В этом году Казначейство России отмечает тридцатилетие с момента образования. УФК по городу Москве — не только одно из самых крупных управлений в системе ведомства, но и одно из самых передовых: многие новации и уникальные проекты проходят обкатку именно здесь. Об актуальных задачах управления рассказал врио руководителя УФК по городу Москве Андрей Иванович Лукашов.
— Андрей Иванович, каждый год существования управления — отражение какой-то вехи в развитии всей системы Федерального казначейства. Назовите самые важные, на ваш взгляд, этапы ее становления.
— В этом году Федеральное казначейство празднует
Прежде всего необходимо отметить, что именно в Управлении Федерального казначейства по городу Москве вплоть до 2012 года обслуживались главные распорядители бюджетных средств. В этот период кассовый расход федерального бюджета с лицевых счетов получателей бюджетных средств, находящихся на обслуживании в управлении, составлял свыше 70 процентов общего объема расходов федерального бюджета.
С 1 января 2010 года на территории Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан было создано единое таможенное пространство, что предопределило необходимость распределения поступивших сумм таможенных платежей (ввозных таможенных пошлин) между государствами — участниками таможенного союза. Обеспечить выполнение данной задачи было поручено УФК по городу Москве.
Десять лет назад было принято решение об изменении границ города федерального значения Москвы за счет присоединения отдельных территорий Московской области. Наше УФК также принимало участие в реализации данного масштабного проекта. Так, для обслуживания бюджетов 21 нового муниципального образования в городе Троицке было создано отдельное структурное подразделение, которое в настоящее время обеспечивает обслуживание 168 лицевых счетов, открытых участникам и неучастникам бюджетного процесса Новой Москвы.
На 1 августа 2022 года: на обслуживании в УФК по Москве — 10 тыс. клиентов
На казначейском сопровождении — 45 тыс. проектов
В рамках централизованного учета на обслуживании — 26 клиентов
Количество обработанных операций — 95 млн на сумму почти 55 трлн руб.
В рамках расширенного казначейского сопровождения проведено 200 проверок
В рамках контроля в сфере закупок проверено 413 тыс. документов
В бюджеты перечислено 4,5 трлн руб.
Нельзя не вспомнить о периоде перевода на обслуживание в Федеральное казначейство бюджетов государственных внебюджетных фондов. В течение
Начиная с 2015 года органы Федерального казначейства приступили к осуществлению казначейского сопровождения средств, предоставленных из федерального бюджета отдельным юридическим лицам. При этом именно в УФК по городу Москве сосредоточились лицевые счета большинства исполнителей государственного заказа. За истекший период казначеи Москвы приняли участие в реализации таких проектов, как строительство транспортного перехода через Керченский пролив, организация и проведение в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка конфедерации FIFA 2017, строительство стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара», строительство музейных и культурных комплексов в городах Владивостоке, Калининграде, Севастополе и Кемерово, строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по программе «Сухой Суперджет» и других.
В настоящее время управление реализует как общие, характерные для территориального органа Федерального казначейства (казначейское обслуживание, ведение различных реестров), так и специальные задачи. Например, наше УФК является центром специализации по казначейскому сопровождению средств, предоставленных из федерального бюджета отдельным юридическим лицам, зарегистрированным в Московском регионе, выступает платежным центром для участников казначейского сопровождения, а также реализует внешний контроль деятельности аудиторских организаций.
— Когда вы начинали казначейское сопровождение, ощущали сопротивление клиентов?
— Все новое вызывает беспокойство. Казначейство — это орган, деятельность которого направлена в том числе на контроль целевого использования бюджетных средств и на недопущение иных финансовых нарушений. Последнее мы, кстати, масштабно осуществляем с этого года в рамках бюджетного мониторинга.
На начало 2015 года объем дебиторской задолженности федерального бюджета —около 4 триллионов рублей, из них 70% — задолженность по авансовым платежам
Всеобщей радости, конечно, не было. Но по мере того, как мы налаживали взаимодействие с нашими клиентами, подавляющее большинство из них начинали позитивно относиться к этому механизму. Более того, поскольку виды средств, подлежащие казначейскому сопровождению, определяются федеральным законом — а это далеко не все средства бюджета, — уже немало случаев, когда к нам обращаются представители бизнеса, сектора государственного управления с просьбой взять на казначейское сопровождение реализуемые ими проекты, которые по общему правилу казначейскому сопровождению не подлежат. Их мотивация — быть застрахованными от различного рода, скажем так, отклонений. Федеральное законодательство предусмотрело следующую модель: казначейское сопровождение может осуществляться в отношении средств, которые по закону под него не попадают, для этого издается отдельное распоряжение Правительства РФ. Подводя итоги семилетней работы по этому направлению, могу с уверенностью сказать, что подавляющее большинство представителей бизнеса поддерживают этот механизм.
— Какова сумма предотвращенных в результате казначейского сопровождения нарушений?
— При анализе эффекта от казначейского сопровождения целесообразнее говорить не о суммах, а о предотвращенных фактах нарушений. Здесь нам есть чем гордиться. Тенденция этого года: попытки отдельных наших клиентов — участников казначейского сопровождения совершать расходы, которые, по нашему мнению, являются неправомерными (позже нашу позицию разделили соответствующие государственные заказчики). Мы не допустили эти расходы. В этом и заключается основной смысл, и главный результат нашей работы — не допустить нецелевого использования средств.
Мы применяем две модели казначейского сопровождения — базовую и расширенную. В рамках первого варианта осуществляется контроль документов. В рамках второго — расширенного казначейского сопровождения — мы работаем так, как в Советском Союзе работал Стройбанк: не только проводим платежи, но и прежде, чем их провести, выходим на объекты и проверяем факты оказания услуги, поставки товара, выполнения работы.
Отдел обслуживания клиентов
В структуре Управления Федерального казначейства по Москве существует многофункциональный центр — отдел обслуживания клиентов. Каждый день его посещает до 1,2 тысячи человек, что сопоставимо с крупными МФЦ Москвы. Самая востребованная услуга — выдача сертификата электронной подписи. Кроме того, в центре принимают документы на открытие счетов и подключают к «Электронному бюджету».
Фактически старт расширенного казначейского сопровождения связан с подготовкой нашей страны к проведению Кубка конфедерации FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу — FIFA 2018 года. Именно в рамках данного мегапроекта первый вице-премьер Правительства РФ Игорь Иванович Шувалов поручил казначейству осуществить эксклюзивное казначейское сопровождение, направленное не только на контроль проведения платежей, но и на контроль факта оказания услуг. Одновременно мы отслеживали соблюдение установленного ограничения по маржинальности проекта. Все участники (исполнители) в совокупности не должны были заработать более 10 процентов цены государственного контракта. В результате в бюджет было возвращено свыше полумиллиарда рублей.
Итог уникальной работы в том, что мы не просто проконтролировали правомерность расходов, но и поспособствовали реализации принципа эффективности бюджетной системы, то есть достижению результата с наименьшими затратами.
— Какие проекты, в реализации которых принимало участие управление, были наиболее трудными или интересными?
— Интересных и непростых проектов достаточно много. Например, строительство транспортного перехода через Керченский пролив. Его особенностью являлась апробация комбинированного сопровождения — казначейско-банковского. Головному исполнителю и его исполнителю лицевые счета были открыты в УФК по Москве, счета иным участникам — в уполномоченном банке. При этом все финансовые операции, совершаемые как в казначействе, так и в банке, визуализировались в государственной автоматизированной системе «Управление».
Отдельное место занимает деятельность, связанная с ковидным периодом. Руководству страны необходимо было получать оперативную информацию об использовании средств федерального бюджета, выделенных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, в том числе на обеспечение выплат стимулирующего характера медицинским работникам. УФК по городу Москве было определено уполномоченным органом по централизованному сбору информации со всех субъектов РФ. Решая эту задачу, руководство и сотрудники управления работали фактически круглосуточно.
Мы являемся постоянным пилотом по вопросам, связанным с развитием казначейского сопровождения (в первую очередь в части апробации новых версий «Электронного бюджета»), а также с осуществлением мониторинга и анализа информации по казначейскому сопровождению средств, содержащейся в витрине «Казначейское сопровождение» этой информационной системы.
Отдельно следует отметить работу, проводимую в рамках бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей. Задача мониторинга — предупреждение и предотвращение финансовых нарушений участниками системы казначейских платежей. Когда участник казначейского сопровождения направляет нам документы для открытия лицевого счета, мы проверяем, не включен ли он в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения. При проведении платежа аналогичные проверки проводятся в отношении контрагента участника казначейского сопровождения. Кроме того, отдельно отслеживается статус участника казначейского сопровождения (реорганизация, ликвидация и так далее).
В 2021 году был успешно осуществлен переход на систему казначейских платежей. УФК по городу Москве также принимало участие в его реализации. При этом если в начале мы привлекались для пилотирования вопросов, связанных исключительно с казначейским сопровождением, то в дальнейшем периметр апробации был распространен на весь спектр видов казначейского обслуживания.
Особая задача Управления Федерального казначейства по городу Москве — казначейское обслуживание бюджета города, кассовое исполнение которого превышает 3 триллиона рублей. Для обеспечения оперативного управления доходами и расходами Москвы, а также принятия необходимых управленческих решений максимально сокращены сроки представления Департаменту финансов города Москвы регламентированной отчетности (до 09:00). Минимум два раза в день в адрес финансового органа направляется промежуточная отчетность. При необходимости обеспечивается проведение платежей за пределами рабочего дня.
— Управление реализует полномочия по внешнему контролю качества деятельности аудиторских организаций. В этом году наложены ограничения на проверки. Как вы работаете с учетом этого обстоятельства?
— В текущем году мы планировали провести 121 проверку аудиторских организаций, что в три раза превышает прежний среднегодовой объем проверок. Это связано с внедрением риск-ориентированного подхода. Он основывается на ранжировании объектов контроля в зависимости от общественной значимости организаций, которым аудиторская организация оказывала услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Например, максимальная категория риска — «чрезвычайно высокий» — присваивалась аудиторским организациям в случае проведения аудита в государственных корпорациях или компаниях, системно значимых кредитных организациях.
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2022 году введен мораторий на проведение проверок деятельности аудиторских организаций. В результате мы отменили 102 проверки. Однако это не означает, что за деятельностью аудиторских организаций отсутствует контроль.
В апреле текущего года УФК по Москве осуществило первые профилактические визиты и провело первые камеральные аналитические мероприятия, направленные на предупреждение и профилактику нарушений в сфере аудита. Профилактический визит проводится в форме разъяснительной беседы. Наша задача — проинформировать аудиторскую организацию об обязательных требованиях, предъявляемых к ее деятельности. Всего в течение 2022 года мы должны совершить 70 профилактических визитов.
Что касается, камеральных аналитических мероприятий, то это разновидность мониторинга, в рамках которого проводится анализ информации, размещенной в открытых источниках, на предмет соответствия деятельности аудиторской организации требованиям и стандартам. Мы запланировали в этом году 100 аналитических мероприятий, и уже сейчас с уверенностью можем говорить об их эффективности (вынесено 38 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований).
— Андрей Иванович, в 2014 году вы возглавили Управление Федерального казначейства по Республике Крым, то есть с нуля создавали казначейскую систему региона. Расскажите об этой работе.
— 24 марта 2014 года меня назначали врио руководителя УФК по Республике Крым (до этого я был заместителем руководителя УФК по Владимирской области). Первоначально команда из четырех сотрудников — я, юрист, бухгалтер и кадровик — отправилась в Симферополь. Позднее к нам присоединились коллеги и по другим направлениям деятельности. На протяжении 2014 года мы занимались не только организацией казначейского дела, но и выполняли уникальные функции. Например, нам было поручено проехать по всему Крыму для встречи с коллективами вновь образованных финансовых органов. В ходе встреч мы рассказывали о бюджетной системе России, организации бюджетного процесса, функционировании различных государственных информационных систем, казначейском (в то время кассовом) обслуживании.
Уже в начале июня был запущен процесс распределения доходов. Это можно было сделать и раньше, но невозможно распределять доходы, если нет налогоплательщиков, зарегистрированных в российской юрисдикции. Как только пошел процесс регистрации и, как следствие, перечисления налогов, мы тут же приступили к их распределению в бюджеты.
— Вернемся к текущему моменту. Какие новые задачи на горизонте? Какие пилотные проекты предстоит реализовать управлению?
— Руководство Федерального казначейства, и в первую очередь наш руководитель Роман Евгеньевич Артюхин, доверяет коллективу Управления Федерального казначейства по городу Москве реализовывать новое. В настоящее время управление участвует в десятке пилотных проектов, которые можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним пилотам относятся задачи по созданию новой формы паспорта территориального органа Федерального казначейства, выработке новых подходов к механизму интегральной оценки деятельности территориального органа при осуществлении контрольных и аудиторских мероприятий.
Среди внешних следует отметить:
- участие в разработке модели ведения казначейского учета в системе казначейских платежей;
- осуществление функции специализированного центра, обрабатывающего направляемые в рамках плановой смены запросы на изготовление сертификатов электронной подписи;
- апробацию осуществления бюджетного мониторинга при открытии лицевых счетов и проведении операций участников системы казначейских платежей.
— Чтобы выполнить все задачи с блеском, в первую очередь нужны образованные и умелые сотрудники. Какая работа проводится в Управлении для развития молодых специалистов?
— Для привлечения молодых специалистов на работу в Управление Федерального казначейства по Москве проводится целый ряд мероприятий. Среди них ежегодные дни открытых дверей, в рамках которых сотрудники УФК рассказывают студентам о деятельности казначейства. С каждым годом количество желающих посетить управление в день открытых дверей увеличивается. Например, в 2022 году в данном мероприятии приняли участие более 200 студентов из пяти высших учебных заведений.
На регулярной основе сотрудники УФК посещают различные высшие и среднеспециальные учебные заведения. Так, только за последнее время открытые лекции о деятельности Федерального казначейства прошли в трех вузах: МГУ, Финансовом университете при Правительстве РФ, Московском городском университете управления Правительства Москвы.
#448168+300_d#
У нас работает система наставничества. Закрепление конкретных наставников (опытных казначеев) за вновь пришедшими сотрудниками позволяет сократить период приобретения молодыми специалистами профессиональных знаний и умений, необходимых для успешного исполнения должностных обязанностей. В развитие данного направления в текущем году мы внедрили процедуру индивидуальных собеседований с сотрудниками, с которыми работают наставники. Хорошим стимулом для молодых специалистов становится возможность не только регулярно повышать свою квалификацию, но и поступать в рамках целевого набора в высшие учебные заведения по программам бакалавриата и магистратуры.
Кроме того, мы проводим конкурс «Лучший по профессии» среди структурных подразделений УФК. Например, ежемесячно оценку своей работы получают сотрудники отдела обслуживания клиентов, отдела государственной гражданской службы и кадров и других. С 2009 года у нас существует Молодежный совет — постоянно действующий совещательный орган, созданный с целью коллегиальной выработки решений по актуальным вопросам молодежной политики.
Пользуясь случаем, поздравляю своих коллег-казначеев с
Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО