать финансовую поддержку зеленым проектам. Эти облигации реализуются начиная с сентября текущего года через государственную сберегательную организацию National Saving and Investment (NS&I). Зеленая сберегательная облигация является инструментом, доходность которого фиксируется в момент инвестирования. Срок до погашения — три года от даты начала размещения. Досрочное погашение или откуп не предусмотрены. Минимальная сумма для инвестирования — 100 фунтов стерлингов, максимальная — 100 тысяч фунтов стерлингов. Инвестирование осуществляется только через онлайн-счет в банке, что исключает необходимость личного визита инвестора в NS&I.
Интерес представляет результат проведенного в этом году международного исследования на тему основных барьеров при инвестировании физическими лицами в зеленые облигации. Главным барьером оказались опасения, связанные с возможным неудовлетворительным финансовым результатом таких инвестиций по сравнению с инвестированием в традиционные облигации. Достаточно неожиданным результатом исследования оказались высокие опасения инвесторов быть обманутыми и инвестировать в проект, который закамуфлирован под зеленый, но таковым в действительности не является (так называемый greenwashing). Это явный сигнал добросовестным эмитентам о необходимости привлечения к верификации своих проектов авторитетных на рынке компаний, чье мнение снимет у инвесторов указанную озабоченность.
Результаты исследования также показали, что инвестиции в зеленые облигации в настоящее время рассматриваются большинством инвесторов как разовые, которые не включаются в инвестиционный портфель на постоянной основе. Однако уже сформировалась достаточно значительная — в сумме около 37 процентов — прослойка инвесторов, которая рассматривает зеленые облигации как возможную альтернативу традиционным корпоративным или суверенным облигациям. Формирующийся тренд свидетельствует, что в перспективе зеленые облигации станут частью облигационного портфеля наряду с более привычными в настоящее время долговыми ценными бумагами.
— В сентябре Правительство Москвы заявило о планах по выпуску зеленых облигаций для населения. Расскажите подробнее, что делается в этом направлении.
— По итогам размещения Москвой зеленых облигаций в мае 2021 года облигации на сумму около 700 миллионов рублей были приобретены инвесторами — физическими лицами. Этот результат можно рассматривать как подтверждение спроса на такой инструмент со стороны населения. В связи с этим изучается целесообразность реализации пилотного проекта эмиссии зеленых облигаций Москвы, предназначенных исключительно для инвесторов-физлиц. Проект находится в стадии проработки. Один из возможных вариантов — двух- или трехлетние облигации, размещаемые через один из маркетплейсов с доходностью, превышающей ставки по депозитам в ведущих банках. В отличие от британских сберегательных облигаций в Москве планируется предоставить инвесторам право досрочного предъявления облигаций к выкупу в период их обращения.
Правительство Москвы не рассматривает займы у населения в качестве значимого источника финансирования дефицита бюджета, поэтому планируемый объем выпуска — 5 миллиардов рублей — является достаточным для реализации пилотного проекта. Одновременно выпуск нового инструмента для инвестирования средств является возможностью для жителей с высокой социальной ответственностью принять личное участие в поддержке Правительства Москвы в его усилиях по решению экологических проблем в городе. Кроме того, выпуск такого финансового инструмента, проведение маркетинговой кампании в период его размещения будут дополнительным вкладом Москвы в решение государственной задачи повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА